Психологические аспекты нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Нововведение в любой организации часто сталкивается с сопротивлением, и цель данной работы не только показать от чего зависит интенсивность данного сопротивления, но и рассмотреть процесс внедрения инноваций на предприятии, обоснование актуальности активизации инновационной деятельности и сложности, возникающие у организаций в процессе разработки и внедрения инноваций.
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный подход позволит увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Основные аспекты инновационной деятельности…………………….…….6

1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……….……..6

1.2 Организация управления инновационной деятельностью…………..……10

1.3 Методы внедрения инноваций в организации…………………………….14

2. Психологические аспекты нововведений…………………………………..17

2.1психологическое содержание понятия «инновация»……………………...17

2.2социально психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений…………………………………………………………………….24

2.3 психологический барьер по отношению к нововведениям………………29

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы……………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

психологические аспекты нововведений курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)
 

      Люди, уверенные в себе, чаще идут на риск, т. к. не боятся «потерять лицо» при проигрыше. Практика показывает, что успешные предприниматели рискуют умеренно.

     Антиподом риска являются гарантии. Выделяют гарантии достижения (рассчитаны на успех) и гарантии компенсации (рассчитаны на неудачу).

     Как уже отмечалось, риск при внедрении организационных нововведений составляет около 50%.

     В период внедрения нововведений в большинстве коллективов имеют место улучшение взаимоотношений работников по горизонтали, снижение конфликтности, рост внутригрупповой сплоченности, т. е. в сфере взаимоотношений проявляется своеобразная компенсация общей напряженности. Однако следует помнить, что все это происходит в ближайшем окружении, в неофициальных подгруппах. При этом может активизироваться межгрупповое взаимодействие, связанное с межгрупповой оппозицией и конфронтацией отдельных групп, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реорганизации. Таким образом, ситуация нововведения выявляет структуру группы и активизирует происходящие в ней процессы. В этот период взаимоотношения между подчиненными и руководством могут ухудшиться, увеличивается конфликтность по вертикали, снижается авторитетность руководства. В ситуации нововведения руководитель воспринимается, скорее, не как человек, а как представитель организации, как обезличенный функционер, на него возлагается вся ответственность за результаты и трудности нововведений. Критичность же в коллективе повышается не только по отношению к руководителю, но и ко всем аспектам социально-производственной ситуации. Установка по отношению к нововведению более положительна, если оно внедряется «изнутри», а не «сверху».

 

     Заключение 

     В данной работе были обоснованы основные принципы, методы, актуальность и психологические аспекты инновационного процесса. Действительно, в современных условиях организации достаточно сложно выжить на рынке, где существует большое количество конкурентов, а требования к качеству товара у потребителя все возрастает. Избежать неоправданного увеличения затрат, удержать клиентов и выдержать конкуренцию помогает поддержание динамики организации, создание условий, для ее успешного развития и эффективного функционирования.

     Немало  значимым является и социальный аспект инновационной деятельности. Известно, что человеческий фактор в любом из процессов занимает главенствующую позицию, поэтому руководство любой из организаций, должно учитывать каким образом и какие нововведения повлияют на коллектив, не окажется ли цена внедрения новшества гораздо выше из-за того, что коллектив не примет его и окажет сильное сопротивление.

     Данная  работа показала основные принципы, которых  нужно придерживаться, чтобы степень  сопротивления оказалась не слишком  высокой. Был сделан основной вывод, что для снижения степени сопротивления  управляющее звено должно привлекать к проектированию изменений и принятию решений относительно характера изменений сотрудников организации. При привлечении сотрудников на разных этапах внедрения изменений руководство может избежать внутренних и внешних конфликтов, опасности непринятия нововведения и, как следствия, угрозы всей организации.

     Проблема инноваций имеет чрезвычайную актуальность на современном этапе общественного развития, а неучет социально-психологических факторов в любом виде реорганизации влечет за собой существенные потери как для инициаторов, так и для организаторов и пользователей нововведений. Эффективно работающая организация - это организация, руководство и коллектив которой понимают необходимость систематических новаций, но при этом в полной мере предвидят социально-психологические последствия этих процессов, могут прогнозировать и управлять ими, т. е. планирует организационное развитие. Эффективно работающая организация - это организация, способная к инновационному риску, руководство которой может принимать решения в условиях неопределенности, когда не всегда можно оценить вероятность потенциальных результатов. Известно, что наибольшей неопределенностью обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Именно в этих областях нам и видится возможность применения имеющихся знаний о социально-психологических аспектах нововведений.

      В ходе подготовки, внедрения нововведения и пользования им достаточно часто возникают противоречивые ситуации, которые несут в себе элементы конфликтов, повышающих всплеск тревожности. Для того чтобы инновационный процесс был успешен, для социально-психологического «сопровождения» такого рода работ необходимы знания о сущности, видах и способах разрешения конфликтов в организациях.

     В заключении, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современной, постоянно меняющемся мире, повышенной конкурентной борьбе организация не может выжить, если не будет соответствовать основным тенденциям, если не будет предоставлять услуги, соответствующие представлениям потребителей, если не будет использовать новые достижения научно-технического прогресса.

     Все новые тенденции и веяния, требования со стороны потребителей и др. отражаются в инновационной деятельности организации. 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам  организации и консультантам по управлению. — М.: Дело, 1999
  2. Дэвис Кейт, Ньюстром Джон. Основы организационного поведения. – СПб.: «Питер», 2000
  3. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. М.: Финансы и статистика, 1996
  4. Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1985
  5. Казанцева А.К., Миндели Л. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. — М.: ЗАО Экономика, 2004
  6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2001
  7. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993
  8. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: 1997
  9. Менеджмент персонала / В.Р. Веснин. — М.: «Элит – 2000», 2000
  10. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие/Под ред. Е.Б. Моргунова. — М.: 2001
  11. Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. — М.: Рос. ЭА., 1997
  12. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент — Н. Новгород.: ННГУ,
  13. Почебут Л.Г., Чикер В.А. — Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002
  14. Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2000.
  15. Советова О. С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997
  16. Томас Дж. Питерс, Роберт Х. Уотерман-мл. — В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки.- М.: Изд.: «Вильямс», 2005
  17. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2001
  18. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006
  19. Управление персоналом/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2001
  20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — М.: 2000
  21. Эффективный менеджмент, учебник. А.В. Бусыгин, Москва, 2000
  22. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы.— Москва, 2010

Информация о работе Психологические аспекты нововведений