Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области

Вложенные файлы: 1 файл

аывчя.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Соглашения о разделе  продукции заключаются с инвестором, победившем в конкурсе или на аукционе. Инвесторами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Конкурсный порядок  заключения соглашений позволяет государству  включать в них ряд дополнительных обязательств инвестора: соблюдение научно-технического уровня проведения работ по геологическому изучению и использованию недр; полноту извлечения минеральных ископаемых; обязательный вклад в социально-экономическое развитие региона; осуществление мер по предотвращению вредного влияния работ на окружающую природную среду, а также ликвидация последствий такого влияния; ликвидация всех установок, сооружений по завершению работ, а также очистка от загрязнения территории, не которой проводились работы по соглашению [15 стр. 396 - 452].

Право пользования участком недр на основе соглашения о разделе продукции предоставляется только путем лицензирования. Лицензия выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Лицензия выдается на срок от 5 до 25 лет.

В соответствии с соглашением  произведенная продукция подлежит разделу между государством и  инвестором. Соглашение предусматривает  условия и порядок:

- определения общего  объема произведенной продукции и ее стоимости;

- определения компенсационной  продукции (в том числе ее  предельного уровня), которая передается  в собственность инвестора для  возмещения его затрат на выполнение  работ по соглашению;

- раздела между государством  и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;

- передачи государству  принадлежащей ему части произведенной  продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором  части произведенной продукции,  принадлежащей ему в соответствии  с условиями соглашения [23 стр. 60].

Часть произведенной  продукции, поступающая в федеральную  собственность, может быть использована для федеральных нужд с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Использование части произведенной продукции, поступающей в собственность соответствующего субъекта РФ, осуществляется на основе его законодательства. Часть произведенной продукции, поступающей в собственность инвестора, может быть вывезена из России в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

1.2 Государственный заказ  и сфера его применения

Одним из способов воздействия  государства на сферу материального  производства является система государственного заказа [3 стр. 14 - 27].

Государственный заказ - один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20 - 30% ВВП, причем особо значительная доля госзакупок в продукции военно-промышленного комплекса - свыше 50%.

Государственные закупки продукции (работ, услуг) осуществляются для удовлетворения важнейших государственных нужд, имеющих два уровня: федеральный и региональный (субъектов РФ).

Поставки продукции  для федеральных государственных  нужд осуществляются в целях:

- создания и поддержания государственных материальных резервов;

- поддержания необходимого  уровня обороноспособности и  безопасности страны;

- обеспечения экспортных  поставок продукции для выполнения  международных экономических обязательств  страны;

- реализации федеральных целевых программ, частично или полностью финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Поставки продукции  для федеральных государственных  нужд обеспечиваются за счет средств  федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаются внебюджетные источники.

Для организации работы по обеспечению поставок для государственных  нужд Правительство Российской Федерации  утверждает государственных заказчиков. Ими могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение, орган исполнительной власти субъекта РФ, коммерческие и некоммерческие организации, корпорации.

Одной из основных функций государственного заказчика является выбор поставщиков продукции, то есть размещение госзаказов на поставку продукции для государственных нужд. Как правило, госзаказы размещаются на конкурсной основе, то есть путем проведения открытых или закрытых конкурсов, которые состоят из двух этапов. Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Закрытые конкурсы проводятся в случае закупки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну. Некоторые виды продукции (драгоценные металлы и драгоценные камни, музейные ценности, редкие книги, рукописи, архивные документы и др.) закупаются для государственных нужд без проведения конкурсов [19 стр. 43 - 49].

Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Иностранные поставщики (исполнители) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство данных товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не может быть менее 45 дней со дня опубликования извещения о проведении конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

С поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг), победившем на открытом конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт. В случае если победитель на конкурсе не подписал государственный контракт, организатор конкурса определяет нового победителя конкурса из числа остальных участников конкурса. Поставщики-монополисты не вправе отказываться от заключения госконтракта в случае, если исполнение госзаказа не влечет за собой убытки. Для казенных предприятий, как правило, вводится режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.

Государственный контракт - основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В государственном контракте отражаются:

- объем поставок продукции  (работ, услуг) в натуральном  выражении с указанием номенклатуры  и ассортимента;

- требования, предъявляемые к качеству продукции (работ, услуг);

- сроки поставок продукции;

- товарные цены и  условия их изменения;

- объемы финансовых  ресурсов, предоставляемые поставщику  для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения государственного  контракта.

Контрактом может также  предусматриваться: контроль со стороны  государственного заказчика за ходом  работ по выполнению контракта и  оказание помощи поставщику (без вмешательства  в оперативно-хозяйственную деятельность последнего); экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование). На основе контракта поставщик продукции для государственных служб и покупатель (государственный заказчик) подписывают договор поставки. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.

В настоящее время  формируются различные виды государственных  заказов:

- оборонный заказ;

- заказ на научные исследования;

- заказ на поставку продукции  в государственный материальный  резерв;

- заказ на поставку в федеральный  и региональные фонды сельскохозяйственных  продукции, сырья и продовольствия;

- заказ на северный завоз;

- заказ на подрядные работы.

Оборонный заказ. Его формирование обусловлено необходимостью поддержания  на должном уровне обороноспособности и безопасности страны. Основой формирования является: военная доктрина РФ, федеральные программы производства вооружений и военной техники, мобилизационные планы, соглашения о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, проекты Федерального бюджета на соответствующий год.

Проект основных показателей оборонного заказа (количество поставляемой продукции, ее стоимость, сроки поставок, перечень государственных заказчиков, предполагаемые исполнители и др.) формируется в Минэкономразвития России, согласовывается с Минфином России и заказчиками и вносится в Правительство Российской Федерации. Утверждает основные показатели оборонного заказа Президент РФ одновременно с подписанием закона о федеральном бюджете.

Оборонный заказ размещается на конкурсной основе. Исполнителями оборонного заказа могут быть любые предприятия  и организации любой формы  собственности, имеющие лицензии на занятие соответствующим видом  деятельности. Исполнитель оборонного заказа действует на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем. В контракте могут быть предусмотрены виды и размеры экономического стимулирования выполнения оборонного заказа. К ним относятся: гарантирование фиксированного уровня рентабельности продукции (не выше 25% к себестоимости); индексация средств в связи с инфляцией; авансирование (до 40%); льготное налогообложение и др.

Госзаказ на научные исследования. Цель формирования этого заказа - обеспечить ускорение освоения отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений. Госзаказы в науке формируются по приоритетным направлениям развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

Отбор предложений ученых, потребителей продукции, товаропроизводителей проводится на конкурсной основе. Затем проводится государственная экспертиза отобранных предложений исходя из перспективности исследований, эффективности использования бюджетных средств, потребностей рынка, обеспечения государственной безопасности.

Госзаказ на северный завоз. Формирование этого заказа обусловлено необходимостью восстановления системы государственной поддержки экономического и социального развития Севера. С переходом к рыночной экономике Север выпал из состава государственных приоритетов, сократилась государственная поддержка завоза продукции в северные районы. Государственные закупки продукции для нужд Севера перешли с федерального уровня на региональный.

Ответственность за поставки товаров  по северному завозу возложена на органы исполнительной власти 27 субъектов  РФ, относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В их функции по организации северного завоза входит: оформление заявок; заключение договоров; финансирование за счет собственных и заемных средств; ведение реестра предприятий, организаций, банков, участвующих в поставках; проведение тендеров для отбора предприятий, осуществляющих централизованные поставки в районы Севера.

Финансирование северного завоза осуществляется за счет средств федерального и регионального финансовых фондов, а также ссуд, выделяемых непосредственно предприятиям и организациям - поставщикам. Региональные фонды образуются за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета., выделяемых им на возвратной основе. Для обеспечения государственной поддержки северного завоза Правительством РФ утвержден перечень товаров, по которым частично возмещаются транспортные расходы. В этот перечень включаются нефть, нефтепродукты, продовольствие (мясо, мясные консервы, масло животное, сыр, сахар, чай, мука, крупа, соль, яйцо, детское питание и др.).

Госзаказ на поставку продукции  в государственный материальный резерв. Государственный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, без которых невозможно эффективное государственное управление.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственном материальном резерве» (ст. 3) государственный резерв предназначен для:

- обеспечения мобилизационных  нужд РФ;

- ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций;

- стабилизации экономики при  временных нарушениях снабжения  важнейшими видами сырьевых и  топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

- оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на внутреннем рынке;

- оказания гуманитарной помощи.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва  возложено на Российское агентство  по государственным резервам и его территориальные органы, предприятия, организации. В функции агентства входят отбор (на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в госрезерв, заключение государственных контрактов с с поставщиками, определение конкретных получателей материальных ценностей, обеспечение расчетов с поставщикам и в соответствии с контрактом. Объемы госзакупок материальных ценностей, необходимые для формирования, пополнения госрезерва, устанавливаются Правительством РФ в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Информация о работе Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области