Психологические аспекты нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6

1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6

1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10

1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14

2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17

2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17

2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24

2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы……………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

психологические аспекты нововведений курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…..3 

  1. Основные  аспекты инновационной деятельности…………………….…….6
 
    1. Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6
 
    1. Организация управления инновационной деятельностью…………..……10
 
    1. Методы  внедрения инноваций в организации…………………………….14
 
  1. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17
 

2.1психологическое  содержание понятия «инновация»……………………...17 

2.2социально  психологические факторы обеспечения  успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24 

2.3 психологический  барьер по отношению к нововведениям………………29 

Заключение………………………………………………………………………38 

Список  литературы……………………………………………………………...40 

 

     Введение 

     В современном мире происходят изменения, которые являются не только проявлениями эволюционных процессов и научно-технического прогресса, но и во многих случаях кардинально меняют жизнь человека. При этом серьёзно меняются как её количественные, так и качественные параметры. Ускоряется ритм жизни, повышается градус нервного и психического напряжения, появляются такие формы активности и жизнедеятельности, о существовании которых человек не мог даже предположить ещё несколько десятилетий назад. И действительно, разве можно было представить тогда, что у нас будет возможность обмениваться почтовыми сообщениями с сиюминутной доставкой (электронная почта и смс). Мы будем иметь возможность, находясь в транспорте, не только разговаривать по телефону, но и смотреть телевидение; практически у каждого человека будет возможность печатать и редактировать тексты прямо на экране монитора1.

     Мы  живем среди изменений и вынуждены  меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены  меняться ради приспособления к обстоятельствам  и событиям вокруг них и в них  самих. Организации также постоянно  приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

       Причины изменений могут быть  разнообразны. Например, снижение спроса  на какие-то конкретные виды  продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

     Термин  «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений. 

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях2.

     Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Внедрение новшеств оказывает влияние не только на организационную структуру предприятия, но и на развитие общественных отношений, коммуникационных каналов и др. факторов, влияющих на социальные аспекты.

     Нововведение  в любой организации часто  сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.

     Необходимо  также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем3.

 

     1. Основные аспекты  инновационной деятельности 

    1.1 Обоснование необходимости  инновационной деятельности 

     Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.

     Судьба  научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие – немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи – вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.

     Процесс инновационной деятельности и внедрения  инноваций происходит на любой стадии производственной деятельности, причем невозможно говорить только о лабораторных разработках, т.к. опытный и квалифицированный менеджер прекрасно понимает, что успех существования организации на рынке зависит во многом от того, как будет происходить внутри организации инновационная деятельность, которая включает в себя не только производственные системы, но также коммуникационные, управленческие, распределительные и др.

     Современная российская экономика все еще  характеризуется, как неустойчивая, с большим показателем риска и неблагоприятная для иностранных инвесторов. Основными причинами данного явления можно определить:

  • незавершенность экономических преобразований;
  • слабость рыночных инструментов экономики;
  • сохранение экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов;
  • возрастание неравномерного развития регионов;
  • катастрофический спад производства;
  • отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированного на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;
  • ориентация развития российской экономики не на активацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику4.

     Последний аспект в большей степени влияет на развитие российской экономики. Факторы  производства и инвестиции должны быть не целью функционирования большинства  российских социально-экономических  систем всех уровней иерархии, а  средством резкого роста количества и эффективности инноваций и повышения за счет этого благосостояния людей.

     Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и  инвестиций, а развитию на основе активизации  инновационной деятельности.

     Основные  элементы инновационной среды:

    • собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
    • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
    • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
    • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

     Особое  внимание уделяется внутренней инновационной  среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке (рисунок 1).

     Любые изменения всегда привносят в  стабильную и оптимальную, с точки  зрения статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято  характеризовать как состояние  кризиса. Долгое время в процессах  управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.

     Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:

    • во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
    • во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

     Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов  управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности5.

     Под инновационной деятельностью в  процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

     Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной  деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента. 

     1.2 Организация управления  инновационной деятельностью 

     Успешность  внедрения инноваций в производственный процесс во многом зависит от понимания  роли и значения инновационной деятельности. Усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.

     Анализ  динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь  между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних.

     Результаты  анализа позволяют судить о влиянии  характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических  нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.

Информация о работе Психологические аспекты нововведений