Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа
Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6
1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6
1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10
1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14
2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17
2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17
2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24
2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40
В исследовании Н. А. Ильиной показано, что конкретное отношение работников к нововведению традиционно складывается из трех компонентов:
Ею выделены пять типов отношения к нововведениям:
Для
успешного внедрения нововведений крайне
важно знать преимущественную установку
персонала на нововведение, что дает возможность
прогнозировать поддержку или отвержение
планируемой инновации. Формирование
положительных установок во многом зависит
от усилий инициаторов и организаторов
новшеств и определяет особенности и сроки
вторичной адаптации сотрудников в организации19.
2.3
Психологический барьер по отношению
к нововведениям
Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название психологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопротивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние, мешающее протеканию процессов адаптации человека к новой среде, связанное с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим складом личности, с природным стремлением людей и групп к сохранению стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опасениям.
Психологический барьер является развивающимся образованием. Его параметры изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организаций, различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения нововведений, а также на первой очереди нововведений, на этапе же развития нововведений психологический барьер снижается. Таким образом, барьер по отношению к нововведениям необходимо исследовать в каждом конкретном случае20.
Согласно точке зрения К. Девиса, причины сопротивления персонала организационным нововведениям могут быть троякого характера: экономические, личностные и социальные.
К числу экономических К. Девис относит:
Причинами личностного характера считаются следующие:
В числе социальных причин называются следующие:
Сопротивление - это естественная реакция групп и отдельных лиц на перемены, угрожающие интересам. Поэтому главное, для эффективного внедрения инноваций - учесть интересы людей, попытаться найти компромисс между интересами разных категорий персонала. Чтобы это сделать, надо понять, почему люди не хотят перемен. Исследования показывают три основные причины:
Формы сопротивления изменениям могут быть разными: уход с работы, неприкрытая оппозиция и возмущение, равнодушие.
Следует отметить, что групповое сопротивление изменениям (например, определенной возрастной или профессиональной группы) характеризует стабильность и постоянство в гораздо большей мере, чем сопротивление индивидуумов22.
В
период кризиса сопротивление может
резко снизиться и перейти
в поддержку изменений, а потом
снова усилиться.
Изменениям способствуют следующие факторы:
В качестве механизма, способствующего изменениям, могут использоваться: регулярные исследования организационного климата; собрания различных рабочих групп по вопросам совместной деятельности; обдумывание реформ; целенаправленные оценки исполнения; периодические визиты внешних консультантов; поощрение за удачные изменения.
В частности, практически полезен анализ факторов, способствующих или препятствующих работе по развитию. (таблица 3)
Таблица 3
Факторы, способствующие работе по развитию | Факторы, препятствующие работе по развитию |
Целенаправленность
Хорошая готовность Атмосфера, поддерживающая изменения Хорошие экономические предпосылки Осознание необходимости развития Давление конкуренции Структурная готовность организации Творческий подход Групповое давление Предполагаемая возможность развития Кризисная ситуация (необходимость) Настроенный на реформы исполнительный директор Положительный пример Честолюбие |
Рутинная работа
Хороший результат коммерческой деятельностью, достигавшийся в последнее время Опасения Авторитарный исполнительный директор Общее нежелание изменений Нездоровая внутренняя конкуренция Высокая текучесть персонала Недостаточная квалификация Дефицит ресурсов Результаты развития видны не сразу Нечеткая организационная структура Отсутствие творческого настроя |
Факторы,
способствующие и
препятствующие развитию
предприятия.
Алгоритм управления сопротивлением при осуществлении перемен включает:
Методы
преодоления сопротивления
Таблица 4
Методы преодоления сопротивления
Метод | Область применения | Преимущества | Недостатки |
Образование + общение | При недостаточном объеме информации или неточной информации и анализе | Если вас удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений | Требует очень много времени, если вовлекается большое количество людей |
Участие + вовлечение | Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления | Люди, которые принимают участие , будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения, и любая соответствующая информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения | Может потребовать много времени, если участники организуют не те изменения |
Помощь + поддержка | Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям | Ни один подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям | Дорогостоящий, требует большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу |
Переговоры + согласие | Когда отдельных служащий или группа явно теряют что-то при осуществлении изменений и когда группа обладает значительными силами для сопротивления | Сравнительно простой (легкий) путь избежать сильного сопротивления | Может стать слишком дорогостоящим, если он ставит целью добиться согласия только путем переговоров |
Манипуляция + кооптация | Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими | Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления | Может привести в будущем к возникновению проблем, если люди почувствуют, что ими манипулируют |
Явное и неявное принуждение | Когда необходимо
быстрое осуществление |
Отличается
быстротой и позволяет |
Рискованный способ, если люди остаются недовольны инициаторами изменений |
Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедрении, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты: