Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области

Вложенные файлы: 1 файл

аывчя.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1 Государственное  регулирование развития материального  производства товаров и услуг

1.1 Сущность  и задачи государственного регулирования  материального производства

1.2. Государственный  заказ и сфера его применения

1.3 Государственная промышленная политика

Глава 2 Государственное  регулирование агропромышленного  комплекса

2.1 Государственное регулирование  агропромышленного комплекса

2.2 Способы финансового  оздоровления предприятий

2.3 Инвестиционный налоговый  кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования

Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного  комплекса Брянской области

3.1 Характеристика агропромышленного  комплекса Брянской области

3.2 Краткая экономическая  характеристика растениеводства Брянской области

3.3 Проблемы развития  и структурные трансформации  отраслей АПК Брянской области

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции  правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

обеспечение национальной обороны;

отправление правосудия;

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

образование юношества;

сбор налогов  для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, более того, к ним  добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное взаимодействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для государственных нужд и определенным способом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс  продолжается до сих пор и носит  глобальный характер. Затронуты все  сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования, т.е. вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого ясно следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно-технического прогресса, падению темпов экономического роста.

Однако и  совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства

Государственное регулирование в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Актуальность  исследования - проблема государственного регулирования агропромышленного  комплекса обусловлена тем, что  в ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства, а кризисная ситуация в стране не позволяет создать благоприятные условия для эффективного функционирования АПК.

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.

Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции  развития агропромышленного комплекса  Брянской области.

Задачи работы:

1. Рассмотреть  сущность и задачи государственного  регулирования, промышленную политику  государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.

2. Рассмотреть  особенности государственного регулирования  агропромышленного комплекса, способы  финансового оздоровления предприятий,  мероприятия по улучшению финансового  состояния на основании проведенного анализа и рассмотреть инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования производственных предприятий.

3. Дать характеристику  агропромышленного комплекса на  территории Брянской области  и проблем его развития, показать динамику основных экономических показателей, провести анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности и оценку экономического потенциала предприятий агропромышленного комплекса Брянской области. Рассмотреть показатели, характеризующие растениеводческую отрасль, как основную производящую отрасль агропромышленного комплекса Брянской области.

Таким образом, задачи работы включают в себя описание сущности и содержания методов и  способов государственного регулирования, освещение вопросов практического применения этих методик, а также проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Важной проблемой представляется возможность практического применения полученных результатов анализа. Поэтому в своей работе считаю нужным уделить внимание описанию мероприятий по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий.

При написании  дипломной работы использовались Указы  Президента РФ, Постановления Правительства  РФ, Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых отчетов и статистические данные по Брянской области.

Глава 1. Государственное  регулирование развития материального производства товаров и услуг

1.1 Сущность  и задачи государственного регулирования  материального производства

Сфера материального  производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального  производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Государственное регулирование  материального производства осуществляется в разрезе крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности [8 стр. 134 - 162].

В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального  производства включены 15 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Классификационной единицей отрасли является предприятие как юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. Если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных  отраслей выделяют подотрасли. Они  представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию  или выполняющих однородные виды работ (услуг). Так, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального  производства выделяют также межотраслевые  комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др. [9 стр. 227, 254 - 278].

Основные задачи государственного регулирования сферы материального  производства периодически меняются с  учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными задачами государственного регулирования производства средств производства и предметов потребления являются:

1. Стабилизация основных  показателей развития отраслей  материального производства.

2. Прогрессивная структурная  перестройка сферы материального  производства путем изменения  соотношений между добывающими  и перерабатывающими отраслями,  повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса.

3. Техническое перевооружение  отраслей материального производства.

4. Взаимовыгодная интеграция  в мировую экономику в качестве  равноправного партнера развитых  стран мира.

5. Ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

6. Повышение качества  и конкурентоспособности отечественной  продукции на внутреннем и  внешнем рынках.

7. Рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны.

8. Обеспечение экологической  безопасности производства. Особенно  в энергетике, химической и металлургической  промышленности [2 пп.35 -42].

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересованно в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики [10 стр. 213].

Правовой основой, регулирующей отношения государства и пользователей недр и ресурсов, являются принятые в 1995 г. Федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», а также «Водный кодекс Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. №740 утверждено «Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».

В регулировании отношений  государства и пользователей  недр и ресурсов особое значение имеет Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Этот закон принят в развитие законодательства РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.

Перечни участков недр, предоставляемых  в пользование на условиях раздела  продукции, устанавливаются федеральными законами, например Законом «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (на Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)», принятом в мае 1999 г. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях [11 стр. 23 - 35].

Информация о работе Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области