Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Много ли настоящих лидеров в мире? Тех, за кем пойдут люди, кому верят, доверяют, уважают, чьи идеи близки большинству и у кого есть беспрекословный авторитет. Вовсе нет, выдающихся лидеров не так уж и много, да и большинство из них появляются в обществе лишь в моменты сильных социальных потрясений. Что же касается лидеров в предпринимательских кругах, то тут будет интересно сравнение: если по социологическим данным людей, готовых идти на риск и заниматься предпринимательством в обществе около 10%, то толковых лидеров еще меньше. Актуальность настоящей курсовой работы обосновывается тем немаловажным значением лидерства, которое оно приобрело в современном мире.

Содержание

Введение 4
I. Теоретические аспекты лидерства в менеджменте
1.1 Природа лидерства 7
1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией 10
1.3 Характеристика основных теорий лидерства
Ситуационные теории лидерств 15
Поведенческие теории лидерства 28
Теории лидерских черт 39
II. Общая экономическая характеристика объекта исследования
2. 1 Краткая история объекта исследования 47
2. 2 Пример лидерства в управлении организацией 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 169.95 Кб (Скачать файл)

Насколько перспективно использовать подход Хауса  в студенческой среде? В своей практике мы сталкивались со студентами, желающими автономии и самостоятельности. Как правило, излишнее доверие к студентам, попытка передать им все бразды правления, даже при их остром желании все делать самостоятельно, чревато разными последствиями. Например, задача будет нерешена и брошена на полпути или решена так, что у поставившего его человека волосы могут встать дыбом. С другой стороны, помня о том, что студент должен учиться и на собственных ошибках тоже, вполне приемлемо давать студентам определенные решения на самостоятельную проработку. Еще, гораздо полезнее, стать для них полноправным партнером, который тактично, порой незаметно для них самих, направляет движение их «ума и воли» в нужном направлении. По мере развития студенческой группы или коллектива вполне приемлемым будет ситуация полной передачи ответственности за исполнение той или иной задачи на плечи студентов. Более того, особо приятным является тот момент, когда к твоей помощи студенты больше не обращаются, а все прекрасно делают сами. Это, наверное, самый лучший результат обучения и воспитания в вузе. 

В нашей  практике случались провалы из-за переоценки студентами своих возможностей и недооценки ими ситуации. С одной  стороны провалы и сбои в работе всегда влекут за собой негативные эмоции. Однако надо помнить и о  том, что ситуации «провалов и  сбоев» являются неплохой педагогической возможностью – студенты начинают «слушать и слышать» мудрые слова  их старшего товарища и исправляют свои оплошности. Он же завоевывает  необходимый авторитет и доверие. 

Поль  Херси и Кен Бланшар разработали  ситуационную теорию лидерства, которую  они назвали теорией жизненного цикла. Согласно ей самые эффективные  стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует  определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп  подразумевает способность нести  ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую  необходимо выполнить. Согласно Херси  и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой  конкретной ситуации. Другими словами, в зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. На основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы.

Имеются четыре стиля лидерства, которые  соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей:

  1. «Давать указания»;
  2. «Продавать»;
  3. «Участвовать»;
  4. «Делегировать».

Первый  стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности  на задачу и малую – на человеческие отношения. Этот стиль называется «давать  указания»: он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости. Здесь этот стиль вполне уместен потому что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать на конкретную задачу, и им требуется соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль. Такой стиль в вузовской жизни, конечно же, больше характерен для учебных задач, которые могут вызывать негативное отношение со стороны учащихся. В то же время, при решении задач воспитательного плана он тоже возможен. Нередко учащихся нельзя заставить выполнить что-то помимо учебного минимума. Но, все-таки, их можно заинтересовать. При этом если они выполняют проект в первый раз, или он достаточно сложен (например, проведение сложной студенческой конференции или форума), то «инструктирование», пожалуй, наиболее приемлемый способ работы педагогов со студентами.

Второй  стиль – «продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В  этой ситуации подчиненные хотят  принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости. Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать. В то же время руководитель поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.

