Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты трудовой адаптации и дать рекомендации по построению эффективной системы адаптации работников в организации.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
− рассмотреть сущность трудовой адаптации и ее роль в формировании трудового потенциала организации;
− проанализировать исследования по проблеме процесса адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр»
− выявить основные направления для построения эффективной системы адаптации для работников в организации.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность трудовой адаптации и ее роль в формировании трудового потенциала организации………………………………………………………….…6
Сущность и структура (элементы) трудовой адаптации………........6
Цели, задачи и этапы трудовой адаптации новых работников……..8
Виды адаптации……………………………………………………….11
2. Исследование проблем адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр» г. Нижнекамска………………………………………………………..14
2.1 Характеристика исследуемой организации…………………………14
2.2 Исследование проблем адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр»………………………………………………………………...16
2.3 Рекомендации по построению эффективной системы адаптации для новых сотрудников организации на основе исследований…………………..20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы и источников…………………………...29
В данном разделе курсовой работы приведем анализ результатов исследования трудовой адаптации работников в одной из организаций города. Объектом исследования был выбран гипермаркет Корпорация «Центр». Для начала охарактеризуем объект исследования.
Корпорация «Центр»
— это крупная розничная
Миссия компании — предлагать товары ведущих мировых производителей, максимально качественное обслуживание и отличный сервис. Корпорация «Центр» стремиться обеспечить жителям регионов достойный уровень жизни. На протяжении многих лет Корпорация стремительно развивается и ни у кого не возникает сомнения в лидирующих позициях компании. Каждый год Корпорация «Центр» открывает новые торговые центры и гипермаркеты в городах России.
В Корпорацию «Центр» входит более 50 структурных единиц — более 50 современных торговых центров и гипермаркетов в шести регионах России, управляющий офис, сервисный центр, транспортное подразделение, департамент технической поддержки, охранное предприятие, медиагруппа, рекламное агентство, инвестиционная группа и другие подразделения.
Стратегия деятельности Корпорации «Центр» — работа на опережение.
Постоянное создание новых оригинальных и интересных предложений для покупателей, работа по улучшению сервиса, дизайна интерьеров и торгового оборудования, расширение торговых площадей, регулярное обучение всех сотрудников, добрые и долгосрочные отношения с производителями – все это и позволяет предлагать населению доступную по цене бытовую технику, электронику и мебель.
Корпорация «Центр» — одна из лидирующих компаний в России по продаже бытовой техники, электроники и всех видов мебели
Предлагая качественные товары от ведущих мировых производителей и достойное обслуживание потребителей, Корпорация «Центр» каждый раз подтверждает свои лидирующие позиции открытием новых торговых центров и гипермаркетов, созданием новых направлений деятельности.
Корпорация «Центр» предлагает наиболее выгодные условия покупки товаров: уникальная рассрочка платежа без участия банков, без процентов, без комиссии, без первого взноса и переплаты; всевозможные акции с ценными подарками и регулярные скидки.
В Корпорации «Центр» уверены: процесс приобретения товаров должен быть приятным во всем. Для этого в гипермаркетах созданы все условия. Торговые центры Корпорации «Центр» соответствуют современным требованиям, имеют свободную и просторную планировку и оснащены качественным торговым оборудованием. Основным направлением Корпорации «Центр» является продажа современной техники и качественной мебели, поэтому в спокойной и удобной обстановке торговых залов покупатели могут ознакомиться с бытовой техникой и мебелью, сделать грамотный выбор и приобрести понравившуюся модель. Торговые гипермаркеты «Центра» имеют стильные интерьеры, поэтому покупатели получают удовольствие не только от самой покупки, но и от пребывания в торговом зале.
Корпорация «Центр» серьезно подходит к вопросам обслуживания, уважительно и доброжелательно относится к своим клиентам. Чтобы сервис компании всегда был на высоком уровне, для сотрудников регулярно проводятся семинары по повышению квалификации. Консультанты отлично осведомлены о различных нюансах технических характеристик предлагаемой техники и мебели.
