Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:23, курсовая работа
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии,
научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы
периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования
систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы
данные социологических исследований, опубликованные в журналах "Управление
персоналом", "Служба кадров" и "СОЦИС".
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА.. 7
1.1. Роль и значение мотивации персонала. 7
1.2. Методы стимулирования персонала. 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала. 15
Выводы по главе. 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ". 32
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат". 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат". 40
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного
труда на ОАО "Жировой комбинат". 46
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.. 52
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как
фактор стимулирования персонала. 52
3.2. Применение новых форм оплаты труда. 69
3.3. Система социально-психологических факторов в
управлении стимулированием персонала. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 106
комбината (в отношении рабочих - начальниками цехов) и зависят от тяжести
проступка или характера производственного упущения а также их последствий.
Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
· совершение прогула,
· появление на работе в нетрезвом состоянии, а также в состоянии
наркотического или токсического опьянения,
· распитие спиртных напитков на территории комбината,
· совершения хищения имущества комбината.
Полное или частичное лишение премии производится за тот период, в котором
было совершено упущение по работе.
Премирование рабочих (депремирование) осуществляется согласно отработанному в
текущем месяце времени по табелю и распоряжений начальников цехов.
Премирование руководителей, специалистов и служащих производится авансом в
текущем месяце, месяцем позже на основании приказа Генерального директора
комбината, в случае имеющихся замечаний и нарушений производятся удержания.
Работникам, не отработавшим полный календарный месяц при увольнении по
собственному желанию, кроме случаев увольнения на пенсию, а также при
увольнении за прогул и другие нарушения - премия за данный период не
начисляется.
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, что размер
заработной платы сотрудников предприятия поставлен в зависимость от
результатов их трудовой деятельности предприятия. За каждое нарушение
трудовой дисциплины и технологии производства к работнику применяется
санкция в виде лишения премии или ее части.
Разделение оплаты труда сотрудников на постоянную и премиальную часть в 2001-
2002 годах приведено в табл. 5. Удельный вес переменной части оплаты труда
составил в 2001 году 36 % и в 2002 году 40 % соответственно.
Анализ фонда оплаты труда ОАО "Жировой комбинат" в 2001-2002 гг.
Показатель | 2001 г., тыс. руб. | 2002 г., тыс. руб. | Абсолют. откл. (+,-) | Темп при-роста, % | Структура, % | |
2000 г. | 2001 г. | |||||
Оклады | 1060 | 1330 | 260 | 24,9 | 36,0 | 34,0 |
Премиальная часть оплаты труда | 1890 | 2580 | 680 | 36,2 | 64,1 | 66,1 |
Всего | 2950 | 3900 | 950 | 32,2 | 100,0 | 100,0 |
Источник: Составлено автором на основе данных ОАО "Жировой комбинат"
Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на
предприятии следует так же назвать оптимизацию организации рабочего места,
создание комнат отдыха, организация общепроизводственных праздников и др.
Таким образом, управление персоналом предприятия осуществляется с помощью
сочетания административных, экономических и социально-психологических
методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается
использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют
построение системы управления эффективностью труда. Используемые ОАО "Жировой
комбинат" социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное
стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и
чувство принадлежности к организации. Установленный на предприятии
стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести
кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов. В части
использования экономических методов стимулирования у предприятия имеются
резервы усовершенствования процесса управления за счет усовершенствования
системы материального стимулирования персонала за счет использования новых
форм оплаты труда, в частности таких методов партисипативного управления, как
участие работников в прибыли организации, участие работников в управлении.
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного
труда на ОАО "Жировой комбинат"
Анализ деятельности предприятия показывает, что на предприятии не каких
мероприятии по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов
стимулирования в последнее время не проводится. Применяются не совершенные
методы управления, которые распределения и экономического стимулирования
гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся
резервов, у работников нет заинтересованности в повышении эффективности
производства. Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений
обусловлена также тем, что:
· инициатива и предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот
пресекаются;
· фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а
выделяется им из централизованных источников;
· цеха не несут экономической ответственности за эффективность
использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.
В некоторые периоды функционирования предприятия ощущается временный
недостаток трудовых ресурсов. Проблема осложняется тем, то дополнительный
набор кадров на предприятии не возможен по причине оптимального количества
производственного персонала в цехе. Таким образом, проблема состоит в том,
чтобы эффективным образом и с минимальным объемом затрат смотивировать
персонал для переработки в период резкого повышения спроса. В настоящий же
момент работник слабо заинтересован в повышении результативности
функционировании комбината.
Данная экономическая ситуация сложилась в результате неэффективной
организации системы мотивации на предприятии, и как следствие, несоответствия
затрат работника получаемому материальному вознаграждению, все это
проявляется в существовании понижающего коэффициента при оплате сверхурочного
труда, отсутствии связи между заработком работника и финансовым
результатом деятельности предприятия и др. Отмеченные проблемы могут быть
решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации на
предприятии.
Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда
работников ОАО "Жиркомбинат" так же являются следующие аспекты:
· В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и
премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени
персонала, что значительно снижает заинтересованность и
производительность.
· В некоторых случаях используется повременная оплата труда, при том,
что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к
значительному снижению производительности труда.
· Оперативным управлением производственного подразделения занимаются
люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида
деятельности.
Недостатки системы стимулирования персонала предприятия наиболее явно
проявляются в периоды максимального спроса на продукцию предприятия. В
данные периоды коллектив комбината не может обеспечить выпуска продукции в
нужном объеме, так как руководству привлечь сотрудников к сверхурочной работе
на добровольных началах не удается, а поиск новых сотрудников для работы на
непостоянной основе не представляется рациональным. Соответственно
максимального запуска возможных производственных мощностей у предприятия не
осуществляется. Эффективное стимулирование заинтересованности персонала в
повышении результативности функционирования предприятия возможно лишь при
эффективной корректировке системы мотивации персонала.
Целью управления сложившейся экономической ситуацией должно стать, прежде
всего, увеличение заинтересованности персонала в повышении результативности
функционирования предприятия для извлечения максимальной прибыли в периоды
значительного увеличения емкости рынка. Для достижения нужного эффекта
необходимо изменить сложившуюся систему мотивации персонала путем развития
имеющихся и внедрения новых форм морального и материального стимулирования
путем административных, экономических и социально-психологических методов
управления.
Для увеличения заинтересованности персонала в результативности
функционирования предприятия необходимо развивать следующие компоненты
мотивации:
1. Развитие организационной культуры предприятия (система общих для всего
персонала ценностных ориентаций и норм). Основные инструменты: Устав
предприятия, открытые принципы руководства и организации
предприятия, демократический стиль руководства.
При использовании данного компонента могут быть достигнуты: понимание и
признание целей предприятия, ориентация на перспективу, согласование взаимных
интересов между работниками предприятия.
2. Система участия (участие работников в распределении общего хозяйственного
результата, капитале предприятия и развитие сотрудничества).
Инструменты: справедливое распределение результатов, участие в капитале,
развитие отношений партнерства.
Достигаются такие цели как: установка на кооперативность в поведении,
ориентации на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску.
3. Обслуживание персонала (все формы социальных льгот, услуг и преимуществ,
предоставляемых работникам). Инструменты: безопасность труда, охрана
здоровья, создания условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о
работниках, нуждающихся в помощи.
Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с предприятием,
повышение трудовой активности.
4. Привлечение персонала к принятию решений (согласование с работником
определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе).
Инструменты: делегирование ответственности, добровольное участие в
принятие решений.
Достигаемые цели: участие в принятие решений на рабочем месте, вовлечение в
дела предприятия.
5. "Job" - факторы (мероприятия, направленные на количественные и
качественные изменения рабочего задания и поля деятельности). Инструменты:
обогащение труда, расширение зоны труда, ротация.
Достигаемые цели: гибкость при выполнении рабочего задания, понимание
производственных взаимосвязей, взаимная ответственность и
самостоятельность.
6. Организация рабочего места (оснащение рабочих мест техническими,
эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учётом
потребности работников). Инструменты: технические и организационные
вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы
условий труда.
Достигаемые цели: удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие
от работы и более качественное выполнение задания.
7. Информирование работников (доведение до работников необходимых сведений о
делах предприятия). Инструменты: производственная документация, собрание
коллектива, отчеты о работе.
Достигаемые цели: информированность о делах предприятия, мышление и
деятельность с позиции интересов предприятия.
8. Оценка персонала (система планомерной и формализованной оценки персонала
по определенным критериям). Инструменты: различные методы оценки результатов
труда и возможностей работника.
Достигаемые цели: положительное влияние на поведение, ответственность за свои
действия.
Вывод по главе:
На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала ОАО
"Жировой комбинат" можно сделать вывод, что система стимулирования персонала
на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и
тенденций кадрового менеджмента.
Можно предложить следующие основные направления развития система
стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат":
· Развитие системы управления деловой карьерой;
· Применение новых стимулирующих форм оплаты труда;
· Расширение использования социально-психологических факторов в
стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-
психологического климата в коллективе.
Рассмотрим подробнее возможности усовершенствования системы стимулирования
труда сотрудников ОАО "Жировой комбинат" в предложенных направлениях.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой
как фактор стимулирования персонала
Карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров
серьезных фирм. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников
объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и
развития профессионального потенциала сотрудников. До того, как перейти в
проектированию систему управления карьерой ОАО "Жировой комбинат" рассмотрим
разработанные в кадровом менеджменте основы управления карьерным развитием
персонала.
Карьера (от фр. сariera) – "успешное продвижение вперед в той или иной области
(общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности"
[22]. Карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в
области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным
ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь
Информация о работе Пути совершенствования стимулирования персонала