Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:48, дипломная работа
Владивосток является одним из крупнейших городов Дальневосточного округа, со своей развитой инфраструктурой и музейной сетью. Здесь находится один из самых необычных музеев России – «Музей автомотостарины» г. Владивостока. А необычен он в силу того, что является негосударственным учреждением.
Во время прохождения преддипломной практики на базе данного музея, был выявлен ряд недостатков в системе управления учреждением (менеджмента), ведущий за собой множество проблем, связанных, с низкой посещаемостью и получением недостаточного дохода от деятельности. Для решения этих проблем возникла необходимость разработки путей совершенствования существующей системы управления музеем.
Введение……………………………………………………………………………………
1 Специфика НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока, как объекта управления…………………………………………………………………………………
1.1 «Музей автмотостарины»: история создания и краткая характеристика………………………………………………………………………….….
1.2 Нормативно-правовая база деятельности……………………………………
1.3 Экспозиция музея…………...………………………………………………...
1.4 Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока за период с 2010 г. по 2012 г…………..…………
1.5 Место и значение музея в местном комплексе музейной индустрии……...
2 Особенности управления НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока….……………………………………………………………………………
3 Проблемы и перспективы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока………………………………………………………………………………
3.1 Потенциал развития НУ «Музей автомотостарины» в контексте автомобильной культуры региона………………………………………………………..
3.2 Проблемы и перспективы существующей системы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивосток………………..…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..……..
Список использованных источников………………………………………………..……
Стратегическое планирование направлено на определение целей организации в условиях будущих изменений внешней среды с горизонтом прогноза от пяти до пятнадцати лет и того, что в реальном масштабе времени должны делать сотрудники, чтобы этих целей достичь. Именно стратегическое планирование позволяет музеям стать настоящими хозяевами своей судьбы, а не просто оставаться жертвами обстоятельств. Если менеджер имеет четкий план действий, знает, что нужно сделать, в каком порядке и за какую стоимость, то будет гораздо легче распределить внутренние ресурсы, убедить потенциальных спонсоров выделить музею внешние ресурсы [4, с. 7].
Есть ряд обязательных шагов, которые осуществляет менеджер организации, разрабатывая стратегический план:
- определение миссии и целей организации;
- анализ внешней среды с точки зрения открывающихся возможностей и существующих опасностей для развития музея;
- анализ внутреннего положения организации, ее сильных и слабых сторон;
- определение общего направления развития и разработка стратегии, соответствующей установленным целям музея;
- уточнение потребности в финансовых ресурсах и экономических показателей;
- механизм мониторинга и оценки эффективности работы музея [4, с. 12].
На данный момент, работа по планированию в «Музее автомотостарины» не ведется. В ходе анализирования особенностей управления учреждения был предложен примерный перспективный план [Таблица 14].
Таблица 14 – Перспективный план развития НУ «Музей автомотостарины»:
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Примечания |
1 |
Анализ хозяйственной деятельности музея. |
Директор, главный бухгалтер, старший менеджер. |
||
2 |
Введение новых должностей |
Учредители, директор музея, старший менеджер |
||
3 |
Разработка функциональных обязанностей в соответствие с новыми должностями. |
Учредители, директор музея, старший менеджер |
||
4 |
Изменение распределения статьи доходов и расходов, с целью формирования и увеличения генерируемого дохода. |
Учредители, директор, главный бухгалтер, старший менеджер. |
||
5 |
Ведение строгой бухгалтерской отчетности. Решение текущих финансовых проблем. |
Главный бухгалтер. |
Продолжение таблицы 14
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Примечания |
6 |
Вести строгий учет посещений выставочных залов, экскурсий и других услуг, предлагаемых населению музеем. |
Экскурсовод |
||
7 |
Строгий учет существующих экспонатов, экспозиций, стендов |
Хранитель музейных фондов, научный сотрудник |
||
8 |
Вести статистические опросы посетителей о качестве предоставляемых услуг. |
Экскурсовод |
||
9 |
Информирование населения о проведении мероприятий, о проделанной работе. |
Маркетолог |
||
10 |
Участие в культурных мероприятиях г.Владивостока и Приморского края. |
Старший менеджер, маркетолог |
||
11 |
Организация детских тематических кружков, в т.ч. юных инспекторов дорожного движения. |
Менеджер, хранитель музейных фондов |
||
12 |
Проведение организованных экскурсий для организаций, жителей и гостей города. |
Экскурсовод, маркетолог |
||
13 |
Проведение совместно с ГИБДД тематических соревнований между участниками кружков и школьниками города. |
Менеджер, маркетолог. |
Продолжение таблицы 14
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Примечания |
14 |
Участие в различных Российских и международных соревнованиях по мотокроссу. |
Старший менеджер, маркетолог |
||
15 |
Участие в фестивале «Ночь музея» |
Менеджер, аркетолог, экскурсовод |
||
16 |
Организация выпуска рекламной продукции (буклеты, открытки, пазлы, детские кубики, этикетки на спичечных коробках, и т.д.) |
Маркетолог |
||
17 |
Размещение рекламы в СМИ, автосалонах, автомагазинах и т.д. |
Маркетолог |
||
18 |
Привлечение спонсоров путем предложения аренды помещений для проведения разовых корпоративных мероприятий. |
Маркетолог |
||
19 |
Поддержание в порядке помещений, экспонатов, территории. |
Начальник эксплуатационного участка |
||
20 |
Реставрация, ремонт экспонатов. |
Начальник эксплуатационного участка, реставратор |
||
21 |
Разработка правил техники безопасности. |
Директор, начальник эксплуатационного участка |
Менеджер стремится установить, каковы основные направления приложения усилий по принятию решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Главная общая цель организации, четко сформулированная причина ее существования обозначается как ее миссия.
