Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты трудовой адаптации и дать рекомендации по построению эффективной системы адаптации работников в организации.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
− рассмотреть сущность трудовой адаптации и ее роль в формировании трудового потенциала организации;
− проанализировать исследования по проблеме процесса адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр»
− выявить основные направления для построения эффективной системы адаптации для работников в организации.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность трудовой адаптации и ее роль в формировании трудового потенциала организации………………………………………………………….…6
Сущность и структура (элементы) трудовой адаптации………........6
Цели, задачи и этапы трудовой адаптации новых работников……..8
Виды адаптации……………………………………………………….11
2. Исследование проблем адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр» г. Нижнекамска………………………………………………………..14
2.1 Характеристика исследуемой организации…………………………14
2.2 Исследование проблем адаптации работников в гипермаркете Корпорация «Центр»………………………………………………………………...16
2.3 Рекомендации по построению эффективной системы адаптации для новых сотрудников организации на основе исследований…………………..20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы и источников…………………………...29
В результате, исследование, проведенное в гипермаркете Корпорация «Центр» не подтвердило гипотезу о том, что успешной адаптации мешают трудности связанные с недостатком практики во время обучения, недостатком общей информации по целям и задачам организации и страхами самого работника и т.д. Данные трудности в исследование не встают перед респондентами в качестве трудностей, они являются лишь факторами, влияющими на процесс адаптации. Данные факторы, наоборот, повлияли на успешную адаптацию работников. Отсюда следует, что процесс адаптации в организации проходит довольно успешно, поэтому дадим рекомендации по построению эффективной системы адаптации новых сотрудников на основе исследований данной организации в подразделе 2.3.
2.3 Рекомендации
по построению эффективной
По статистике 90% сотрудников, уволившихся в течение первого года работы, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Чтобы снять большинство проблем адаптации, возникающих у нового сотрудника, необходимы специальные процедуры его введения в организацию (подразделение и должность).
Основой любой организации является персонал, который обеспечивает рациональное использование ее ресурсов, влияет на ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Многие руководители это осознают и придают большое значение человеческому ресурсу компании, понимая, что затраты на подбор персонала, компенсацию потерь компании, связанных с высокой текучестью кадров, решение конфликтов в коллективе и проблем, связанных с непониманием основных задач работы новыми сотрудниками, значительно выше вложений, необходимых для качественной адаптации новых специалистов [7].
В связи с этим многие
организации предпринимают
Адаптация новых сотрудников в коллективе – одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации. Надо заметить, что необходимость в формализованной процедуре адаптации существует на предприятиях среднего и крупного бизнеса. Для небольших структур, эта проблема не столь актуальна.
Адаптацию нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии. Формализованная процедура адаптации является неотъемлемой частью структуры управления предприятия в целом. Так, например, при разработке процедуры адаптации необходимо наличие положений об отделах и должностных инструкций, т. к. на их основе разрабатываются стандарты адаптации и критерии оценки [8].
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.
Именно недостаточное внимание службы по работе с персоналом к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой неврабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. Соответственно эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, да и эффективность деятельности организации в целом, падает. Таким образом, на основе полученных данных об успешности процесса адаптации в организации Корпорация «Центр» можно выделить следующие этапы при создания эффективной процедуры адаптации:
1) во-первых, выделение факторов, влияющих на успешную адаптацию новых сотрудников;
2) во-вторых, определение
круга мероприятий,
3) в-третьих, определение
круг лиц, которые будут
Итак, выделим следующие факторы, влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе:
– организационные (выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины и т.д.);
– социально-психологические (социально-психологическая адаптация, интерес к работе, информированность по важнейшим вопросам и т.д.);
– профессиональные (овладение системой профессиональных знаний и навыков, информированность по важнейшим вопросам и т.д.).
Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Здесь новому сотруднику проводится краткий экскурс в историю развития организации, о клиентах и партнерах, идет процесс ознакомления с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдается на руки должностная инструкция. Также здесь его знакомят с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора).
Социально - психологическая адаптация сотрудника – это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму. Здесь нового сотрудника знакомят с миссией компании, рассказывают ему о традициях, существующих на предприятии, знакомят так же с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений, с кем он будет связан технологически (круг функциональных связей подразделения зафиксирован в соответствующих положениях).
И, наконец, профессиональная адаптация – это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки. Разработаны и доведены до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставлены задачи.
