Психологические аспекты нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6

1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6

1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10

1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14

2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17

2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17

2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24

2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы……………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

психологические аспекты нововведений курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества организационных структур управления инновационной деятельностью, как правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге повышение общего уровня инновационности организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами.

     Важным  моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации является выбор конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от:

    • готовности организации к изменениям;
    • основных тенденций долгосрочной технологической политики;
    • наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
    • степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
    • состояния внутренних и внешних коммуникаций;
    • климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

     Практика  показывает, что организационные формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

     Таким образом, выбор и создание новых  организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов:

    • формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб;
    • распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.

     Основным  признаком, определяющим особенности  организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику  инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями6.

     В зависимости от того, какие структуры  составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:

    • организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
    • организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
    • организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

     Важной  характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.

     Для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:

  • организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
  • использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
  • развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления7
 
 
 

     Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:

  • во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс;
  • во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.

     От  выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем. 

     1.3 Методы внедрения  инноваций в организации 

     Одно  из существенных ограничений, которое  должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами:

    1. медленные эволюционные изменения;
    2. динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения.8

     В процессе управления развитием используются разнообразные модели. Среди них особое значение имеют модели процессов решения проблем (как общей методологической основы проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием), а также модели внесения изменений в систему управления.

     Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации следующие:

  • основные симптомы и условия ситуации (например, прогулы, текучесть, невыполнение приказов — это симптомы более глубоких проблем);
  • сущность проблемы;
  • возникновение и развитие проблемой ситуации;
  • актуальность и срочность решения проблемы;
  • степень полноты и достоверности информации.
 

     Изменения в системе управления производятся с помощью трех типов моделей: планов, программ, проектов. Наиболее детальная и всесторонняя проработка системы управления возможна при использовании проектного метода. По своей сути проектирование — это процесс, упреждающий развитие, и в этом смысле оно может быть средством его ускорения. 

     Существует  несколько методов, которые применяются  при внедрении инноваций:

  1. Принудительный метод. Предусматривает использование силы для преодоления сопротивления со стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.
  2. Метод адаптивных отклонений. В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве.

     Данный  метод полезен при том состоянии  внешней среды, когда опасность  или благоприятные возможности  легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.

  1. Управление кризисной ситуацией. Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее совершенствованию и она оказалась в жестоком цейтноте.
  2. Управление сопротивлением. Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — у адаптивному методу осуществления изменений.
 

     Таблица 1

     Сравнение методов внедрения  инноваций

Метод Условия применения Преимущества Недостатки
Принудительный Большая срочность Быстрота изменений Большое сопротивление
Адаптивный Небольшая срочность Слабое сопротивление Медленность
Кризисный Угроза существования Слабое сопротивление Жесткий дефицит  времени. Риск неудачи
Управление  сопротивлением Средняя срочность Подгонка к  моменту Сложность

 

 

2.Психологические  аспекты нововведений (инноваций) 

2.1Психологическое  содержание понятия  «инновация»

     Многие этапы в жизни каждой из зарождающихся, активно функционирующих и заканчивающих свое существование организаций связаны с различными моментами успешного или неуспешного, активного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» внедрения инноваций, или нововведений. Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных организации во многом определяют успех нововведений. При этом если внешние переменные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, то, поскольку организации представляют собой системы, созданные людьми, внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых руководством и сотрудниками организаций.

      Существует целая область научных знаний «инноватика» - ее предмет нововведения, и в ней есть большой психологический блок9.

     Инновация - это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности. Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно:

  • заказом, приказом;
    • снижением качества, эффективности труда в организации и на производстве;
  • стремлением к самосовершенствованию;
  • новыми обстоятельствами, условиями деятельности, эксплуатации.

     Любое предприятие, функционирующее в  условиях быстро меняющихся внешних  условий, вынуждено постоянно отслеживать  изменение этих условий и соответственно планировать и осуществлять свое развитие. В этом развитии предприятие проходит стадии возникновения, становления, подъема, пика, спада (кризиса). Выходом из кризиса может быть либо реорганизация (Таблица 2), либо санация, либо ликвидация. (Следует отметить, что в данном контексте мы рассматриваем понятие «реорганизация» как понятие близкое к «инновации в системе управления».) 

Таблица 2

     Сигналы об актуальности реорганизации  предприятия

Информация о работе Психологические аспекты нововведений