Третий  стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень – на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять и им не требуется конкретных указаний. Однако они также должны хотеть и сознавать свою причастность к выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких указаний. В сущности, руководитель и подчиненные вместе принимают решения, и это способствует их большему участию и причастности. Подобного рода ситуации и стиль руководства вполне часто встречаются в студенческой жизни. Пытаясь навязать собственное решение задачи, педагог часто терпит фиаско, так как такой подход студентов не вдохновляет. Если же задача передается им, то они, часто отходя от заданных педагогов параметров, подобного рода задачи решают. Если откровенного вреда такая «самостоятельность» организации не приносит, то подобные «уловки» педагогов или опытных студентов не только приемлемы, но и единственно возможны для результативной деятельности студенческих групп и коллективов. Что с трудом «пробивает» к жизни педагог, студенты вместе делают «на ура».

Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу. Такая ситуация в студенческой среде – это триумф педагогической деятельности. При этом преподавателям остаётся только служить им своеобразной «крышей», которая предохраняет их от различного рода бюрократического «дождя», который в любой момент может обрушиться на них по всевозможным поводам: «не справляются с учебой», «лезут, куда не надо», «берут деньги», «должны все делать бесплатно и радоваться» и т.д. и т.п.

Как и  другие ситуационные модели, модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует  гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного  метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей на «давать  указания», «продавать», «участвовать»  и «делегировать» и неясность  в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой  степенью гибкости, как требует модель. Вместе с тем прикладной характер и прикладная эффективность модели нам представляется очевидной. Интуитивно руководителю совсем не трудно определить «степень зрелости» той или иной команды в той или иной ситуации. В нашем случае это касается и  взрослых и студенческих лидеров. 

Еще одной  ситуативной моделью лидерства  стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном (Vroom and Yetton). Она носит название – модель принятия решения Врума-Йетонна и концентрирует  внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений. Эти стили приведены ниже:

  1. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
  2. Вы получаете необходимую информацию от самих подчиненных и затем решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.
  3. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушивает их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
  4. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения. Затем вы выбираете нужное предложение и принимаете его.
  5. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Эти пять стилей представляют континуум, начиная  с автократического стиля принятия решения (1 и 2), затем идет консультативный (3 и 4), и, наконец, завершается полным участием (5). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.

Хотя  модель Врума-Йетонна отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку  ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсально оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений. Можно сказать, что и эта модель вполне приемлема для работы со студенческими лидерами и для самих студенческих лидеров. Другое дело, что она требует довольно большой и изощренной интеллектуальной работы, осторожности, психологической интуиции. В практике работы студенческого отдела встречаются ситуации, когда проблему студентов руководитель решает полностью сам. С одной стороны, это не очень хорошо. Но с другой стороны, это приемлемо по многим основаниям. Например, если задача плохо структурирована. Или руководителя подгоняет время. Или студенты заняты учебой. Вместе с тем длительная фиксация именно на таком стиле управления свидетельствует о серьезных проблемах как работающих со студентами людей, так и самих студенческих лидеров. 

При объяснении лидерства на основе индивидуального  поведения исходят из того, что  лидер ведет себя одинаково по отношению ко всем подчиненным. Это  равносильно утверждению о том, что родитель одинаково относится  к каждому из троих сыновей. Джордж Грин предложил теорию, основанную на вертикальной парной связи (ВПС), согласно которой не существует последовательного  одинакового отношения лидера ко всем подчиненным. Он может быть весьма участливым по отношению к одному подчиненному и весьма строгим и  жестким в отношениях с другим подчиненным. Каждая парная связь уникальна, а поведение подчиненных определяется именно этими отношениями.

Подход  ВПС основан на том, что лидеры делят подчиненных на внутригрупповых  членов и внегрупповых членов. Первых объединяет общая система ценностей  и уз, и они взаимодействуют  с лидером. Вторая группа членов имеет  меньше общего с лидером и группой в целом. 

Подход  на основе ВПС означает, что внутригрупповые  члены имеют шанс получить более  важные задания и более существенное вознаграждение. Исследования показывают, что внутригрупповые члены более  позитивно относятся к культуре организации, имеют более высокие показатели в работе и в большей мере испытывают удовлетворенность от труда, чем внегрупповые члены.

Информация о работе Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства