Принятие управленческого управления и их этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

Введение 1
1.ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1.Сущность и принципы принятия управленческих решений 2-5
1.2. Виды управленческих решений 5-9
1.3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 9-13
2.ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1.Диагностика проблемы 14-15
2.2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений 15-16
2.3.Определение альтернатив 16
2.4. Оценка альтернатив 17
2.5. Выбор альтернативы 17-18
2.6. Реализация решений 18
2.7.Обратная связь 18
3.МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Основные методы принятия управленческих решений 19-23
3.2. Моделирование в принятии решений 23-27
4. Процесс принятия управленческих решений на примере заседанья в г. Загорье 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35-38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39-40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 98.37 Кб (Скачать файл)

Концепция моделирования предполагает не только разработку модели, но также изучение ее свойств с целью получения  информации о реальном объекте. По сравнению  с «оригиналом» модель может иметь  совершенно иную природу. Поэтому между  реальным объектом и его моделью  должно быть установлено определенное соответствие (аналогия), от полноты  которого зависит адекватность модели. Обычно модели упрощают действительность и облегчают понимание сложностей реального мира. Поскольку форма  модели менее сложна, а все лишние и несущественные данные, затрудняющие понимание реальности, отбрасываются, модели часто повышают способность  людей к пониманию и разрешению возникающих перед ними проблем. Модели также помогают человеку выразить свои предпочтения и совместить их с опытом и суждениями экспертов  в процессе принятия личных и деловых  решений.

Существуют  три основные причины, объясняющие  использование моделей вместо попыток  «прямого взаимодействия с реальным миром».

Первая  причина -- сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно сложны. Чтобы бороться с этими сложностями, на помощь человеку приходят модели. Может показаться странным, но возможности человека повышаются, если он изучает реальность с помощью моделей. Это действительно так, поскольку реальный мир внутри и вне организации исключительно сложен, и фактическое число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому постичь реальность можно только одним способом -- упростить ее с помощью моделей.

Вторая  причина -- необходимость проведения экспериментов. На практике встречается много ситуаций, в которых желательно «опробовать» и экспериментально проверить возможные пути решения проблемы. Часто в таких ситуациях требуется принять важное решение, но провести эксперимент в реальной жизни нельзя, поскольку он требует больших затрат ресурсов и, как правило, имеет необратимые последствия. Поэтому в случае ошибки «отыграть» назад не представляется возможным. Решение должно быть тщательно обосновано и принято до начала практических действий. В этом случае снова на помощь приходят модели. Их ценность заключается в том, что эксперимент с реальным объектом заменяется экспериментом с его моделью.

И наконец, третья причина -- необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том, что они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.

Модели, используемые в управлении, можно  классифицировать по различным признакам. Основными среди них являются целевое назначение модели, зависимость  объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод  моделирования.

По целевому назначению различают описательные и нормативные модели. Описательные модели (дескриптивные) предназначены  для описания свойств или поведения  реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Поэтому иначе  они называются познавательными  моделями. Их развитие направлено на приближение  модели к реальности. Например, отчет  о деятельности фирмы или психологическая  характеристика личности -- это описательные модели. В отличие от них нормативные модели (прескриптивные) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Поэтому иначе они называются прагматическими моделями. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, поскольку они играют роль стандарта или образца, под который «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результаты. Например, к нормативным моделям относятся законы, уставы организаций, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения. Таким образом, основное различие между указанными типами моделей состоит в том, что описательные модели отражают существующее, а нормативные модели -- не существующее, но желаемое и, возможно, осуществимое.

По признаку зависимости объекта моделирования  от времени различают статические  и динамические модели. Статические  модели отражают конкретное состояние  реального объекта, которое со временем не меняется. Они представляют своего рода «мгновенную фотографию» интересующего  нас объекта. Примером статической  модели является описание значений показателей  эффективности организации в  некоторый момент времени. Динамические модели отражают процесс изменения  состояний реального объекта. Они  показывают различия между состояниями, последовательность смены состояний  и развитие событий с течением времени. Например, описание процесса изменения показателей эффективности  за некоторый период времени можно  рассматривать как динамическую модель организации.

По принципу моделирования различают аналитические  и имитационные модели. Аналитические  модели описывают определенные свойства реального объекта (существующие или  желаемые) с целью количественного  или качественного анализа его  состояния и поведения. Аналитические  модели не раскрывают «механизм» функционирования объекта моделирования, а лишь отображают этот объекте целом как совокупность его основных свойств (параметров, характеристик). Аналитические модели разрабатываются  путем сбора информации о реальном объекте и выявления основных закономерностей его функционирования. Имитационные модели, напротив, воспроизводят  поведение объекта, раскрывают «механизм» его функционирования путем имитации реальных процессов или явлений. Имитационные модели описывают не конечный результат исследования, а непосредственно  процесс функционирования реальных объектов с целью их изучения и  получения новой информации. Например, описание результатов проведения деловой  игры -- это аналитическая модель, а сама деловая игра ---- это имитационная модель функционирования организации. Имитационное моделирование является своеобразным экспериментированием с моделями реальных систем и открывает широкие возможности для их познания.

По методу моделирования различают материальные и абстрактные модели. Материальные модели предполагают использование  некоторого материального предмета, заменяющего в некотором смысле реальный объект. По своей природе  материальные модели делят на физические и аналоговые. Физические модели обеспечивают сходное геометрическое построение модели и оригинала (например, макеты выпускаемой продукции) или подобие физических процессов одинаковой природы, протекающих в модели и оригинале (например, испытания макетов продукции в лабораторных условиях). Частный случай -- натурное моделирование, когда основой модели является не макет, а сам реальный объект. В этом случае содержание процесса моделирования состоит в изучении результатов влияния на объект разнообразных факторов, создаваемых специально или возникающих естественно внутри него и в окружающей среде. Пример натурного моделирования -- испытания или опытная эксплуатация новых образцов продукции фирмы. В отличие от физических аналоговые модели обеспечивают подобие процессов, протекающих в модели и оригинале, но имеющих разную физическую природу. Так, движение стрелок часов -- это механический аналог течения времени или, например, колебания электрического тока в подходящих цепях можно рассматривать как аналог транспортных потоков или потоков информации в сетях связи.

Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его  моделью. Они не предполагают использование  каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения  объектов делятся на две группы -- знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью системы знаков или символов, описывающих свойства или поведение объекта. По способу их представления различают математические, графические, лингвистические и логические модели. К графическим моделям относят рисунки, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы. Лингвистические модели разрабатываются в форме текста на естественном языке. Логические модели формируются на специальных логических языках. С их помощью, например, описываются модели представления знаний в интеллектуальных системах.

Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей  играют математические модели, которые  строятся с помощью математических символов и выражений, описывающих  количественные отношения и связи  между объектами реального мира. Другим видом абстрактных моделей  являются интуитивные модели, которые  представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые  в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Концептуальные структуры-- это образы, ассоциации, идеи, возникающие в процессе человеческого восприятия, представления, мышления и воображения. Концептуальные модели -- это описание реальных или желаемых свойств объектов на содержательном уровне с помощью естественного языка. Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений. Например, такой подход применяется для выдвижения гипотез о способах решения сложных проблем, принятия интуитивных решений, проведения мысленного эксперимента, разработки сценариев и т.д.

Таким образом, в процессе оценивания альтернатив  люди сознательно или неосознанно  используют модели, которые позволяют  предвосхитить развитие событий  и оценить возможные последствия  каждого решения до того, как оно  будет принято и реализовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс принятия управленческих решений на примере заседанья в г. Загорье

    В городе Загорье приближается праздник - 500 лет со для основания. Городская дума решила отметить эту круглую дату, провести праздник, а заодно обеспечить пополнение городского бюджета. И вот мы присутствуем на заседании, где обсуждаются детали.                                                                                            Надо решить, где проводить праздник - на открытом воздухе или в здании городского театра. Финансовый результат праздника зависит от погоды, которая будет в тот день. При хорошей солнечной погоде все Загорье выйдет на улицы, праздничные мероприятия соберут массу участников, и городской бюджет пополнится солидной суммой. А если дождь? Загорцы - патриоты своего города, и праздничные эстрады, качели и карусели не будут пустовать, но их посетителей, празднующих под зонтиками, будет, конечно, много меньше, чем в солнечную погоду. Второй вариант - празднование в здании. Он явно выигрывает в случае дождя - праздновать под крышей явно лучше, чем под зонтиками. Однако в солнечную погоду многие жители Загорья предпочтут радоваться солнцу, гулять или работать в садах и огородах, но не праздновать в здании. Итак, каждый из двух вариантов решения имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей количественной информации:

- насколько  вероятна в день праздника  солнечная погода и насколько  - дождливая;

- каковы  финансовые результаты праздника  при различных вариантах сочетания  погоды и места проведения (а  таких сочетаний четыре: солнечно - проведение на открытом воздухе,  праздник под дождем, в театре  при солнце, в здании при дожде).

   На первый вопрос Дума поручает  ответить городскому Гидрометцентру, на второй - группе из режиссеров  праздника, бухгалтеров и представителей  торговых фирм. Перед началом  следующего заседания думцы Загорья  получают запрошенные ими количественные  данные, сведенные в таблицу. 

     Табл.1. Прибыль города при различных  вариантах проведения праздника

Погода

Праздник на открытом воздухе

Праздник в театре

Солнечно (60%)

1000

750

Дождь (40%)

200

500


     В Думе началась дискуссия.

- Надо  получить больше прибыли в  самом плохом случае, - сказал  осторожный Воробьев. - А хуже  всего - при дожде, доходы по  сравнению с солнечной погодой  уменьшаются при любом нашем  решении. При дожде на открытом  воздухе заработаем 200 тысяч, а  собравшись в театре - 500 тысяч.  Значит, надо проводить праздник в театре - и как минимум 500 тысяч нам обеспечены.

- Нельзя  быть таким пессимистом, - заявил  горячий Лебедев. - Чаще всего  в нашем городе солнечно, дожди  - лишь исключение. Надо быть оптимистами  - исходить из того, что все  пойдет, как мы хотим, будет  солнечно, мы проведем праздник  на открытом воздухе и получим  миллион в бюджет Загорья.

- На мой  взгляд, и пессимист Воробьев, и  оптимист Лебедев обсуждают крайние  случаи - самую худшую ситуацию  и самую лучшую. А надо подходит  к ситуации со всех сторон, учесть обе возможности, - начал  выступление обстоятельный Чибисов,  профессор-математик местного университета, специалист по теории вероятностей. - Рассмотрим сначала первый вариант  - праздник на открытом воздухе.  Мы получим 1000 тыс. в 60 % случаев  (когда будет солнце) и 200 тыс.  в 40 % случаев (при дожде), значит, в среднем 1000 х 0,6 + 200 х 0,4 = 600 + 80 = 680 тысяч. А для второго  варианта аналогичный расчет  дает 750 х 0,6 + 500 х 0,4 = 450 + 200 = 650 тыс.  Значит, надо проводить праздник  на открытом воздухе.

- Коллега  Чибисов рассуждает так, как  будто мы будем отмечать 500 лет  Загорья каждый год, да и  все данные в таблице лет  сто не изменятся, - вступил в  дискуссию экономист Куликов. - Но  нам предстоит провести только  один праздник, и сделать это  надо так, чтобы потом не  жалеть об упущенных возможностях. Если мы решим проводить торжества  на открытом воздухе, а пойдет  дождь, то получим 200 тыс. вместо 500 тыс. при решении, соответствующе  погоде, т.е. упущенная выгода  составляет 500 - 200 = 300 тыс. При праздновании  в театре в случае солнечной  погоды упущенная выгода составит 1000 - 750 = 250 тыс., т.е. будет меньше. Значит, надо отмечать 500 лет Загорья  в театре.

- Подведем  итоги, - взял слова председательствующий  Медведев. - Выступили четверо, каждый  привел убедительные доводы в  пользу того или иного решения.  При этом за проведение торжества  в театре выступили Воробьев  и Куликов, а за проведение  мероприятия на открытом воздухе  - Лебедев и Чибисов. Будем голосовать.

Результаты  голосования - 15 думцев за торжество  за открытом воздухе, 8 (в основном представители старшего поколения) - за проведение его в театре. Решение принято - 500 лет Загорья будут отмечаться на открытом воздухе.

Информация о работе Принятие управленческого управления и их этапы