Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области

Вложенные файлы: 1 файл

аывчя.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и внешнем рынках (авиакосмическая, атомная, оборонная, отчасти энергетическое машиностроение и тяжелое станкостроение, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, биотехнологии).

3. Отрасли,  которые вряд ли скоро выйдут  на внешние рынки, но способные  обеспечить значительную часть  спроса на их продукцию на  внутреннем рынке (автомобильное  и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность).

В первой группе отраслей особое значение имеют отрасли  топливно-энергетического комплекса (газовая, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика). При дефиците инвестиций обеспечение прироста добычи топлива  и энергии становится все более трудноразрешимой задачей. В этих условиях основной задачей государственного регулирования отраслей ТЭК должно быть обеспечение энергосбережения. Капиталовложения на энергосбережение единицы топлива и энергии более чем в два раза меньше, чем прирост ее добычи и производства.

По отчетам  института энергетических исследований РАН, объем потенциала энергосбережения составляет 40 - 45% всего энергопотребления  страны. Экономия природного газа может  достичь 22 - 23% всего потенциала энергосбережения, нефти - 20, угля - 15, электроэнергии - 23, теплоэнергии - 17 - 18%. Свыше половины этой экономии означает сбережение природного газа, поскольку его доля в производстве электроэнергии достигла в настоящее время 50% и в производстве тепла - 70%.

В конце 1997 г. Минтопэнерго РФ с участием Минэкономики РФ разработало  федеральную программу «Энергосбережение  России» на 1998 - 2005 г. Согласно этой программе  энергоемкость ВВП должна снизиться  к 2005 г. на 13.4, к 2010 г. на 21% к уровню 1995 г. это в свою очередь позволит увеличить национальный доход в 2005 г. на 7 - 8%.

Хозяйствующие субъекты топливно-энергетического  комплекса - естественные монополии, осуществляющие производство и транспортировку  нефти и нефтепродуктов, газа, электрической  и тепловой энергии и предоставление услуг по ее передаче. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны, в структуре его капитала государству принадлежит 52,6% акций. ОАО «Газпром» осуществляет около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Для обеспечения  баланса интересов потребителей и производителей государство регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными  монополиями. Правовой основой регулирования  их деятельности являются федеральные  законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте» [1 ст. 12 - ст. 14].

Предприятия естественной монополии при отсутствии государственного регулирования превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в смежных отраслях. Поэтому основным объектом государственного регулирования в естественных монополиях являются их издержки, цены и тарифы на их продукцию (услуги).

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке  подлежат регулированию. Регулируемые цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Регулирование хозяйствующих субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе осуществляет Федеральная  энергетическая комиссия РФ (ФЭК России). В ее функции входит: регулирование в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам; услуг по передаче электрической и тепловой энергии; тарифное и ценовое регулирование; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; формирование реестров субъектов естественных монополий в ТЭК, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.

Взаимоотношения предприятий реального сектора  с естественными монополиями  являются одним из самых острых вопросов промышленной политики. С одной стороны, очевидно, что налоги, собираемые с естественных монополий, составляют значительную долю доходов бюджета. Так, на долю ОАО «Газпром» приходится около 25% всех поступлений в бюджет. Кроме того, «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. С другой стороны, столь же очевидно, что естественные монополии, как правило, просто перекладывают свои издержки на потребителей при активном использовании ценовой дискриминации путем установления разных цен и штрафов для разных категорий потребителей. Сложившийся механизм стал одним из главных препятствий на пути экономического развития страны.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий будет совершенствоваться по следующим направлениям:

- усиление  государственного контроля за формированием издержек естественных монополий, цен и тарифов на их продукцию;

- выделение  исходя из экономической целесообразности  и в соответствии с федеральными  законами самостоятельных предприятий  из субъектов естественных монополий;

- организация контроля  за финансовыми потоками данных  субъектов, поэтапное прекращение  перекрестного субсидирования различных  групп потребителей при одновременной  адресной поддержке социально  незащищенных групп населения;

- введение единых «правил  доступа к сети» на не дискриминационной основе (например, обеспечение доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром»);

- совершенствование нормативной  базы регулирования;

- координация деятельности  и разграничение компетенции  между федеральными и региональными органами по регулированию в сферах естественных монополий;

- определение особенностей  дальнейшей приватизации;

- повышение эффективности  реализации полномочий государства  по принадлежащим ему акциям  акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий.

Во второй группе отраслей структурно-отраслевого аспекта  промышленной политики необходимо выделить отрасли военно-промышленного комплекса (ВПК). Приближение НАТО к границам России, усиление ненадежности ее южного фланга определили конкретные направления военной реформы на 1999 - 2000 г. Основные из них: реструктуризация оборонно-промышленного потенциала при сохранении его наиболее ценных элементов и критических технологий; стабилизация производства военной техники; поддержание разработки новейших образцов оружия; перепрофилирование и модернизация высвобождаемых из военного производства мощностей под выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной гражданской продукции.

Основной инструмент государственного регулирования оборонного комплекса - государственный оборонный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности страны. В федеральном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме. (Порядок формирования заказа, его содержание изложены выше).

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального  производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Государственное регулирование материального  производства осуществляется в разрезе  крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также  в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности.

Государственный заказ - один из важнейших  инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает  крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный  заказ способен вызвать мультипликативный  спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика.

 

Глава 2. Государственное  регулирование агропромышленного  комплекса

2.1 Государственное регулирование  агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством. В структуре АПК выделяют три  сферы: первая - это отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса [6 стр. 430 - 444].

Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть  валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 потребительских товаров.

Радикальное реформирование аграрного  сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное  декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.

В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию

Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений аграрной собственности формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора  экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и на имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990 - 1998 гг. увеличилась с 24 до 53%. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращивания производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях [24 стр. 135 - 194].

Наука и практика предлагают десятки моделей форм хозяйствования. По организационно-правовым особенностям в настоящее время выделяются: государственные сельскохозяйственные предприятия федерального и регионального уровня; акционерные общества открытого или закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; смешанные товарищества; сельскохозяйственные производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов; личные подсобные хозяйства.

Кризисная ситуация в стране не позволяет создать  благоприятные условия для эффективного функционирования АПК. За 1991 - 1999 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился на 40, а пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%. В результате удельный вес импортных товаров на продовольственном рынке повысился в среднем на 40, а в крупных городах - на 80%.

В структуре  федеральных, региональных и местных  органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства, в том  числе в области регулирования. На Министерство сельского хозяйства РФ возложено решение наиболее общих вопросов.

Государственное регулирование агропромышленного  производства - это экономическое  воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Государственное регулирование агропромышленного  производства осуществляется по следующим  основным направлениям:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и производства;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное  налогообложение;

- защита интересов  отечественных товаропроизводителей  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности;

- развитие науки  и осуществление научной деятельности  в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной  среды села.

Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство  осуществляет разными методами. Один из них - проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.

Закупочные  интервенции осуществляются в форме  организации закупок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и  проведение залоговых операций с  ними. Такие интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случаях, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии самостоятельно реализовать свою продукцию из-за сокращения спроса на нее.

Товарные интервенции  осуществляются в форме организации  распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и регионального фондов. Такие  интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Информация о работе Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области