Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:23, курсовая работа
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии,
научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы
периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования
систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы
данные социологических исследований, опубликованные в журналах "Управление
персоналом", "Служба кадров" и "СОЦИС".
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА.. 7
1.1. Роль и значение мотивации персонала. 7
1.2. Методы стимулирования персонала. 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала. 15
Выводы по главе. 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ". 32
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат". 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат". 40
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного
труда на ОАО "Жировой комбинат". 46
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.. 52
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как
фактор стимулирования персонала. 52
3.2. Применение новых форм оплаты труда. 69
3.3. Система социально-психологических факторов в
управлении стимулированием персонала. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 106
нормативно-технической документации и отвечающей высокому научно-техническому
уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2002 году предприятие
завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса
"Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".
При постоянном улучшении качества и внешнего вида продукции и с вводом нового
оборудования растет уровень продаж основных видов продукции ОАО "Жировой
комбинат", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных и
отечественных производителей.
Источник: Составлено автором по данным ОАО "Жировой комбинат"
Рис. 4. Динамика выпуска продукции ОАО "Жировой комбинат" по видам продукции, тн
Предприятие динамично завоевывает рынки сбыта, его продукция пользуется
большим спросом как в Уральском регионе, так и за его пределами, осваиваются
рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований майонез
предприятия занимает — 90% рынка продукта в г. Екатеринбурге и Свердловской
области.
Основные экономические показатели деятельности ОАО "Жировой комбинат"
приведены в табл. 4.
Основные экономические показатели производственной деятельности ОАО
"Жировой комбинат"
Показатель | 2001 год | 2002 год | Абс. отклон | Темп роста, % |
Общий объем производства продукции в натуральном выражении, т |
|
|
|
|
Маргарин | 18339 | 19325 | 986 | 105,4 |
Майонез | 23286 | 23432 | 146 | 100,6 |
Подсолнечное масло | 501 | 490 | -11 | 97,8 |
Горчица | 442 | 410 | -32 | 92,8 |
Жиры | 17796 | 19085 | 1289 | 107,2 |
Мыло туалетное | 4397 | 6600 | 2203 | 150,1 |
Общий объем производства в стоимостном выражении, тыс. руб. | 524984 | 562320 | 37336 | 107,1 |
Общий объем продаж, тыс. руб. | 529769 | 555150 | 25381 | 104,8 |
Объем продаж на 1 работающего, тыс. руб. | 593 | 601 | 8 | 101,4 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 140266 | 143423 | 3157 | 102,3 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. | 117313 | 121075 | 3762 | 103,2 |
Среднегодовая списочная численность, чел. | 893 | 923 | 30 | 103,4 |
Балансовая прибыль | 82709 | 86672 | 3963 | 104,8 |
Рентабельность реализованной продукции | 15,61 | 15,61 | 0,00 | 100,0 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. | 83,72 | 82,05 | -1,67 | 98,0 |
Источник: Составлено автором на основе данных ОАО "Жировой комбинат"
В 2002 году у предприятия произошел прирост объема производства на 7 %,
объема реализации на 5 % по сравнению с уровнем прошлого года. Объем продаж
на одного работающего вырос на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом
реализации среднесписочной численности сотрудников на 30 человек. Объем
среднегодовой стоимости активов в 2002 году увеличился, как за счет роста
среднегодовой стоимости основных средств, так и за счет роста среднегодовой
стоимости оборотных активов. Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн.
руб. или 5,0 %, уровень рентабельности реализованной продукции существенных
изменений не претерпел. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на
2 %, составив в 2002 году 82,05 коп.
Анализ финансовых результатов по данным Отчета о прибылях и убытках ОАО
«Жировой комбинат», показал, что в первом квартале 2002 г. прибыль комбината
от продаж меньше примерно в три раза чем в аналогичном квартале 2001 г., что
было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и
спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль
предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2002г. прибыль
комбината оказалась больше чем за четвертый квартал 2001 г. Превышение
результатов за отчетный период 2002г., по сравнению с аналогичным периодом
2001 г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также
уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов
предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение
практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль
предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и
составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции,
увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка
автотранспортом комбината).
На предприятии целенаправленно осуществляется техническое перевооружение и
реконструкция действующих цехов, внедряется новая техника, модернизируется
оборудование, ведется строительство производственных объектов. В 2001 г.
инвестировано в развитие производства около двух миллионов долларов. Разумная
ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация
издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести
реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2003
году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать
более 60 процентов чистой прибыли предприятия.
Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции. "Жировой комбинат" не
останавливается на достигнутом. Изменение рыночных условий, рост конкуренции,
повышение требований потребителей к качеству товаров, поступающих в торговлю,
вызывает необходимость системно заниматься вопросами расширения ассортимента
вырабатываемой продукции, делать ее более привлекательной для покупателя по
внешнему виду. Так в 2000 - 2001 гг. освоено производство новых видов
продукции 10 наименований.
