Психологические аспекты нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6

1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6

1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10

1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14

2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17

2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17

2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24

2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы……………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

психологические аспекты нововведений курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

      В исследовании Н. А. Ильиной показано, что конкретное отношение работников к нововведению традиционно складывается из трех компонентов:

  1. Познавательного;
  2. Эмоционального;
  3. Поведенческого.

      Ею выделены пять типов отношения к нововведениям:

  • активно-положительное;
  • пассивно-положительное;
  • нейтральное;
  • пассивно-отрицательное;
  • активно-отрицательное.

      Для успешного внедрения нововведений крайне важно знать преимущественную установку персонала на нововведение, что дает возможность прогнозировать поддержку или отвержение планируемой инновации. Формирование положительных установок во многом зависит от усилий инициаторов и организаторов новшеств и определяет особенности и сроки вторичной адаптации сотрудников в организации19. 

2.3 Психологический барьер по отношению к нововведениям 

     Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название психологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопротивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние, мешающее протеканию процессов адаптации человека к новой среде, связанное с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим складом личности, с природным стремлением людей и групп к сохранению стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опасениям.

     Психологический барьер является развивающимся образованием. Его параметры изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организаций, различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения нововведений, а также на первой очереди нововведений, на этапе же развития нововведений психологический барьер снижается. Таким образом, барьер по отношению к нововведениям необходимо исследовать в каждом конкретном случае20.

      Согласно точке зрения К. Девиса, причины сопротивления персонала организационным нововведениям могут быть троякого характера: экономические, личностные и социальные.

     К числу экономических К. Девис относит:

    1. боязнь безработицы;
    2. боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка;
    3. боязнь снижения социального статуса и основной заработной платы;
    4. боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты. То есть основным здесь, является боязнь потери (полной или частичной) в заработке, что формирует у работника весьма стойкую антиинновационную установку.

    Причинами личностного характера считаются следующие:

    1. восприятие критики личных методов работы как обиды;
    2. боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость;
    3. уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса;
    4. нежелание расходовать силы на переобучение;
    5. боязнь роста интенсивности труда;
    6. страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведений.

     В числе социальных причин называются следующие:

    1. нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе;
    2. стремление сохранить привычные социальные связи; в) боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой;
    3. неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения;
    4. недовольство слабостью личного участия и незначительностью своей роли при внедрении нововведений;
    5. уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу21.

     Сопротивление - это естественная реакция групп и отдельных лиц на перемены, угрожающие интересам. Поэтому главное, для эффективного внедрения инноваций - учесть интересы людей, попытаться найти компромисс между интересами разных категорий персонала. Чтобы это сделать, надо понять, почему люди не хотят перемен. Исследования показывают три основные причины:

  1. неопределенность;
  2. ощущение потерь (материальных ресурсов, власти, привычных методов работы);
  3. убежденность, что перемены ничего хорошего не принесут.
 

     Формы сопротивления изменениям могут быть разными: уход с работы, неприкрытая оппозиция и возмущение, равнодушие.

     Следует отметить, что групповое сопротивление  изменениям (например, определенной возрастной или профессиональной группы) характеризует  стабильность и постоянство в  гораздо большей мере, чем сопротивление индивидуумов22.

     В период кризиса сопротивление может  резко снизиться и перейти  в поддержку изменений, а потом  снова усилиться. 

     Изменениям  способствуют следующие факторы:

    • внимание руководства предприятия к вопросам развития;
    • обкатка целенаправленных и постоянных методов изменений (управление по результатам);
    • постоянный процесс обратной связи и желание учиться;
    • поощрение за развитие23.

    В качестве механизма, способствующего изменениям, могут использоваться: регулярные исследования организационного климата; собрания различных рабочих групп по вопросам совместной деятельности; обдумывание реформ; целенаправленные оценки исполнения; периодические визиты внешних консультантов; поощрение за удачные изменения.

     В частности, практически полезен анализ факторов, способствующих или препятствующих работе по развитию. (таблица 3)

Таблица 3

Факторы, способствующие работе по развитию Факторы, препятствующие работе по развитию
Целенаправленность

Хорошая готовность

Атмосфера, поддерживающая изменения

Хорошие экономические предпосылки

Осознание необходимости  развития

Давление конкуренции

Структурная готовность организации

Творческий подход

Групповое давление

Предполагаемая  возможность развития

Кризисная ситуация (необходимость)

Настроенный на реформы исполнительный директор

Положительный пример

Честолюбие

Рутинная работа

Хороший результат  коммерческой деятельностью, достигавшийся  в последнее время

Опасения

Авторитарный  исполнительный директор

Общее нежелание  изменений

Нездоровая внутренняя конкуренция

Высокая текучесть персонала

Недостаточная квалификация

Дефицит ресурсов

Результаты развития видны не сразу

Нечеткая организационная  структура

Отсутствие творческого  настроя


Факторы, способствующие и  препятствующие развитию предприятия. 
 