Существует множество самых разных подходов к определению содержания миссии организации. Наиболее распространенное определение миссии организации – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине организация существует, иначе говоря, миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации [3, c. 6].
Миссия музея детализирует его статус, выражающий смысл его существования, декларирует действительные намерения руководства музея, указывает направление и ориентиры для определения целей и задач всей организации и отдельных ее структурных единиц. Настоящий руководитель хорошо чувствует миссию музея и вдохновляет других на участие в ее выполнении. Понимание миссии – источник творческой энергии, которая помогает руководителю находить оригинальные решения проблем, направлять усилия персонала на решение действительно важных задач и ставить новые задачи, ведущие музей к все более значительным свершениям [3, c.7].
По-настоящему увлеченный своей миссией руководитель способен привлечь к ее осуществлению самых разных людей: персонал, добровольных помощников (волонтеров), спонсоров, широкую публику. Руководитель должен понимать миссию своего музея и верить в неё всем сердцем.
Цель управления – это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния музея, желательное для субъекта управления состояние системы, ради достижения которого и предпринимаются разнообразные управленческие действия. Как правило, музей ставит не одну, а несколько целей, которые важны для его функционирования и развития [3, c.8].
Цели и задачи должны обладать рядом важных свойств, а именно:
- конкретность и измеримость, адресность и контролируемость (именно это позволяет впоследствии провести адекватную оценку хода работы);
- четкая временная ориентация (обычно выделяют цели долгосрочные и краткосрочные);
- достижимость, согласование с другими целями и ресурсами (так, постановка цели, которая превышает возможности музея как по причине недостатка ресурсов, либо из-за внешних факторов, может иметь катастрофические последствия.
Общие цели возникают двояким путем: как «тактическая коалиция» (взаимосогласование индивидуальных целей, при котором каждый в чем-то уступает, чего-то достигает, а в итоге образуется некая результирующая) и как «многократный субъект» (совпадение некоторых индивидуальных целей членов группы). Цель представляет собой в высшей степени эффективный способ интеграции действий группы в некую систему [25, c. 154].
Как правило, при определении целей организации, выделяют три их разновидности:
- цели-задания, которые даются организации вышестоящей организационной системой и отражают внешнее назначение этой организации как социального института;
- цели-ориентации: общие цели участников, реализуемые через организацию; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора;
- цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования музея как социального института.
По отношению к организации в целом эти цели не образуют какой-либо иерархии, и их последовательность можно проследить только генетически, поскольку любая организация как конкретная структура создается ради достижения определенных целей-заданий и только потом раскрывается в содержательном отношении, что обусловливается интересами обслуживающего ее персонала [25, c.155].
Между целями организации вполне возможны несовпадения и противоречия. Несовпадения вызывают некоторое нарушение равновесия, внутренних связей в организации, что обостряет проблему целей - системы и может обернуться сопротивлением организации новшествам. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры музея – важнейшая задача менеджмента, а их рассогласование – источник дисфункций в управленческих отношениях [7, c. 99].
Миссия и цели НУ «Музея автомотортарины»: выявление, сбор, реставрация и сохранение образцов старинной техники; создание и укрепление собственной материальной базы для успешного осуществления деятельности музея; осуществление воспитательной, научной, исследовательской, предпринимательской, внешнеэкономической, рекламной, информационной деятельности
Сформулировав цели, менеджер приступает к анализу внешней среды и внутреннего положения музея. Обычно для этого прибегают к двум основным приемам – PEST-анализу и SWOT-анализу. Что и было продемонстрировано во второй части данной работы.
5.Следующая выявленная проблема: основной источник дохода «Музея автомотостарины» – денежные средства от выставок, экскурсий, аренды помещений, прокат велосипедов и автомобилей, фотосессии, продажа сувенирной продукции.
Для решения этой проблемы необходимо вести четкую статистическую учетность посещений документально (журналы учета посетителей, книга отзывов и предложений, кассовые книги). Учет необходим для проведения анализа качества проделанной работы по итогам предыдущего года, для составления перспективного плана на будущий год по дальнейшему развитию музея.
Общий стандарт обслуживания посетителя (выявляемый, например, на основании данных анкетирования посетителя или отзывов посетителей) позволит учесть пожелания посетителей, найти пути решения сделанных предложений. Что приведет к популяризации музея, следовательно, повышению доходов.
К имеющимся
действующим экспозициям
Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью.
Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. «Музей автомотостарины» сдает в аренду одно из помещений для работы Фитнес – клуба «Седьмое небо».
Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.
Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея. Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потенциальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», – таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Обычно существует несколько категорий посетителей (так называемых целевых аудиторий, или, в маркетинговых терминах, – сегментов музейного рынка), на которые музей ориентируется в своей деятельности и, в работе с которыми использует разные приемы и методы. Это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур [2, c. 5].
Правильно определить целевые аудитории (сегменты рынка) помогает ПЭСТ анализ, в процессе которого потенциальная аудитория исследуется с учетом политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых существует и функционирует музей. Определяя число посещений со стороны потенциальной аудитории, то есть, выявляя размеры рынка, музей должен убедиться в том, что рынок этот значителен и на его завоевание стоит направлять усилия [7, c. 107].
Информация о работе Проблемы и перспективы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока