Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:23, курсовая работа
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии,
научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы
периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования
систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы
данные социологических исследований, опубликованные в журналах "Управление
персоналом", "Служба кадров" и "СОЦИС".
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА.. 7
1.1. Роль и значение мотивации персонала. 7
1.2. Методы стимулирования персонала. 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала. 15
Выводы по главе. 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ". 32
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат". 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат". 40
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного
труда на ОАО "Жировой комбинат". 46
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.. 52
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как
фактор стимулирования персонала. 52
3.2. Применение новых форм оплаты труда. 69
3.3. Система социально-психологических факторов в
управлении стимулированием персонала. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 106
[16].
Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека | Позиционер | Что необходимо поддерживать у работающего | ||
---|---|---|---|---|
Работник [собственник рабочей силы] | Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] | заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил | ||
Специалист-профессионал | Предприниматель [хозяин дела] | профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности | ||
Сотрудник Фирмы |
Фирма в целом | самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. | ||
Исполнитель | Менеджер | самоопределение к исполнительским нормам | ||
Коллега | Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] | самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами | ||
Рационализатор | Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] | заинтересованность во внесении рациональных предложений | ||
Член коллектива | Коллектив | самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата | ||
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. | Технолог | готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
Источник: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. - №1
Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения
работника к кругу своих обязанностей и к предложенным “правилам игры”, для
чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения
работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и
осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в
организации.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным факторам
демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить
наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие демотивирующее
воздействие[17].
Проведенное журналом "Управление персоналом" исследование "Системы и методы
мотивации" среди подписчиков деловых журналов "Управление персоналом" и
"Трудовое право"[18] показало, что
наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной
шкале) и индивидуальная надбавка 93,82), а затем уже следуют различные виды
премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность
получения кредитов и материальная помощь (табл. 2)
Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала
"Управление персоналом"
Причина | Оценка по 5-балльной шкале | ||
---|---|---|---|
Оклад | 4,25 | ||
Индивидуальная надбавка | 3,82 | ||
Премии по итогам работы отдела, фирмы | 3,53 | ||
Кредиты | 3,53 | ||
% от продаж | 3,50 | ||
Медицинское страхование | 3,48 | ||
Квартальные | 3,28 | ||
Обучение | 3,20 | ||
Материальная помощь | 3,09 | ||
Оплаченные обеды | 3,06 | ||
Оплата временной нетрудоспособности | 3,02 | ||
Пособие по беременности и родам | 2,90 | ||
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 2,81 | ||
Автомобиль | 2,56 | ||
Мобильные телефоны | 2,09 |
Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление
персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30
Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы:
· Хороший моральный климат в коллективе,
· Карьера,
· Хорошие условия труда,
· Оплата путевок,
· Социальные отпуска.
Определяющими причинами в ситуациях недобросовестного (криминального)
отношения персонала к имуществу и финансам фирмы названы следующие (табл.
3)
Среди наиболее возможных факторов демотивации в литературе называются[19]:
· Нарушение негласного контракта;
Причины недобросовестного (криминального) отношения персонала к имуществу и
финансам фирмы
Причина | Оценка по 5-балльной шкале |
Бесконтрольность | 3,81 |
Происхождение из соответствующей демографической среды | 3,36 |
Недостаток средств существования | 3,10 |
Подверженность всех людей к искушению | 2,88 |
Обида на компанию | 2,39 |
Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление
персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30
· Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;
· Игнорирование идей и инициативы;
· Отсутствие чувства причастности к компании;
· Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и
профессионального роста;
· Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
и коллег;
· Отсутствие изменений в статусе сотрудника.
Рассмотрим указанные факторы в приблизительном хронологическом порядке их
проявления на новом месте работы:
1. Нарушение негласного "контракта"
При найме на работу кандидат и компания заключают "сделку", в которой
свободное время, энергия и интеллект обмениваются на определенное
материальное вознаграждение, потенциальные возможности реализовать свои
личные мотивы и некую "среду обитания". Личные мотивы могут быть самыми
разнообразными: от возможности каждый день куда-либо приходить и общаться с
другими людьми, до возможности активно работать и видеть результаты своего
труда. Зачастую со стороны кандидата деньги в данной сделке не являются
доминирующим фактором, но в ходе интервью принято делать акцент именно на
компенсационный пакет. Рекрутеры-профессионалы не забывают также постараться
обсудить возможности реализации внутренних мотивов кандидата (насколько это
возможно). А вот реальная "среда обитания", в которую кандидату предстоит
войти, обсуждается очень мало - потому что кандидаты бояться задавать
вопросы, а менеджеры по персоналу то хранят никому не ведомые коммерческие
тайны, то расписывают работодателя только в розовом цвете. В "среду обитания"
может входить множество факторов, начиная от внешнего вида офиса и графика
работы, до специфики коллектива и поручаемых сотруднику задач. В результате у
потенциального сотрудника формируются серьезно завышенные ожидания, которые
расходятся с действительным положением вещей в компании. Вскоре после начала
работы сотрудник обнаруживает, что обучение формально, перспектив для роста
никаких, коллектив представляет собой закрытые группки сотрудников, не
пускающие аутсайдеров. Результат тот же - внутренняя мотивация испарилась, от
энергичного и полного энтузиазма кандидата не осталось и следа, теперь это
вялый сотрудник с потухшими глазами.
Рекомендации по предотвращению данного фактора демотивации: максимум
реалистичной информации в процессе отбора. Формирование реалистичных
ожиданий.
2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
Опытным руководителям известно, как опасно брать на работу специалиста,
слишком квалифицированного для предлагаемой ему позиции. Даже если он вдруг
согласится на эту работу сам по каким-то личным причинам (например, из
финансовых соображений), через несколько месяцев он заскучает и начнет искать
применение своим нереализованным талантам и навыкам. И пока он не найдет
другую, более соответствующую своему профилю работу, возможно, придется
терпеть его попытки "подсидеть" не более квалифицированное чем он, начальство
или сунуть нос со своими советами всюду, надменное отношение к коллегам или
открытое неповиновение "этим безграмотным дуракам". Однако наивно полагать,
что существует идеальное совпадение кандидата и вакансии - опытные рекрутеры
знают, что чаще всего наилучший кандидат чего-нибудь все-таки не умеет (или
умеет в недостаточной степени), но при этом обладает какими-либо неуказанными
в описании вакансии навыками. Поэтому организации практически всегда чему-
нибудь учат вновь пришедших (в явной или скрытой форме, т.е. "по ходу дела"),
откладывая при этом "на дальнюю полку" не пригодившиеся навыки.
Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато серьезнейшей
демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит.
Рекомендации по предотвращению данного фактора демотивации: одно из решений
заключается в том, что многообразие задач и ситуаций, с которыми сталкивается
организация, часто предоставляет возможность "протирать пыль" с неключевых
навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут временные, проектные задачи,
пусть отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное
время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его
многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он
знал раньше.
Один из самых банальных примеров: сегодня довольно много специалистов - не
лингвистов, которые достаточно хорошо знают один или несколько иностранных
языков. При этом нередко их работа практически не требует применения этих
знаний. Без практики язык забывается, а этот навык сейчас достаточно высоко
ценится на рынке. Поставьте временную задачу: найти какую-нибудь информацию в
иноязычном интернете, перевести полезную статью по профилю работы специалиста -
и он не будет так часто задумываться о том, что "торча в этой дыре", он
забывает лучшее, что знал[20].
3. Игнорирование идей и инициативы
Приступая к новой работе, сотрудники обычно "фонтанируют" новыми идеями - от
совершенствования методов работы до перестановки мебели в офисе для
произведения наиболее благоприятного впечатления на клиента. И чаще всего от
этих идей просто отмахиваются - частично от недоверия новичкам, частично - от
нежелания расстаться с привычной рабочей рутиной, даже если она не
эффективна.
Рекомендации по предотвращению данного фактора демотивации: прислушивайтесь к
идеям и предложениям. Даже если они не настолько гениальны, чтобы стоило их
воплощать в "первозданном" виде, из них часто можно что-то почерпнуть. И
всегда объясняйте, почему, на Ваш взгляд, та или иная идея не подходить для
реализации в Вашей компании.
4. Отсутствие чувства причастности к компании
Данный демотиватор, на наш взгляд, наиболее актуален для сотрудников,
работающих вне штата компании или для вспомогательного персонала. У таких
работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компаний они
вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию
исключительно из-за денег. Вот и получается, что промоутер, работающий по
срочному контракту, не чувствующий себя частью компании, может "пускать
Информация о работе Пути совершенствования стимулирования персонала