Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 00:56, курсовая работа
Цель проекта: Изучение процесса управления промышленным предприятием.
Задачи проекта:
- раскрыть теоретические аспекты организации управления на промышленном предприятии;
– изучить деятельность предприятия, организационную структуру, внешнюю среду предприятия;
– проанализировать финансово - хозяйственной деятельности предприятия, сделать выводы на основании полученных результатов;
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ................................4
1.1 Понятие системы управления на предприятии.......................................4
1.2 Характеристика организации управления на промышленном предприятии: принципы, функции, методы управления...................................10
1.3 Мировой опыт организации управления на предприятии...................16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОАО ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО».............................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.........28
2.2 Анализ внешней среды............................................................................45
2.3 Исследование кадрового потенциала.....................................................52
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОАО ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО».............................61
3.1 Внедрение системы контроллинга.........................................................61
3.2. Проведение реструктуризации активов предприятия.........................63
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий...........................................................................................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
ОАО Завод «Красное Сормово» С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП). 33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения». Поэтому можно сказать, что организационная структура предприятия определена следующими факторами:
- размеры производственной
- производственный профиль - специализация на выпуске одного вида продукции;
- сфера деятельности - национальный и внешние рынки;
- характер объединения фирмы - финансовая группа.
Внутренняя структура управления предприятием состоит из множества отделов и иерархических уровней управления. Более подробно организационная структура ОАО Завод «Красное Сормово» будет рассмотрена во 2 главе настоящего проекта.
1.2 Характеристика организации
управления на предприятии
Организационные отношения в
Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.
Организационные связи - те коммуникации,
которые существуют между работниками аппарата управления
и не опосредованы устойчивой зависимостью
между ними, а в основном только единством
реализуемых ими целей. Основу процесса
управления составляет взаимодействие
между элементами управленческой структуры
- подразделениями, должностями, отдельными
лицами. По содержанию такое взаимодействие
может быть информационным, административным
или техническим. В рамках информационного
Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц. По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным, как официальной, так и личной.
Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно [9, С. 132].
Принципы управления предприяти
Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.
1. Принцип научности управления.
- управленческая деятельность должна носить объективный характер;
- использование новейших методов и средств;
- управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;
2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.
3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.
4. Принцип комплексности. Учет управленческой деятельностью всех факторов.
5. Принцип системности управления. Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.
6. Принцип пластичности. Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.
7. Принцип самокорректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.
8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.
9. Принцип здравого смысла [11, С. 38].
Цели управления предприятием
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными ( исходя из возможностей самой фирмы ) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.
- Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.
- Конкретные цели - определяются сферой и характером бизнеса.
- Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации этих целей требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества. Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.
- Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок [12, С. 289].
Функции управления предприятием: их виды и содержание
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.
Общие функции:
- целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей;
- планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей;
- организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами;
- координирование (регулирование) - уточнение характера действия исполнителей;
- регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы, осуществляется путем диспетчеризации;
- стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду;
- контроль (учет, анализ деятельности) - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений;
- учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта;
- анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов [13, С. 106].
Организационная структура управления предприятием.
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
- звенья (отделы, подразделения),
- уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми [14, С. 347].
Методы управления предприятием.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему управления - предприятие, отдел и т.п., в частности на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности в организации.
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг, друга находятся в постоянном динамическом равновесии.
В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
- организационно - административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально - психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
1.3 Мировой опыт организации управления на предприятии
Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До недавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.
Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.
Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий видных специалистов в области управления западных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный оригинальный путь.
В мировой практике управления наблюдается сосуществование различных моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно- технического прогресса.
Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.
Информация о работе Процесс управления промышленным предприятием