Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа
Много ли настоящих лидеров в мире? Тех, за кем пойдут люди, кому верят, доверяют, уважают, чьи идеи близки большинству и у кого есть беспрекословный авторитет. Вовсе нет, выдающихся лидеров не так уж и много, да и большинство из них появляются в обществе лишь в моменты сильных социальных потрясений. Что же касается лидеров в предпринимательских кругах, то тут будет интересно сравнение: если по социологическим данным людей, готовых идти на риск и заниматься предпринимательством в обществе около 10%, то толковых лидеров еще меньше. Актуальность настоящей курсовой работы обосновывается тем немаловажным значением лидерства, которое оно приобрело в современном мире.
Введение 4
I. Теоретические аспекты лидерства в менеджменте
1.1 Природа лидерства 7
1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией 10
1.3 Характеристика основных теорий лидерства
Ситуационные теории лидерств 15
Поведенческие теории лидерства 28
Теории лидерских черт 39
II. Общая экономическая характеристика объекта исследования
2. 1 Краткая история объекта исследования 47
2. 2 Пример лидерства в управлении организацией 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 56
И, все-таки, теория черт не спешит умирать и вновь и вновь будоражит умы ученых мужей. Р. Кричевский (2001) в одной из своих книг вновь обращает наше внимание на значение личностных черт в применении к феномену лидерства, приводя в качестве примера исследование Р. Хогана с соавторами, в котором эти ученые попытались выяснить, какие из факторов «Большой пятерки» (модной сейчас пятифакторной перспективной) можно рассматривать в качестве детерминантов лидерства. С этой целью ученые обратились к данным функционального справочника Р. Стогдилла (Stogdill, 1974), интерпретируя отдельные проводимые там черты как относящиеся именно к лидерству. Кроме того, были обобщены данные ряда современных исследований внезапно проявляющегося лидерства, в котором посредством различных психологических тестов изучалась связь между чертами и лидерством.
В итоге был сделан вывод о том, что, по меньшей мере, четыре фактора модели «Большой пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов лидерства:
Очень похоже на то, что смерть теории черт в понимании лидерства большей частью преувеличена. Теория черт умерла, да здравствует теория черт! В практике выделения и отбора лидеров в условиях вузовской жизни, мы столкнулись как раз именно с таким обстоятельством. Когда начинаешь целенаправленно наблюдать за студентами, то, в первую очередь, начинаешь выделять у них какие-то черты личности, особенности характера и поведения. Возможно, особенно на первых курсах, они не смогли проявить себя как лидеры. Но, если создать соответствующие психолого-педагогические условия (например, выполнение какого-либо проекта, скажем большой экономической и политической игры), то проявления лидерских качеств становятся вполне возможными. Ну, а если дать студентам возможность занять какой-либо институциональный пост в студенческой организации, то проявление лидерского типа поведения, даже, несмотря на то, что человек не всегда предрасположен или не готов к тому, чтобы стать лидеров, может ожидать с самой высокой вероятностью. Это как раз тот случай, когда стать лидером молодого человека подстегивает и учит сама ситуация.
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
РГТЭУ был основан 12 марта 1804 года на средства Московского купеческого общества.
Свою
историю как учебное заведение,
готовящее специалистов для торгово-экономической
сферы из числа представителей средних
слоёв общества, РГТЭУ ведёт от
Московского коммерческого
С возобновлением в Москве в период НЭПа подготовки специалистов среднего профессионального образования было возобновлено и дело Московского коммерческого училища в том виде, как оно замышлялось. С объединением Торгового техникума с Технологическим колледжем питания, Университетом коммерции (в ХХ веке – Всесоюзный заочный институт советской торговли), Промышленно-экономическим колледжем и рядом других торгово-промышленных учебных заведений Москвы и сложился с 2002 года Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ), на более высоком уровне продолжающий дело и традиции императорского Московского коммерческого училища (МКУ).
РГТЭУ как многоуровневый университетский комплекс развивает семь укрупненных групп специальностей, с традиционно повышенным вниманием к подготовке кадров для торговли и сферы услуг. Ныне в РГТЭУ около 70 тысяч студентов обучаются по 22 специальностям среднего профессионального образования и 27 специальностям и направлениям высшего профессионального образования. Существуют программы многоступенчатого и многоуровневого образования, действуют аспирантура и докторантура. Работают пять докторских диссертационных советов.
