Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Введение 1
1.ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1.Сущность и принципы принятия управленческих решений 2-5
1.2. Виды управленческих решений 5-9
1.3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 9-13
2.ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1.Диагностика проблемы 14-15
2.2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений 15-16
2.3.Определение альтернатив 16
2.4. Оценка альтернатив 17
2.5. Выбор альтернативы 17-18
2.6. Реализация решений 18
2.7.Обратная связь 18
3.МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Основные методы принятия управленческих решений 19-23
3.2. Моделирование в принятии решений 23-27
4. Процесс принятия управленческих решений на примере заседанья в г. Загорье 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35-38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39-40
Концепция
моделирования предполагает не только
разработку модели, но также изучение
ее свойств с целью получения
информации о реальном объекте. По сравнению
с «оригиналом» модель может иметь
совершенно иную природу. Поэтому между
реальным объектом и его моделью
должно быть установлено определенное
соответствие (аналогия), от полноты
которого зависит адекватность модели.
Обычно модели упрощают действительность
и облегчают понимание
Существуют три основные причины, объясняющие использование моделей вместо попыток «прямого взаимодействия с реальным миром».
Первая причина -- сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно сложны. Чтобы бороться с этими сложностями, на помощь человеку приходят модели. Может показаться странным, но возможности человека повышаются, если он изучает реальность с помощью моделей. Это действительно так, поскольку реальный мир внутри и вне организации исключительно сложен, и фактическое число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому постичь реальность можно только одним способом -- упростить ее с помощью моделей.
Вторая причина -- необходимость проведения экспериментов. На практике встречается много ситуаций, в которых желательно «опробовать» и экспериментально проверить возможные пути решения проблемы. Часто в таких ситуациях требуется принять важное решение, но провести эксперимент в реальной жизни нельзя, поскольку он требует больших затрат ресурсов и, как правило, имеет необратимые последствия. Поэтому в случае ошибки «отыграть» назад не представляется возможным. Решение должно быть тщательно обосновано и принято до начала практических действий. В этом случае снова на помощь приходят модели. Их ценность заключается в том, что эксперимент с реальным объектом заменяется экспериментом с его моделью.
И наконец, третья причина -- необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том, что они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.
Модели, используемые в управлении, можно классифицировать по различным признакам. Основными среди них являются целевое назначение модели, зависимость объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод моделирования.
По целевому назначению различают описательные и нормативные модели. Описательные модели (дескриптивные) предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Поэтому иначе они называются познавательными моделями. Их развитие направлено на приближение модели к реальности. Например, отчет о деятельности фирмы или психологическая характеристика личности -- это описательные модели. В отличие от них нормативные модели (прескриптивные) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Поэтому иначе они называются прагматическими моделями. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, поскольку они играют роль стандарта или образца, под который «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результаты. Например, к нормативным моделям относятся законы, уставы организаций, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения. Таким образом, основное различие между указанными типами моделей состоит в том, что описательные модели отражают существующее, а нормативные модели -- не существующее, но желаемое и, возможно, осуществимое.
По признаку
зависимости объекта
По принципу
моделирования различают
По методу
моделирования различают
Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его моделью. Они не предполагают использование каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения объектов делятся на две группы -- знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью системы знаков или символов, описывающих свойства или поведение объекта. По способу их представления различают математические, графические, лингвистические и логические модели. К графическим моделям относят рисунки, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы. Лингвистические модели разрабатываются в форме текста на естественном языке. Логические модели формируются на специальных логических языках. С их помощью, например, описываются модели представления знаний в интеллектуальных системах.
Ведущую
роль среди всех форм знаковых моделей
играют математические модели, которые
строятся с помощью математических
символов и выражений, описывающих
количественные отношения и связи
между объектами реального
Таким образом,
в процессе оценивания альтернатив
люди сознательно или неосознанно
используют модели, которые позволяют
предвосхитить развитие событий
и оценить возможные
Процесс принятия управленческих решений на примере заседанья в г. Загорье
В городе Загорье приближается праздник
- 500 лет со для основания. Городская дума
решила отметить эту круглую дату, провести
праздник, а заодно обеспечить пополнение
городского бюджета. И вот мы присутствуем
на заседании, где обсуждаются детали.
- насколько вероятна в день праздника солнечная погода и насколько - дождливая;
- каковы
финансовые результаты
На первый вопрос Дума
Табл.1. Прибыль города при различных вариантах проведения праздника
Погода |
Праздник на открытом воздухе |
Праздник в театре |
Солнечно (60%) |
1000 |
750 |
Дождь (40%) |
200 |
500 |
В Думе началась дискуссия.
- Надо
получить больше прибыли в
самом плохом случае, - сказал
осторожный Воробьев. - А хуже
всего - при дожде, доходы по
сравнению с солнечной погодой
уменьшаются при любом нашем
решении. При дожде на
- Нельзя быть таким пессимистом, - заявил горячий Лебедев. - Чаще всего в нашем городе солнечно, дожди - лишь исключение. Надо быть оптимистами - исходить из того, что все пойдет, как мы хотим, будет солнечно, мы проведем праздник на открытом воздухе и получим миллион в бюджет Загорья.
- На мой
взгляд, и пессимист Воробьев, и
оптимист Лебедев обсуждают
- Коллега
Чибисов рассуждает так, как
будто мы будем отмечать 500 лет
Загорья каждый год, да и
все данные в таблице лет
сто не изменятся, - вступил в
дискуссию экономист Куликов. - Но
нам предстоит провести только
один праздник, и сделать это
надо так, чтобы потом не
жалеть об упущенных
- Подведем
итоги, - взял слова
Результаты голосования - 15 думцев за торжество за открытом воздухе, 8 (в основном представители старшего поколения) - за проведение его в театре. Решение принято - 500 лет Загорья будут отмечаться на открытом воздухе.
Информация о работе Принятие управленческого управления и их этапы