Большое внимание уделяется контролю технологических процессов и отбору
высококачественного сырья. Строжайший и постоянный бактериологический
контроль, использование лабораторного комплекса стоимостью 150 тысяч долларов
гарантируют абсолютную безопасность товара, его безукоризненное соответствие
стандартам, что обеспечивает продукции предприятия высокое качество. В 2001
году лабораторией комбината были получены аттестаты аккредитации
аналитической лаборатории в системе СОАЛ, испытательной лаборатории в системе
сертификации ГОСТ Р, что свидетельствует о высокой технической компетентности
лаборатории.
В целом можно сказать, что предприятие занимает довольно большую долю на
рынке масложировой промышленности, что позволяет продукции свободно и легко
конкурировать с продукцией других предприятий. Данное преимущество позволяет
эффективно и без дополнительных затрат получать максимальный финансовый
результат от реализации продукции основного производства. Ориентируясь на
работу с постоянными клиентами, комбинат наладил прочные коммерческие связи,
что позволяет в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую
деятельность. В связи с наладкой производства самых разнообразных сортов и
модификаций продукта, реализация осуществляется в различных сегментах рынка и
таким образом удовлетворяются потребности широкого круга покупателей.
Между тем, для дальнейшего развития предприятия существенное значение имеет
использование его кадрового потенциала, повышение эффективности системы
управления персоналом и стимулирования производительности работы коллектива.
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат"
В управлении персоналом ОАО "Жировой комбинат" применяются следующие группы
методов:
· Административно- организационные методы управления:
1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о
структурных подразделениях и должностных инструкций,
2. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача
распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
· Экономические методы управления:
1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по
результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной
формы оплаты труда.
· Социально-психологические методы управления:
1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью
формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы,
широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной
рабочей одеждой и т.п.
2. Стимулирование труда работников посредством гарантированного
предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и
т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные
методы стимулирования. В соответствии с КЗоТ РФ комбинат самостоятельно
устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и
должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила
оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников
ОАО "Жировой комбинат", утверждаемым приказом Генерального директора
(Приложение 2). Все вновь принимаемые на работу сотрудники в обязательном
порядке ознакамливаются с данным Положением.
Комбинат ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда:
обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о
введении новых и изменении установленных условий оплаты труда работники
извещаются не позднее, чем за 2 месяца.
Предприятие использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования
добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников комбината
определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами
производственно-хозяйственной деятельности комбината и максимальным размером
не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты
труда.
Заработная плата работников складывается из:
· должностного оклада,
· доплат,
· премий
· уральского коэффициента.
Заработная плата выплачивается в сроки: 8 числа каждого месяца.
Тарифная часть заработной платы формируется следующим образом:
Должностные оклады руководителям, инженерно-техническим работникам,
специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором комбината на
основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией
работника.
При оплате труда рабочих применяется:
· повременная оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном
расписании, размер которых зависит от сложности выполняемой работы и тарифных
разрядов;
· сдельная оплата труда за фактически выполненную работу.
К должностным окладам работников комбината установлены следующие доплаты:
· доплата за вредные и тяжелые условия труда - в размерах и порядке,
предусмотренных законодательством о труде;
· доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны
обслуживания, увеличение объема выполняемых работ в размере, устанавливаемом
по соглашению между администрацией и работником;
· доплата за работу в вечерние и ночные часы - в размерах и порядке,
предусмотренных законодательством о труде;
· доплата за руководство бригадой;
· доплата за сверхурочную работу;
· доплата за выходные и праздничные дни.
Конкретные размеры доплат устанавливаются администрацией комбината в
зависимости от конкретных условий (степени тяжести работ и воздействия
неблагоприятных факторов, объема работы, ее важности для комбината, уровня
профессионализма работника и др.)
Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет своей целью
поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей,
инициативности и предприимчивости в труде. Показателем премирования является
выполнение установленных месячных планов по выпуску продукции в натуральных
показателях и ее реализации для отдела сбыта. Основным условием начисления
премий работникам является безупречное выполнение трудовых функций и
обязанностей, предусмотренных законодательством о труде, правилами
внутреннего распорядка, должностными инструкциями и техническими правилами,
своевременное выполнение мероприятий по охране окружающей среды, строгое
соблюдение санитарного режима цехов и территорий.
Размер премии составляет:
· для рабочих - 80% от оклада и сдельного заработка;
· для ИТР и служащих - 80% должностного оклада;
· для руководителей высшего звена управления - до 100% должностного
оклада, согласно заключенным договорам.
Работники могут быть полностью или частично лишены премии в следующих случаях:
· неисполнение или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей,
предусмотренных должностными или техническими инструкциями;
· совершение дисциплинарного проступка;
· причинение материального ущерба комбинату или нанесение вреда его
деловой репутации;
· нарушение технологической дисциплины;
· выпуск бракованной продукции;
· нарушение правил техники безопасности и охраны труда, а также правил
противопожарной безопасности;
· несоблюдение санитарного режима цехов и территорий - на 10% при
оценке "удовлетворительно".
Конкретный размер снижения премии определяется Генеральным директором
Информация о работе Пути совершенствования стимулирования персонала