     Алгоритм  управления сопротивлением при осуществлении перемен включает:

    • создание стартовой площадки, своего рода «подготовка почвы», для чего разрабатываются планы изменений, их этапность, определяются ответственные лица, ресурсы, схемы воздействий;
    • создание атмосферы поддержки (информация о причинах изменений, их выгодности; создание групп, которые получают явную выгоду от преобразований; максимально возможное включение работников в процесс подготовки изменений, их обсуждения; обоснование необходимости, нейтрализация источников сопротивления путем уступок и материальных стимулов);
    • осуществление образовательных и тренировочных программ, которые способствуют благоприятному восприятию изменений;
    • более твердое применение власти.

     Методы  преодоления сопротивления представлены в таблице 4.

     Таблица 4

     Методы  преодоления сопротивления

Метод Область применения Преимущества  Недостатки
Образование + общение При недостаточном  объеме информации или неточной информации и анализе Если вас  удалось убедить людей, то они  часто будут помогать вам при осуществлении изменений Требует очень  много времени, если вовлекается  большое количество людей
Участие + вовлечение Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые  принимают участие , будут испытывать чувство ответственности за осуществление  изменения, и любая соответствующая  информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения  Может потребовать  много времени, если участники организуют не те изменения
Помощь + поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации  к новым условиям Ни один подход не срабатывает так хорошо при  решении проблем адаптации к  новым условиям Дорогостоящий, требует большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу
Переговоры + согласие Когда отдельных  служащий или группа явно теряют что-то при осуществлении изменений  и когда группа обладает значительными  силами для сопротивления Сравнительно  простой (легкий) путь избежать сильного сопротивления Может стать  слишком дорогостоящим, если он ставит целью добиться согласия только путем  переговоров
Манипуляция + кооптация Когда другие тактики  не срабатывают или являются слишком  дорогостоящими Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления Может привести в будущем к возникновению  проблем, если люди почувствуют, что  ими манипулируют
Явное и неявное принуждение Когда необходимо быстрое осуществление изменений  и когда инициаторы изменений обладают значительной силой Отличается  быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления Рискованный способ, если люди остаются недовольны инициаторами изменений

 
 

      Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедрении, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Руководитель и члены коллектива должны четко представлять себе, что и когда будет произведено. Должен быть проведен коллективный анализ возможных вариантов нововведения, сформирован поэтапный план внедрения, а также четко представлены их последствия (например, разделение труда, оплата, расстановка и подчиненность кадров и т. д.).
  2. Должна быть проведена оценка степени готовности коллектива к изменениям и участию в инновациях. Как известно, к успеху ведет хороший социально-психологический климат в коллективе. Столь же важна информация о спектре неудовлетворенности работников основными условиями их деятельности. Таким образом, важен диагноз потенциала внедрения нового в коллективе - диагноз подготовленности коллектива предприятия. В социально-психологическом плане это выражается в сотрудничестве подразделений, единстве целей в коллективе, уровне развития микроколлективов, понимании недостатков старой организационной структуры, положительной установке на новые функции и статус, опыте адаптации к новым условиям.
  3. Должны соблюдаться условия поэтапности реорганизации. Это снижает риск и потенциальную отторгаемость нововведений.
  4. Способствует нововведениям поддержка реорганизации «ключевыми» людьми организации, а также привлечение к этому неформальных лидеров.
  5. К успеху ведет широкое привлечение персонала, работающего во всех подразделениях организации. Действительно, если человек внес свой вклад в организационную перестройку, он становится ее сторонником и защитником. Особенно тщательно необходимо работать с людьми тех подразделений, где готовится реорганизация. При этом нет необходимости задействовать в этом процессе всех без исключения членов коллектива, так как столь широкий подход ведет к размыванию личной ответственности.
  6. Необходимым условием является информированность коллектива о подготовке и реализации нововведения, особенно при организации управленческих нововведений. Отрывочные сведения быстро приобретают форму слухов. Таким образом, чем больше вопросов будет решено на подготовительной стадии, тем успешнее будет проведена реорганизация.
  7. При планировании нововведений необходимо и планирование риска. Риск - это действие в ситуации неопределенности, непредвиденности. Риск - это затрата усилий и средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь. Это проблема, прежде всего социальная, даже при технических нововведениях. Для конкретного человека, в особенности руководителя, это взятие на себя ответственности за его осуществление. Склонность к риску представляет собой довольно устойчивую характеристику индивида и связана с такими личностными чертами, как импульсивность, независимость, стремление к успеху, склонность к доминированию. На рисковое поведение оказывает влияние также и культура и социальные условия24.

Информация о работе Психологические аспекты нововведений