В торговых центрах Корпорации «Центр» покупатели получают удовольствие от огромного выбора и качества приобретенной техники, отличного сервиса обслуживания, осведомленности продавцов-консультантов и грамотному расположению товаров[4].
В городе Нижнекамске
2 гипермаркета Корпорация «
ООО Корпорация «Центр», расположенный по адресу Гагарина, открылся в городе Нижнекамске по официальным документам 19 июля 2009 года. В состав данного гипермаркета входят следующие структурные подразделения:
– отдел компьютерной техники;
– отдел ТВ;
– отдел аудио и car-аудио (авто-аудио);
– отдел цифровой техники;
– отдел рассрочки;
– отдел сервисного центра;
– отдел малой бытовой техники;
– отдел большой бытовой техники;
– отдел склада.
В исследуемой организации работает около 50 человек. Это:
– 4 менеджера (1 менеджер магазина, 1 менеджер торгового зала, 1 менеджер по продажам, 1 сервис-менеджер);
– 28 продавцов-консультантов;
– 4 кассира;
– 2 администратора торгового зала;
– 1 помощник сервис-менеджера;
– 1 заведующий склада;
– 4 грузчика;
– 1 повар;
– 4 уборщика;
– 1 дворник.
Все выше перечисленные работники подвергнутся двухэтапному исследованию, с помощью которого будут выявлены основные проблемы трудовой адаптации работников в организации.
2.2 Исследование проблем адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр»
Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями трудовой среды.
Адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс, его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [6].
Поэтому адаптация одинаково важна как для предприятия, так и для самого работника. Безусловно, для любого предприятия персонал является основой успешного функционирования — от эффективности рабочих показателей каждого зависит качество производимой продукции, экономические показатели компании в целом и, как следствие — прибыль. В свою очередь для работника, проводящего на работе, как правило, большую часть своего времени, значение имеют насыщенность рабочего процесса, психологический комфорт и удовлетворенность условиями труда в целом (как материальными, так и не материальными его составляющими).
Органичное взаимодействие между новопринятым работником и компанией — залог эффективности их дальнейшей совместной деятельности. Чем быстрее новичок овладеет принципами работы на новом месте работы, наладит взаимоотношения с коллегами и ознакомится со спецификой организации внутренних процессов, тем быстрее он начнет приносить прибыль компании и ощутит удовлетворение от работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Но, как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. А так как мы являемся в будущем работниками каких-либо предприятий, то процесс адаптации является неминуемым этапом для вхождения в коллектив, производство и в организацию в целом. Таким образом, изучение проблем адаптации работника в организации является для нас весьма значимым и актуальным процессом. Для выявления основных проблем адаптации работников в организации было проведено исследование в гипермаркете Корпорация «Центр» г. Нижнекамска.
Исследование было проведено на двухэтапной основе. Первым этапом исследования явился экспресс-опрос работников в организации для выявление работников, находящихся в процессе адаптации – объект исследования. Для выявления этого показателя был установлен срок работы в организации не более 6 месяцев. Вторым этапом исследования для метода сбора данных выступил анкетный опрос. Анкета представлена в приложении А. Сплошная совокупность составила 11 человек. В результате было опрошено 45% мужчин и 55% женщин в возрасте от 19 до 31 года.
