Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.
Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области
2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и внешнем рынках (авиакосмическая, атомная, оборонная, отчасти энергетическое машиностроение и тяжелое станкостроение, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, биотехнологии).
3. Отрасли,
которые вряд ли скоро выйдут
на внешние рынки, но
В первой группе
отраслей особое значение имеют отрасли
топливно-энергетического
По отчетам института энергетических исследований РАН, объем потенциала энергосбережения составляет 40 - 45% всего энергопотребления страны. Экономия природного газа может достичь 22 - 23% всего потенциала энергосбережения, нефти - 20, угля - 15, электроэнергии - 23, теплоэнергии - 17 - 18%. Свыше половины этой экономии означает сбережение природного газа, поскольку его доля в производстве электроэнергии достигла в настоящее время 50% и в производстве тепла - 70%.
В конце 1997 г. Минтопэнерго
РФ с участием Минэкономики РФ разработало
федеральную программу «
Хозяйствующие субъекты топливно-энергетического комплекса - естественные монополии, осуществляющие производство и транспортировку нефти и нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по ее передаче. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны, в структуре его капитала государству принадлежит 52,6% акций. ОАО «Газпром» осуществляет около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Для обеспечения баланса интересов потребителей и производителей государство регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. Правовой основой регулирования их деятельности являются федеральные законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте» [1 ст. 12 - ст. 14].
Предприятия естественной монополии при отсутствии государственного регулирования превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в смежных отраслях. Поэтому основным объектом государственного регулирования в естественных монополиях являются их издержки, цены и тарифы на их продукцию (услуги).
Правительство
РФ утверждает перечень товаров (услуг),
цены на которые на внутреннем рынке
подлежат регулированию. Регулируемые
цены применяются всеми организациям
Регулирование
хозяйствующих субъектов
Взаимоотношения предприятий реального сектора с естественными монополиями являются одним из самых острых вопросов промышленной политики. С одной стороны, очевидно, что налоги, собираемые с естественных монополий, составляют значительную долю доходов бюджета. Так, на долю ОАО «Газпром» приходится около 25% всех поступлений в бюджет. Кроме того, «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. С другой стороны, столь же очевидно, что естественные монополии, как правило, просто перекладывают свои издержки на потребителей при активном использовании ценовой дискриминации путем установления разных цен и штрафов для разных категорий потребителей. Сложившийся механизм стал одним из главных препятствий на пути экономического развития страны.
Государственное
регулирование деятельности естественных
монополий будет
- усиление государственного контроля за формированием издержек естественных монополий, цен и тарифов на их продукцию;
- выделение
исходя из экономической
- организация контроля
за финансовыми потоками
- введение единых «правил доступа к сети» на не дискриминационной основе (например, обеспечение доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром»);
- совершенствование нормативной базы регулирования;
- координация деятельности и разграничение компетенции между федеральными и региональными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
- определение особенностей дальнейшей приватизации;
- повышение эффективности
реализации полномочий
Во второй группе отраслей
структурно-отраслевого
Основной инструмент государственного регулирования оборонного комплекса - государственный оборонный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности страны. В федеральном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме. (Порядок формирования заказа, его содержание изложены выше).
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).
Государственное регулирование материального производства осуществляется в разрезе крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности.
Государственный заказ - один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика.
Глава 2. Государственное
регулирование
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством. В структуре АПК выделяют три сферы: первая - это отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса [6 стр. 430 - 444].
Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 потребительских товаров.
Радикальное реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.
В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию
Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений аграрной собственности формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и на имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990 - 1998 гг. увеличилась с 24 до 53%. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращивания производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях [24 стр. 135 - 194].
Наука и практика предлагают десятки моделей форм хозяйствования. По организационно-правовым особенностям в настоящее время выделяются: государственные сельскохозяйственные предприятия федерального и регионального уровня; акционерные общества открытого или закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; смешанные товарищества; сельскохозяйственные производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов; личные подсобные хозяйства.
Кризисная ситуация в стране не позволяет создать благоприятные условия для эффективного функционирования АПК. За 1991 - 1999 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился на 40, а пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%. В результате удельный вес импортных товаров на продовольственном рынке повысился в среднем на 40, а в крупных городах - на 80%.
В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства, в том числе в области регулирования. На Министерство сельского хозяйства РФ возложено решение наиболее общих вопросов.
Государственное
регулирование
Государственное
регулирование
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и производства;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов
отечественных
- развитие науки
и осуществление научной
- развитие социальной среды села.
Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет разными методами. Один из них - проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.
Закупочные
интервенции осуществляются в форме
организации закупок
Товарные интервенции осуществляются в форме организации распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и регионального фондов. Такие интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.