РГТЭУ состоит из 9 факультетов 4 колледжа и техникума 27 институтов и филиалов в регионах Российской Федерации 1 филиала в Бишкеке (Киргизия). В университете работают 231 кафедра, 12 научно-исследовательских и учебных центров, институт повышения квалификации и переподготовки.
Среди крупных компаний, с которыми РГТЭУ поддерживает наиболее тесные связи, направляя туда на практику студентов, рекомендуя выпускников, такие как ТД ГУМ, ТД «Седьмой континент», ТД «Перекресток», «Центр международной торговли», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», отели «Метрополь» и «Националь», сеть ресторанов «Сбарро», сеть универсамов «Паттерсон» и другие.
Хронология становление университета:
Самым наглядным примером в РГТЭУ среди студентов будет служить председатель студсовета Волгина Ульяна. Для раскрытия её как лидера, необходимо проанализировать её управленческую деятельность, используя теории лидерства. В роли председателя студсовета она состоит менее полугода, однако, уже сейчас можно сделать определенные выводы из проделанной ею работы.
При взгляде
на данного лидера с позиции теоретической
модели Фидлера необходимо рассмотреть
три фактора в управленческой
деятельности. Во первых в отношениях
между Ульяной и членами
Если
рассматривать данного лидера с
точки зрения подхода Теренса
Митчелла и Роберта Хауса «путь-цель»,
то у неё можно выделить в большей
степени инструментальный стиль, суть
которого состоит в большей ориентации
на задачу, нежели на человека и человеческие
отношения. Это проявляется в
её манере управления, когда она
ставит задачу перед студентом и
всю ответственность за результаты
решения этой задачи отдает ему же.
Также инструментальный стиль сочетается
со стилем, поощряющим участие студентов
в принятии решений, что проявляется
в консультативной форме
В контексте ситуационной теории жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара Ульяне в большей мере соответствует стиль лидерства «делегировать», который заключается в предоставлении самостоятельности в решении задачи студентам. Однако стоит тут же оговориться, в некоторых случаях, например при работе с первокурсниками, либо при наличии неопределенности в задаче, её стиль управления может меняться и на стиль «давать указания, и на «продавать», и на «участвовать». Здесь все зависит в большей мере от ситуации.
При рассмотрении лидера через призму ситуативной модели Виктора Врума и Филиппа Йеттона можно сделать вывод, что председатель использует консультативный стиль, при котором излагает возникшую проблему студентам, вместе с ними находит и оценивает альтернативы и пытается достичь согласия касательно выбора альтернативы.
Находит свое подтверждение и теория вертикальной парной связи (ВПС) Джорджа Грина. Во взаимодействии председателя со студентами можно проследить наличие внутригрупповых членов и внегрупповых. Это тенденция проявляется по нескольким причинам, одна из которых степень ответственности членов студсовета за выполняемые задания, другая относится к личностным симпатиям и неприязням.
В рамках поведенческих теорий лидерства надо отметить демократический стиль поведения председателя студсовета, одинаково сосредоточенный как на работу, так и на человека. В решетке Блэйка и Мутона её стоит поставить на позицию 5.5 – умеренное внимание к работе и людям.
Если рассмотреть нашего лидера с позиции теории лидерских черт, то тут ей соответствуют такие черты как: ум и логика, рассудительность, образованность, независимость, обязательность, настойчивость и упорство. Обладая этими качествами, Ульяна проявляет себя как способный руководитель, которому подвластно поставить цель перед своими последователями, а не заниматься беготней и выполнением чужих обязанностей. В своем стиле управления она кардинально отличается от предыдущего председателя студсовета.
За свой
небольшой срок председательства она
еще не успела до конца раскрыться
как лидер. Есть ещё и лидерский
потенциал и возможность
Умение быть лидером необходимо не только руководителям и менеджерам, но и их подчиненным. Ведь лидерство заключается не столько в доминировании над другими людьми, сколько в умении управлять собой, своими эмоциями, умение быстро и четко принимать решения, умение работать в команде, постоянном самоанализе и самообучении, быстрой адаптации к ситуации, готовности к непредвиденным обстоятельствам, творческом подходе к работе. А эти навыки просто необходимы обычным работникам. Они то, как раз, и будут играть ключевую роль в повышении производительности труда.
Информация о работе Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства