Принципы управления организацией и персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть принципы управления организацией и персоналом.
Задачи работы:
Рассмотреть основные принципы и методы управления организацией и персоналом.
Рассмотреть действие принципов и методов управления организацией и персоналом на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1. Принципы управления организацией и персоналом
1.1Основные принципы управления организацией и персоналом
1.2 ЧАСТНЫЕ (локальные) принципы управления
1.3 Общее и отличие в принципах управления организацией и персоналом
1.4 Основные черты традиционных и современных принципов функционирования организации
1.5 Особенности системы управления персоналом как инновации
1.6 Взаимозависимость и эффективность принципов управления организаци-ей и персоналом
Глава 2. Реализация принципов управления персоналом в России
2.1. Общая характеристика предприятия кафе “Пиковая Дама”
2.2 Организация процесса управления предприятием
2.2.1. Производственная структура предприятия
2.2.2 ФУНКЦИИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ кафе “Пиковая Дама”
2.3 Организационная структура управления предприятием
2.3.1. Общая характеристика структуры управления
2.3.2.Функции управления
2.3.3Методы управления
2.4. Система контроля и учета на предприятии
2.5 Система оперативного управления предприятием
2.6. Стратегия предприятия, исходя из его миссии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом.гот.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.

Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и в первую очередь при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой работе.

- принцип автоматического  замещения отсутствующего:

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Есть одно, несколько неожиданное следствие этого принципа - важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение - принцип повышения квалификации:

Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования.

Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление  на всех уровнях управления - работники  низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации.

Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения  квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Последние достижения в  информационной технологии открывают новые возможности при решении проблем повышения квалификации. Весьма интересные перспективы открываются при использовании для системы индивидуального образования идей телеверситета - с помощью телесетей промышленные фирмы и отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время.

Принцип «Монтера Мечникова»

Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и  финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия.

Принцип имеет еще  одну область применения: оплата работы по конечным результатам. Труд требует вознаграждения, и делается только то, что вознаграждается.

- принцип цели:

В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Итак, один из важнейших принципов управленияможно сформулировать так - каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях.

 

 

 

1.2 ЧАСТНЫЕ (локальные) принципы управления

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

Любая деятельность имеет  свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления. С этим спорить нельзя, поскольку незнающий и несведущий менеджер – обуза для предприятия и враг собственника и общества.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство  не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности  свидетельствует о характере  людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина "иерархия" (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем, т. е. о т. н. восхождении человеческой пирамиды к Богу.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут  существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

Принцип планомерности  отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

 

1.3 Общее и отличие в принципах управления организацией и персоналом

 Целью управления как специфического рода деятельности является регулирование и координация общественного труда.

Управление подразделяется на четыре сферы, раскрывающие его (управления) различные структурные аспекты: управление продукцией, управление рынками, финансовое управление и управление персоналом.

До последнего времени  само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. Понимание кадрового управления как основного инструмента для достижения организационных целей выработано уже давно. Еще в книге О. Тида и Г. Метгелфа "Кадровая администрация: ее принципы и практика", обширном труде, вышедшем впервые в 1920 г. указывается, что "кадровая администрация является планированием, надзором, управлением и координацией той деятельности организации, которая включает достижение определенных целей этой организации с минимумом человеческих усилий и затруднений, с воодушевляющим единодушием кооперации и с истинной заботой о подлинном благосостоянии всех членов организации".

 Изменение приоритетов предпринимательской деятельности (функционирования бизнеса) - от получения бизнеса (в 50-е годы) к принятию теории социального контракта (бизнес своим существованием обязан обществу и должен нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом) - привело к изменению принципов функционирования производства , что непосредственно сказалось и на работе с персоналом.

ТРАДИЦИОННЫЕ  ПРИНЦИПЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Индивидуалистическая  этика, имущественное право, самостоятельные решения

Развитие социальной этики с упором на местное общество, коллективное участие и ответственность, 
социально-культурное воздействие на личное благосостояние

Личная выгода и процветание каждого - залог более высокого общественного благосостояния

Необходимость согласованных  общественных действии

Подъем эффективности  путем разделения труда 
и специализации

Осознание предела специализации  с позиций 
человеческой удовлетворенности

Предприятие как хозяйственная  единица

Организация предприятия  как социально-экономической системы

Максимизация прибыли  как единственная цель

Прибыль является главной  целью, но растет осознание социальных целей. Многоцелевая удовлетворенность

Универсальный упор на выгодные и эффективные экономические достижения

Упор на выгодность, эффективность  и удовлетворение участников

Организация предприятия  как закрытой системы

Организация предприятия  как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой

Реакция только на рынок  и конкурентную среду

Реакция на многие заинтересованные группы и социальные силы

Подход к деятельности правительства с позиций правительства

Понимание роли правительства  в соответствии с общественными целями

Человек стремится к использованию природы и господству над ней

Жизнь в гармонии с  природой и в подчинении ей

Сильная связь использования  экологических ресурсов с экономическим ростом

Осознание пределов роста  и действий для сохранения экологической  целостности

Неограниченное использование науки и техники.  Взгляд на науку с позиций невмешательства и детерминизма

Осознание предела науки  и техники. Признание необходимости  контроля над прикладным использованием техники

Сведение общественных ожиданий от предприятия к производству материальных ценностей и услуг

Общество ждет от предприятия  обращения к проблемам качества жизни в более широком смысле

Измерение достижений предприятия 

Оценка предприятия  по прибыли 




 

 

1.4 Основные черты традиционных и современных принципов функционирования организации

Важной особенностью внутрифирменного управления становится единое и комплексное воздействие на весь персонал в целом. В связи с этим складывается система кадровой работы, которая:

1) интегрирует управление персоналом  в общую систему управления фирмой, увязывает его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием НИР, производства, сбыта, повышения качества и т.д.;

2) включает развернутую систему  постоянных и программных мероприятий  по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и подготовки кадров, прогнозированию содержания работ;

3) предполагает тщательный учет (в том числе в информационных  системах) качеств и профессиональных  характеристик работников, а также результатов их деятельности;

4) предусматривает пропагандистскую  и воспитательную работу, как с работниками фирмы, так и с членами их семей (японская практика);

5) централизирует управление трудом  в фирме в руках одного из  ее лидеров, а также осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы.

Сущность управления персоналом заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь ее стратегических целей.

Обобщение опыта отечественных  и зарубежных

Организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом - обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. Организация - социотехническая система, где люди работают совместно ради достижения общих целей.

 Эффективное функционирование любой организации предполагает осознание всеми сотрудниками (а не только руководством) целей и ценностей организации и их участие в разработке политики организации.

Как следует из определения организации, она есть, прежде всего, совокупность двух подсистем: технической и социальной (или личностной, человеческой). Эти подсистемы осуществляют принципиально отличные функциональные действия, что позволяет их охарактеризовать как "жесткую" и "мягкую" соответственно.

Техническая подсистема - жесткая, поскольку  ее действия (т.е. реакция объекта управления на получаемые от органа управления приказы, программы по реализации цели) являются предсказуемыми и в высшей степени контролируемыми. Обычно такая система организуется как кибернетическая. Примером может быть конвейер, а наиболее концентрированно сущность жесткой системы проявляется в автоматических линиях.

Информация о работе Принципы управления организацией и персоналом