По результатам проведенного анкетирования работников гипермаркета Корпорация «Центр» были установлены факторы, как очень влияющие, так и менее влияющие на адаптацию в организации. Результаты следующие:
Таблица 1 – Факторы, влияющие на адаптацию работников
Фактор |
Общий показатель |
Овладение системой профессиональных знаний и навыков |
8,1 |
Выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины |
7,1 |
Социально-психологическая адаптация |
8,8 |
Чувство справедливости совершаемых обменов |
5,7 |
Взаимопонимание с руководителем |
7,5 |
Информированность по важнейшим вопросам |
6,7 |
Интерес к работе |
8,5 |
Из таблицы 1 видно, что наиболее важным фактором, влияющим на адаптацию, работники выделили социально-психологическую адаптацию. Действительно, социально-психологическая адаптация может оказаться трудной и долговременной. Коллектив встречает новичка настороженно, рассматривает “под микроскопом” каждый его шаг, приход нового сотрудника может занимать всеобщее внимание более нескольких недель. Поэтому этот момент является одним из наиболее важных в процессе адаптации. Так же для работников не менее важными явились факторы овладения системой профессиональных навыков и интерес к работе. Эти факторы так же очень важны в процессе адаптации работника, т.к. они напрямую повлияют в последующем на его профессиональную деятельность. Почему же работники выделили наиболее важными именно эти факторы? Ответом на этот вопрос служат результаты ответов последующего вопроса анкеты, а именно «Какие из выше перечисленных факторов повлияли на Вашу адаптацию в организации?» Три выше перечисленных фактора, которые являются для работников исследуемой организации наиболее важными в процессе адаптации и повлияли на процесс адаптации работников, поэтому респонденты выделили их как наиболее важные (по 66%и 55% см рисунок 1). Этим же и объясняется тот факт, что фактор «чувство справедливости в совершаемых обменах» и «информированность по важнейшим вопросам» выделили как средне значимые в процессе адаптации – они либо слабо проявились (33%), либо вовсе не проявились(0% соответственно) в процессе адаптации со стороны организации.
Рисунок 1 – факторы, повлиявшие на адаптацию работников.
Какие же факторы не проявились в процессе адаптации, но повлияли бы на более успешную адаптацию? Ответ на этот вопрос можно получить посмотрев на рисунок 2.
Рисунок 2 – факторы, повлиявшие бы на успешную адаптацию, но не проявившиеся в процессе адаптации.
Из рисунка 2 видно, что непроявившимся, но существенно повлиявшим бы на процесс адаптации фактором является «информированность по важнейшим вопросам, связанным с выполняемой работой». Такой результат вполне логичен, ведь данный фактор не проявился в процессе адаптации работников(0%). Возможно, данный фактор существенно повлиял бы на более успешную адаптацию работников. Ведь информированность работников давала бы им возможность чувствовать свою связь с организацией, с производством и с социальной жизнью в целом, что повысило бы их профессиональную деятельность.
Уровень своей адаптации работники оценили как высокую, в среднем 9,2 балла. Таких результатов следовало ожидать, т.к. большинство респондентов работают в организации 6 месяцев (66%), т.е. процесс адаптации почти закончен. Несомненно, на такой высокий результат так же повлияли все вышеперечисленные факторы в той или иной степени.
На вопрос о взаимосвязи адаптации и уровня профессиональной деятельности все без исключения респонденты ответили, что адаптация влияет на профессиональную деятельность. Данный результат основан на их жизненном опыте, который проявляется в следующем ответе на вопрос «Влияет ли уровень Вашей адаптации на уровень профессиональной деятельности?». Все респонденты ответили положительно.
Анализ исследований, выполненный в гипермаркете Корпорация «Центр» показал, что для большинства новых работников характерна высокая оценка адаптацией, а это, безусловно, является позитивным фактором принятия своей профессиональной роли, реально соответствующей рабочей обстановке.
Таким образом, мы выяснили, что все факторы являются значимыми в процессе адаптации работников в организации в той или иной степени. Даже такой средне значимый фактор как «информированность работника» мог бы повлиять на адаптацию, сделав ее более успешной. Значит, проявление вышеперечисленных факторов существенно влияет на процесс адаптации. А процесс адаптации существенно влияет на уровень профессиональной деятельности. Отсюда следует, что чем лучше и более продуманней будет проходить процесс адаптации работников, тем лучше они будут в профессиональной деятельности в дальнейшем, что скажется на успешном развитии организации и достойной оплате труда работника.
Информация о работе Проблемы адаптации работника в организации