Пути совершенствования стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:23, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы были использованы законодательные акты, монографии,
научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы
периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования
систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы
данные социологических исследований, опубликованные в журналах "Управление
персоналом", "Служба кадров" и "СОЦИС".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА.. 7
1.1. Роль и значение мотивации персонала. 7
1.2. Методы стимулирования персонала. 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала. 15
Выводы по главе. 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ". 32
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат". 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат". 40
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного
труда на ОАО "Жировой комбинат". 46
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.. 52
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как
фактор стимулирования персонала. 52
3.2. Применение новых форм оплаты труда. 69
3.3. Система социально-психологических факторов в
управлении стимулированием персонала. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 106

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация персонал.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими

собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько

принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации,

которые приведут к разным типам карьеры[23]

:

·        Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков.

Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в

одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или

транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта,

связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

·        Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения

человека в организации. Она может идти по линии:

·  вертикальной карьеры — должностной рост;

·  горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в

разных подразделениях одного уровня иерархии;

·  центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру

управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап

карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели

профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику

индивидуальной мотивации. Краткое описание этапов карьеры отражено в табл. 6.

                                                                Таблица 6

                          Основные этапы карьеры                         

    

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая

характеристика

Особенности мотивации

(по Маслоу)

Предварительный

До 25 лет

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

До 30 лет

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

До 45 лет

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Продолжение табл. 6

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности

 

     Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,

Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом

профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в

рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому

важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы

развития профессионала — периоды овладения деятельностью. Фазы развития

профессионала представлены на рис. 5.

    

 

 

 

 

 

Наставник

 

 

 

 

Авторитет

 

 

 

 

Интернал

Мастер

 

 

Адепт

Адаптант

 

 

 

Оптант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,

Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

     Рис. 5. Фазы развития профессионализма

В соответствии с фазами развития профессионала различают:

·        оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или

вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических

границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку

возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и

многоаспектными условиями культуры;

·        адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь

приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это

может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой

инструктаж);

·        адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе).

Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в

учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной

работе;

·        интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело

и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с

основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по

профессии;

·        мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и

простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не

всем коллегам по плечу;

·        авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также

с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном

кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от

принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные

высокие формальные показатели квалификации;

·        наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в

любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта,

учениками.

Изменение основных мотивационных стимулов по мере пребывания человека в

организации на одной должности отражено на рис. 6.

    

     Источник: Старобинский Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. – М.,

1997. – С. 89

     Рис.6.  Психологическое отношение к работе в зависимости от пребывания в

должности

Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника  необходимо

организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным

условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и

эффективного использования его потенциала является планирование карьеры.

Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации,

ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения

специалистов.

Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей

человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития,

выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее),

фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной

позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное

представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы

получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной

работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу,

сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер).

Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных

субъектов планирования, представлены в табл. 7.

                                                                Таблица 7

                           Планирование карьеры                          

    

Субъект

планирования

Мероприятия

по планированию карьеры

Сотрудник

Первичная ориентация и выбор профессии

Выбор организации и должности

Ориентация в организации

Оценка перспектив и проектирование роста

Реализация роста

Менеджер по персоналу

Оценка при приеме на работу

Определение на рабочее место

Оценка труда и потенциала сотрудников

Отбор в резерв

Дополнительная подготовка

Программы работы с резервом

Продвижение

Новый цикл планирования

Непосредственный руководитель (линейный менеджер)

Продолжение табл. 7

Оценка результатов труда

Оценка мотивации

Организация профессионального развития

Предложения по стимулированию

Предложения по росту

 

     Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,

              Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.              

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника

(образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций),

но и объективными, в частности такими объективными условиями,  как

[24]:

·        высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной

рассматриваемой организации;

·        длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции,

занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

·        показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на

следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом

уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

·        показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый

определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне

к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть

перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная

линия, либо очень короткая.

Практика планирования карьеры в организациях включает совмещение личных

ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной

организации. Планирование карьеры предполагает определение средств для

достижения желаемых результатов, включая формирование образцов карьеры в

качестве средства достижения целей.

Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать

возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных

особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных

сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным

образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Между тем, возможности управления карьерой сотрудников, ее развития и

использования как средства стимулирования ограничены  сформированностью на

предприятии  общей системы управления карьерным процессом. "Хотя планирование

такого рода не является существенно новым, многие фирмы лишь сейчас начинают

использовать его как способ скорее предотвращения, чем "лечения" проблем,

связанных с кризисами начала и середины карьеры менеджеров"

[25].

Комплексная система управления карьерным процессом должна включать

взаимосвязанные между собой цели, функции, технологии, принципы, структуру и

кадры управления карьерой[26]. Цели

системы управления карьерным процессом должны вытекать из общих целей системы

управления персоналом, но вместе с этим иметь специфику данной сферы

деятельности организации в области управления человеческими ресурсами. Цели

системы управления карьерным процессом ОАО "Жировой комбинат" могут включать:

·                     формирование, развитие и рациональное использование

профессионального потенциала каждого менеджера и организации в целом;

·                     обеспечение преемственности профессионального опыта и

Информация о работе Пути совершенствования стимулирования персонала