Данные факторы были выделены и применены в организации Корпорация «Центр», и, как уже говорилось, способствовали успешной адаптации работников.
Большое внимание
уделяется организационной
Для успешной организационной и профессиональной адаптации почти все организации создают и развивают институт наставничества, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был "брошенным" [8]. Данная процедура в большинстве случаев не формализована и не выделена как отдельная функция. В исследовании не рассматривался данный аспект, так что говорить о его отсутствии или наоборот, присутствии в организации мы не можем, возможно в Корпорации «Центр» наставничество существует. Для более успешной и эффективной процедуры адаптации наставничество необходимо применять, для этого рассмотрим его вкратце.
Наставником, как правило, выбирают сотрудника организации, который положительно зарекомендовал себя [7]. Это может быть либо линейный руководитель, либо опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя. На него возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организационной адаптации.
Естественно, что сотрудники службы по работе с персоналом обязаны контролировать и корректировать работу наставника. Для наставников необходимо ввести дополнительные поощрения в случае успешной адаптации "подшефного" в коллективе.
Для социально-психологической адаптации новых сотрудников службе по работе с персоналом необходимо проводить периодические мероприятия (опросы, тренинги), также необходимы и тщательные отношения "новый сотрудник – наставник" [8].
Также распространен инструктаж – наглядная демонстрация приемов работы. В крупных торговых организациях менеджеры по продажам учатся у старшего коллеги технике продаж, манере общения с клиентом; бухгалтеры изучают механизмы финансовых операций, постоянно консультируясь с более опытным коллегой.
Эти формы адаптации наиболее актуальны для сотрудников, которые пришли в организацию без опыта работы, а для тех, у кого опыт работы в данной сфере уже есть, наставничество и инструктаж принимают форму обмена профессиональными знаниями с целью выработки именно тех навыков, которые наиболее приемлемы для достижения тактических и стратегических целей организации.
В современных крупных организациях может использоваться и такая форма обучения на рабочем месте, как ротация – краткосрочная работа нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях.
Если в результате адаптационного процесса, организация в кратчайшие сроки получает высоко мотивированных сотрудников, работающих на стабильный результат, то процесс адаптации сотрудников в данной организации действительно эффективен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективная система адаптации работников формируется на следующих началах:
– выделение факторов, влияющих на успешную адаптацию новых сотрудников;
– определение круга мероприятий, необходимых для понимания и успешного принятия сотрудником существующих на предприятии норм и правил;
– проведение инструктажа и ротаций для быстрого изучения работы организации в целом;
– определение круг лиц, которые будут проводить, и контролировать эти мероприятия, разграничить сферы ответственности различных подразделений, включенных в процесс.
Заключение
В связи с глобализацией бизнеса многие организации предприняли попытку проанализировать факторы, которые лежат в основе их конкурентоспособности. Успех одних компаний и неудача других объясняется наличием определенного фактора, который позволяет организации быть лидером. Исследователи считают таким фактором персонал, работающий в конкретной организации. В настоящее время осознание значимости человеческого фактора как уникального организационного ресурса поставило задачу разработки эффективных инструментов управления им в ряд наиболее актуальных. Традиционно деятельность по управлению человеческими ресурсами сосредоточивается либо в специальном отделе, либо входит в функциональные обязанности отдельного специалиста. Их задача состоит в том, чтобы, используя функциональные элементы управления персоналом – планирование, подбор, отбор, адаптацию, развитие, обучение, мотивацию, оценку работы, вознаграждение и увольнение, – сделать человеческие ресурсы конкретной организации фактором ее конкурентоспособности. Отдел персонала можно назвать «поддерживающим», или «обслуживающим», подразделением. Он влияет на общеорганизационную эффективность через разработку инструментов управления процессами, связанными с человеческим фактором. Одним из таких процессов является процедура адаптации сотрудников в организации.
Работа с человеком как ресурсом компании начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей, как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации.
Итак, подводя итоги проделанной работы можно сказать, что трудовая адаптация это трудоемкий процесс, требующий единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптаций.
Основными целям адаптации работников являются:
– уменьшение стартовых издержек;
– снижение тревожности и неуверенности;
– сокращение текучести кадров;
– экономия времени непосредственного руководителя и коллег (товарищей по работе;
– развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
Основными элементами процесса адаптации являются:
– овладение системой профессиональных знаний и навыков;
Информация о работе Проблемы адаптации работника в организации