Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.
Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области
Госзаказ на подрядные работы формируется
государственным заказчиком на выполнение
подрядных работ для
На основе госзаказа государственный заказчик заключает с подрядными организациями (победившими на конкурсе) государственные контракты на весь период строительства объектов. В контрактах отражаются: объемы и стоимость подлежащих выполнению работ; сроки их начала и окончания; порядок финансирования и оплаты работ; способы обеспечения исполнения обязательств сторонами.
Финансирование подрядных строительных работ для удовлетворения государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
1.3 Государственная промышленная политика
Промышленная политика - инструмент государственной стратегии развития региональной экономики, оптимизации отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, межотраслевом, региональном, во внешних связях). Она должна периодически уточняться и обновляться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве [29 стр. 278].
Как свидетельствует мировой опыт, промышленная политика особенно необходима в переходные периоды, например при переходе к рыночной экономике. Она нужна и традиционно рыночным индустриально развитым странам в условиях процессов либерализации и глобализации мировой экономики.
Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса; повышению приспособляемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики.
Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие соединить интересы корпорации и государства. Она проводится для хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация - дело законодательной и исполнительной власти: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной. Они же вырабатывают конкретные меры поддержки промышленного производства.
На современном этапе развития экономики страны целью реализации государственной промышленной политики должен быть переход:
1. от приоритета ТЭК к приоритетам обрабатывающей промышленности, так как при сохранении нынешних тенденций в добывающих отраслях будущие поколения могут лишиться невосполнимых природных ресурсов;
2. от устаревшей организации
производства к гибким
3. от технологического
лидерства в сфере вооружений
любой ценой к росту
4. от пренебрежения
здоровьем человека к
5. от заводов-комбинатов, функционирующих по принципу самообеспеченности, к развитию специализированных производств, позволяющих обеспечить конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на мировых рынках;
6. от самораспада НИОКР
к целенаправленной
Основой государственной
промышленной политики является решение
инновационно-технических
Инновации основываются на многих направлениях деятельности - от выполнения НИОКР до технологической подготовки производства и выпуска новой продукции. При этом на разных этапах экономического развития приоритеты инновационной деятельности меняются.
В условиях переходного
периода государственная
Во-первых, развитие направлений, в рамках которых создается техника новых поколений, обеспечивающая статус России как ведущей технологической державы.
Во-вторых, сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
В-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.
Различают продуктовые
и технологические инновации. Продуктовые
инновации преобладают в
Доля продуктовых инноваций намного выше, чем технологических, о чем свидетельствуют данные табл. 1.1.
Таблица 1.1 Структура и динамика инновационной активности в промышленности, %
Год |
Доля предприятий, осуществляющих инновации в последние 1,5 года |
Продуктовые инновации |
Технологические инновации |
|
1996 |
58 |
31 |
27 |
|
1997 |
62 |
38 |
24 |
|
1998 |
60 |
38 |
22 |
|
1999 |
63 |
46 |
17 |
|
2000 |
62 |
41 |
21 |
|
В структуре затрат на инновации 60% составляют затраты на технологическую подготовку производства и закупку оборудования. На долю НИОКР, обеспечивающих научные заделы инноваций, приходится менее 17%; на маркетинговые исследования - 1,6%; на подготовку персонала для работы по новым технологиям - 0,6% общих затрат на инновации [7 стр. 150 - 152].
Эффективность затрат на инновации характеризуют данные таблицы 1.2.
Таблица 1.2 Эффективность затрат на инновации
Затраты, % |
Выпуск продукции, % |
Эффективность руб./руб. затрат |
||||
На технологические инновации |
На поддержание основных фондов |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной |
Доля продукции, выпускаемой по традиционным технологиям |
Инновационная продукция |
Продукция, выпускаемая по традиционным технологиям |
|
3,2 |
96,8 |
19,7 |
80,3 |
6,16 |
0,83 |
|
Таким образом, в расчете на 1 руб. затрат инновационная деятельность обеспечивает объемы выпуска продукции в 7,4 раза больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям.
Главная задача государственного регулирования в сфере научного и технологического развития - создание благоприятных экономических условий для инновационной и инвестиционной деятельности, расширение косвенного регулирования, в рамках которого необходима увязка налоговой и финансово-кредитной политики. Прямая государственная поддержка возможна только для фундаментальной науки и весьма ограниченного количества технологий - их отобрано около 70. Попытки реализовать за счет бюджетных средств широкий круг амбициозных программ чреваты опасностью выбора и финансирования ложных инновационных приоритетов.
Государство выбирает приоритетные направления развития науки, формирует и реализует научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения.
Масштабы и
эффективность инновационной
Сегодня в России государственные расходы на научные исследования составляют всего 0,32 ВВП при пороговом значении этого показателя с позиций экономической безопасности страны 2%. В развитых странах, например в США, государственные расходы на науку достигают 3% ВВП.
Преодоление кризиса науки, губительного для российской экономики, распада всей сферы НИОКР невозможно без государственной поддержки. Выработаны следующие направления государственного регулирования инновационной сферы.
1. Усиление
налогового стимулирования
2. Усиление
роли государственного заказа
на научно-техническую продукци
3. В структуре федерального и регионального бюджетов наряду с фондом развития целесообразно создать государственный инновационный фонд для целевого льготного финансирования наиболее приоритетных крупных исследований и разработок. Фонд должен быть наделен широкими полномочиями по государственной поддержке инноваций по всему циклу - от научной идеи до ее продвижения в форме завершенного научно-технического проекта или интеллектуальной собственности на рынок.
4. На государственном уровне для методического и информационного обеспечения выбора приоритетных инноваций намечено создание системы мониторинга и прогнозирования технологического потенциала сферы НИОКР. В качестве одного из ее элементов может служить постоянно обновляющийся банк данных научно-технических разработок, НИОКР, наукоемких технологических проектов. Банк данных НИОКР может использоваться не только как источник информации, но и для обоснования госзаказа на НИОКР, выдачи рекомендаций на закупку импортного оборудования в случае отсутствия конструкторских заделов по соответствующим направлениям.
5. Повышение
роли рыночной конкуренции в
сфере разработки и
6. Расширение
внебюджетных источников
7. Развитие
коммерциализации деятельности
городов-наукоградов и
8. Расширение международного сотрудничества в сфере НИОКР. Ни одна страна мира не осваивает весь спектр исследований и разработок по всем направлениям НТП. Одна из наиболее динамичных форм научно-технической кооперации - создание международных альянсов. Сотрудничество и взаимозависимость стали средством для разделения растущих издержек и риска нововведений, а также для концентрации необходимого потенциала знаний в процессе разработки новой продукции.
В структурно-отраслевом содержании промышленной политики выделяются три основные группы отраслей [27 стр. 113 - 119].
1. Экспортоспособные
отрасли топливно-сырьевого