Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 00:56, курсовая работа
Цель проекта: Изучение процесса управления промышленным предприятием.
Задачи проекта:
- раскрыть теоретические аспекты организации управления на промышленном предприятии;
– изучить деятельность предприятия, организационную структуру, внешнюю среду предприятия;
– проанализировать финансово - хозяйственной деятельности предприятия, сделать выводы на основании полученных результатов;
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ................................4
1.1 Понятие системы управления на предприятии.......................................4
1.2 Характеристика организации управления на промышленном предприятии: принципы, функции, методы управления...................................10
1.3 Мировой опыт организации управления на предприятии...................16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОАО ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО».............................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.........28
2.2 Анализ внешней среды............................................................................45
2.3 Исследование кадрового потенциала.....................................................52
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОАО ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО».............................61
3.1 Внедрение системы контроллинга.........................................................61
3.2. Проведение реструктуризации активов предприятия.........................63
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий...........................................................................................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
Рассчитав и проанализировав показатели ликвидности можно сделать вывод о том, что в целом ликвидность предприятия оставляет желать лучшего. У предприятия недостаточно быстрореализуемых и наиболее ликвидных активов для погашения текущей задолженности. Об этом говорит низкое значение коэффициента текущей ликвидности. Хоть он увеличился с течением времени, но все таки не достиг нормативного значения. Коэффициент критической ликвидности снижается, значит завод теряет способность погашать срочные обязательства за счет имеющихся денежным средств с каждым годом. Единственный показатель ликвидности, который соответствует нормативному значению - коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами. За последние 2 года этот показатель значительно превышает норматив. но несмотря на это коэффициент общей ликвидности снизился и стал меньше нормативного значения, это означает, что с точки зрения ликвидности финансовая ситуация в ОАО «Красное Сормово» оставляет желать лучшего.
Глядя на показатели финансовой устойчивости можно сделать следующие выводы. Показатель концентрации собственного капитала уменьшается, то говорит о том, что предприятие с каждым годом все больше нуждается в инвестициях. За последние 2 года коэффициент финансовой зависимости увеличился - значит ОАО «Красное Сормово» стало все больше оборотных активов пополнять за счет заемных средств. коэффициент маневренности капитала стремительно уменьшается, но пока находится в пределах допустимой нормы. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств увеличивается. Предприятие с каждым годом все больше нуждается в заемных средствах.
Проанализировав полученные показатели рентабельности можно сказать, что предприятие прибыльно. Но прибыльность по некоторым направлениям начинает снижаться. Так, например, снижение рентабельности продаж говорит о том, что у предприятия снижается способность контролировать издержки.
2.2 Анализ внешней среды
Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия.
Анализ внешней среды требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.
Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, можно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Самым эффективным и популярным методом анализа внешней среды предприятия является SWOT-анализ. Этот метод помогает выявить сильные (S) и слабые (W) стороны предприятия, а также возможности (O) и угрозы (T) внешней среды.
На основании выявленных групп факторов, составляются стратегии развития:
SO - Стратегия, использующая сильные стороны и возможности предприятия;
ST - стратегия, использующая сильные стороны для нейтрализации угроз внешней среды;
WO - стратегия, минимизирующая слабые стороны за счет возможностей предприятия;
WT - стратегия нейтрализующая слабые стороны предприятия и угрозы внешней среды.
В таблице 5 приведен итог SWOT - анализа, проведенного на примере ОАО «Завод «Красное Сормово».
Таблица 5
«SWOT - анализ ОАО «Завод «Красное Сормово»
Сильные стороны: 1. Лидерство на рынке |
Слабые стороны: 1. Недостаток финансовых средств |
Возможности: 1. Растущий рынок. |
Угрозы: 1. Низкая доступность финансов. |
Далее необходимо провести оценку возможностей и угроз по следующим критериям:
- вероятность реализации;
- степень влияния.
В таблицах 6 и 7 показана оценка возможностей и угроз по степени влияния и вероятности реализации.
Таблица 6
«Оценка возможностей ОАО «Завод «Красное Сормово»
Вероятность использования возможностей |
Влияние возможностей | ||
Сильное |
Умеренное |
Малое | |
Высокая |
5. Приток частного и иностранного капитала в отрасль. |
- |
- |
Средняя |
4. Появление новых технологий в судостроении. |
2. Возможности роста. |
- |
Низкая |
- |
1. Растущий рынок. |
3. Наличие новых привлекательных географических рынков. |
На основании этой оценки были выбраны наиболее значимые возможности:
1. Приток частного и
2. Появление новых технологий в судостроении;
3. Возможности роста.
Таблица 7
«Оценка угроз ОАО «Завод «Красное Сормово»
Вероятность реализации угроз |
Последствия угроз | ||
Разрушительное |
Сильное |
Слабое | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Высокая |
5. Дефицит специалистов. |
1. Низкая доступность финансов. 3. Развитие альтернативных |
- |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
технологий и аналогов оборудования |
|||
Средняя |
- |
- |
4. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства. |
Низкая |
- |
2. Высокая конкуренция. |
- |
Были выбраны наиболее опасные угрозы:
1. Дефицит специалистов.
2. Низкая доступность финансов.
3. Развитие альтернативных
Далее на основании имеющихся данных была Проведена комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон предприятия (таблица 8). Были сопоставлены угрозы и возможности со слабыми и сильными сторонами. В месте пересечения поставлен «+», «-» или «0»
«+» - можно использовать сильную сторону или возможность, чтобы нейтрализовать слабую сторону или угрозу.
«-» - нельзя использовать.
«0» - факторы не взаимосвязаны между собой.
Таблица 8
«Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон»
Описание |
Угрозы |
Возможности |
Итого | |||||
Дефицит специалистов |
Низкая доступность финансов |
Развитие альтернативных технологий и аналогов оборудования |
Приток частного и иностранного капитала в отрасль |
Появление новых технологий в судостроении |
Возможности роста | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сильные стороны |
Лидерство на рынке |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+3 |
Опыт |
- |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+3 | |
Широкая произв. линейка |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+1 | |
Система проф. обучения и пов. кв-ии |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
- |
+2 | |
Многолетнее партнерство с лидерами мирового рынка |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
+2 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Слабые стороны |
Недостаток финансовых средств |
0 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
-1 |
Низкая рент-ть производства из-за слабой орг.снабжения и техн. сервиса механизмов. |
0 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
-1 | |
Высокие издержки произ-ва. |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+1 | |
Слабая маркетинговая политика |
0 |
- |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 | |
Итого |
0 |
-4 |
-1 |
+8 |
+1 |
+6 |
+9 |
Для дальнейшего анализа были отобраны наиболее значимые угрозы и слабые стороны (с оценкой ниже 0) и возможности и сильные стороны (с оценкой +2 и выше).
После анализа матрицы SWOT были выявлены следующие факторы внешней среды.
Сильные стороны:
1. Лидерство на рынке;
2. Опыт;
3. Система профессионального
Информация о работе Процесс управления промышленным предприятием