Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа
Много ли настоящих лидеров в мире? Тех, за кем пойдут люди, кому верят, доверяют, уважают, чьи идеи близки большинству и у кого есть беспрекословный авторитет. Вовсе нет, выдающихся лидеров не так уж и много, да и большинство из них появляются в обществе лишь в моменты сильных социальных потрясений. Что же касается лидеров в предпринимательских кругах, то тут будет интересно сравнение: если по социологическим данным людей, готовых идти на риск и заниматься предпринимательством в обществе около 10%, то толковых лидеров еще меньше. Актуальность настоящей курсовой работы обосновывается тем немаловажным значением лидерства, которое оно приобрело в современном мире.
Введение 4
I. Теоретические аспекты лидерства в менеджменте
1.1 Природа лидерства 7
1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией 10
1.3 Характеристика основных теорий лидерства
Ситуационные теории лидерств 15
Поведенческие теории лидерства 28
Теории лидерских черт 39
II. Общая экономическая характеристика объекта исследования
2. 1 Краткая история объекта исследования 47
2. 2 Пример лидерства в управлении организацией 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 56
В нашей работе сухим остатком из концепций этого подхода, следует взять тот момент, что в развитии студенческих лидеров мы должны не только обращать внимание на профессиональную, концептуальную или операциональную подготовку будущих лидеров, но и на межличностный аспект их подготовки, на умение понимать людей, ладить с ними, воодушевлять их, вести их за собой, на формирование основ своего собственного влияния в организации, на разумное использование имеющихся у лидера формальных источников власти в организации. Не будем забывать, что лидерство в вузе для молодых людей это не только серьезная жизнь, но, все же, подготовка к еще более серьезной взрослой жизни, где прав на ошибку будет гораздо меньше.
Теория лидерских качеств, пытавшаяся установить, какие качества помогают человеку стать лидером, делала акцент преимущественно на позиционном аспекте. Разнообразие и противоречивость качеств, обнаружившихся у известных лидеров прошлого, поставили под сомнение сам методический подход к изучению лидерства (Stogdill, 1948), хотя работы этого направления появлялись в недавнем прошлом и появляются сейчас.
Со времен
создания теории лидерских качеств
неоднократно предпринимались попытки
определения областей компетенции
эффективного лидера. Эти попытки, несмотря
на критическую линию в оценке
теорий подобного рода, вполне оправданы,
поскольку с помощью них
Один из пионеров изучения лидеров Р. Стогдилл считал, что в основном лидеров характеризует пять качеств:
Однако этот перечень качеств отнюдь не гарантирует «появления на свет» лидера. Ведь очень многие люди, обладающие набором этих качеств, вовсе не проявляют себя в роли лидеров. Они живут, и неплохо, своей собственной жизнью и интересами, даже не делая попыток возглавить что-либо или восстать против существующей вокруг несправедливости и ненормальности. Вокруг себя мы видели и видим много студентов: умных, с явными доминантными наклонностями, уверенными и энергичными, хорошо разбирающихся в том или ином вопросе. Однако они никогда даже не пытались решить основную проблему своих групп, коллективов, предпочитая работать в одиночку, сосредоточившись либо на своем учебном успехе, либо на каких-то занятиях и хобби, лежащих вне образовательного учреждения.
Интересный
результат был получен
Последующее
изучение привело к выделению
следующих четырех групп
Например,
среди физических качеств лидера
некоторые исследователи
Вот еще один из перечней качеств, которые
наиболее часто встречаются у успешного
лидера. (Источник: Виханский О.С., Наумов
А.И. Менеджмент. 3—е изд.: Гардарика, 1998
(табл.10.2.))
Таблица 2.
Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера
1. Интеллектуальные способности:
- ум и логика;
- рассудительность;
- проницательность;
- оригинальность;
- способность к концептуализации;
- образованность;
- знание дела;
- умение выражать свои мысли;
- любопытство и способность осваивать
новые знания и навыки;
- острая интуиция.
2. Черты характера личности:
- инициативность;
- гибкость;
- бдительность;
- созидательность и творчество;
- честность;
- целостность личности;
- уверенность в себе;
- уравновешенность;
- независимость;
- самостоятельность;
- амбициозность;
- потребность в достижениях;
- настойчивость и упорство;
- энергичность;
- властность;
- работоспособность;
- агрессивность;
- стремление к превосходству;
- обязательность;
- участливость.
3.Приобретенные
умения:
- умение заручаться поддержкой;
- умение кооперироваться;
- умение завоевывать популярность
и престиж;
- такт и дипломатичность;
- умение брать на себя риск и ответственность;
- умение убеждать;
- умение изменять себя;
- надежность;
- умение шутить и понимать юмор;
- умение разбираться в людях.
Данный перечень вовсе не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно подчеркнуть:
а) многими из этих качеств можно овладеть в результате целенаправленной воспитательной или самовоспитательной работы;
б) они задают определенный ориентир для молодых людей, стремящихся выделиться и занять позицию лидера, т.е. являются мощными мотиваторами их индивидуального поведения.
Весь ресурс «психологии лидерских черт» разбросанный по самым различным научным источникам, художественной литературе, мемуарам и воспоминаниям, может и обязан послужить педагогам в деле подготовки и развития студенческих лидеров, а студенческим лидерам – в саморазвитии и самоподготовке.
М. Вудкок и Д. Фрэнсис в своей
книге «Раскрепощенный
Характеристики эффективного руководителя (с.172-173)
Ясно, что само содержание этого списка – это ценный, получивший признание опыт, который позволяет нам строить практически ориентированные программы работы с будущими лидерами.
К теориям черт можно отнести и так называемые концепции харизматического лидера (например, модная когда-то и в определенных кругах модель Конгера) и лидера – реорганизатора. Эти концепции, возникшие относительно недавно, уже после того как мода на теорию черт благополучно прошла, вновь возвращают нас к ней уже на иной более современной и аргументированной основе.
Харизма (от греческого charisma - милость, божественный дар) является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователем. Как источник лидерской власти харизма связана со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю возможность эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что эффект харизмы связан со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на внутренний мир своих последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят и что творят. Потребность во власти мотивирует их стремление стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание такого человека быть деятельным предает людям чувство того, что он способен стать лидером. Их успешные действия вызывают у последователей энтузиазм, прилив сил. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как эффективное моделирование ролевого поведения, создание образа, постановка простых и динамичных целей, упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирования у последователей импульса к действиям. Типичный пример харизматического лидера в политической жизни страны – Владимир Жириновский. В практике вузовской жизни нам подобный тип приходилось встречать гораздо реже. Возможно, проблема появления и выживания данного типа лидера упирается в потолок тех незыблемых бюрократических норм, которые, не смотря на все революции 90-х годов, продолжают процветать в большинстве российских вузов.
Информация о работе Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства