Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа
Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6
1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6
1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10
1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14
2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17
2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17
2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24
2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40
Кроме
этого организационно-
Важным моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации является выбор конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от:
Практика показывает, что организационные формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.
Таким
образом, выбор и создание новых
организационных форм инновационного
менеджмента в организации
Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями6.
В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:
Важной
характеристикой организации
Для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:
Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:
От
выбора того или иного варианта зависит
конкретная форма организации управления
инновационной деятельностью, избираемая
товаропроизводителем.
1.3
Методы внедрения
инноваций в организации
Одно
из существенных ограничений, которое
должен учитывать современный
В процессе управления развитием используются разнообразные модели. Среди них особое значение имеют модели процессов решения проблем (как общей методологической основы проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием), а также модели внесения изменений в систему управления.
Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации следующие:
Изменения
в системе управления производятся
с помощью трех типов моделей: планов,
программ, проектов. Наиболее детальная
и всесторонняя проработка системы управления
возможна при использовании проектного
метода. По своей сути проектирование
— это процесс, упреждающий развитие,
и в этом смысле оно может быть средством
его ускорения.
Существует несколько методов, которые применяются при внедрении инноваций:
Данный
метод полезен при том
Таблица 1
Метод | Условия применения | Преимущества | Недостатки |
Принудительный | Большая срочность | Быстрота изменений | Большое сопротивление |
Адаптивный | Небольшая срочность | Слабое сопротивление | Медленность |
Кризисный | Угроза существования | Слабое сопротивление | Жесткий дефицит времени. Риск неудачи |
Управление сопротивлением | Средняя срочность | Подгонка к моменту | Сложность |
2.Психологические
аспекты нововведений (инноваций)
2.1Психологическое содержание понятия «инновация»
Многие этапы в жизни каждой из зарождающихся, активно функционирующих и заканчивающих свое существование организаций связаны с различными моментами успешного или неуспешного, активного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» внедрения инноваций, или нововведений. Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных организации во многом определяют успех нововведений. При этом если внешние переменные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, то, поскольку организации представляют собой системы, созданные людьми, внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых руководством и сотрудниками организаций.
Существует целая область научных знаний «инноватика» - ее предмет нововведения, и в ней есть большой психологический блок9.
Инновация - это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности. Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно:
Любое
предприятие, функционирующее в
условиях быстро меняющихся внешних
условий, вынуждено постоянно
Таблица 2