Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Важность данной проблемы послужила основным мотивом выбора темы курсовой работы.
Объектом наблюдения является ОАО «Лакт» Алтайского края, г. Барнаула.
Объектом исследования профессиональная подготовка и переподготовка персонала.
Исходя из сложившейся обстановки, были проанализированы резервы и пути повышения квалификации работников.
Для исследования данной темы использована информация, взятая за 3года годовых отчетов, данных бухгалтерского учета.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы системы подготовки и повышения квалификации работников
1.1. Основные категории работников организации.
1.2. Значение и виды подготовки и повышения квалификации работников
1.3. Факторы и методы, определяющие потребность в повышении квалификации работников
2. Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения
2.2. Анализ численности, состава и движения работников предприятия
2.3. Анализ работы по подготовке и повышению квалификации работников на предприятии
3. Направления совершенствования системы подготовки и повышения квалификации работников на предприятии
3.1. Расчет потребности в работниках требуемого уровня квалификации и затрат по их подготовке и переподготовке
3.2. Экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 4. Образовательная структура персонала

Уровень образования

2009г.

2010г.

2011г.

Высшее образование

17,0

21,0

24,0

Среднее специальное

60,0

55,0

52,0

Среднее и неполное среднее

22,0

24,0

24,0


 

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих  кадров, действующая в ООО «Лакт» осуществляется на основании разработанного стандарта, составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессионально-экономическом обучении». Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышение квалификации, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях. Этот стандарт затрагивает сотрудников таких отделов как: отдел продаж, отдел маркетинга, отдел снабжения.

На предприятии организуются следующие  виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность:

подготовка нового персонала;

переподготовка персонала;

повышение квалификации персонала;

В условиях рыночной экономики потребности  предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в значительной степени удовлетворяются за счет их подготовки и переподготовки. На предприятии отдел кадров ведет учет числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку или стажировку, а также ведет учет затрат на эти цели.

Руководящий персонал регулярно проходит обучение в виде тренингов, семинаров. К сожалению, необходимо отметить, что  обучение отдела продаж, а именно торговых агентов осуществляется не в полной мере. У начальника отдела нет возможности постоянно осуществлять обучения персонала, уделять внимание на весь процесс обучения. Хотя уровень подготовки высокий. Поэтому многие вопросы торговым агентам приходиться изучать самостоятельно.

Не смотря на то, что рынок производства и переработки молока и молочных продуктов довольно сложен. Поэтому имеется незначительная текучка кадров таких категорий как производственно – промышленный персонал (уборщики, грузчики), что в целом на производство и переработку молока и молочных продуктов отрицательно не отражается.

В заключении можно сказать, что  руководитель ООО «Лакт» понимает, что в условиях рыночной экономики  квалификационные кадры - это одно из условий успешной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

3. Направления совершенствования системы подготовки и повышения квалификации работников на предприятии

3.1. Расчет потребности в работниках  требуемого уровня квалификации  и затрат по их подготовке и переподготовке

В качестве направлений по совершенствованию  механизма управления можно обозначить следующие мероприятия:

- внедрение полного коммерческого  расчета при работе с персоналом  по правилу: «потребность в  рабочей силе заданного качества - затраты на обучение - аттестация - оценка эффективности труда»;

- проведение единой кадровой  политики, основу которой составляет непрерывное внутрифирменное развитие персонала с учетом вертикального его роста, создание резерва кадрового потенциала и всестороннего творческого профессионального развития по горизонтальным направлениям, освоения новых и вторых профессий, расширения зоны деятельности;  
         - применение системы материального поощрения за лучшее использование производственных фондов (как следствие, повышение уровня экономической эффективности производства в целом);

По моему мнению, применение данных мероприятий позволит, особенно в перспективе, при ускорении технических и структурных изменений в экономике, более гибко реагировать на потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Поэтому речь должна идти не о единственном акте подготовки рабочих кадров по профессиям.

Неформальное обучение на предприятии  должно производиться индивидуально  и основываться на понимании кого учить, чему и как учить. Необходимо определять также, каковы личные способности  каждого рабочего к обучению, то есть какой материал и в какой форме подачи данный рабочий сможет усвоить быстрее и легче. Отсюда возможен дифференцированный подход к выбору методов, средств и места обучения (курсы, факультеты повышения квалификации, производственное обучение).

Следовательно, еще одно направление совершенствования организации обучения, повышающее, в конечном счете, качество последнего - проведение социально-психологических исследований и опросов. Система повышения квалификации, чтобы быть эффективной, должна основываться на сборе информации «снизу», со стороны самих работников. На данный момент в ООО «Лакт» отсутствует практика проведения опроса самих рабочих, в какой области они хотели бы повысить свою квалификацию - подача заявок на обучение является прерогативой мастеров, бригадиров, начальников цехов.

Таким образом, все перечисленные  выше направления совершенствования  содействуют повышению качества образовательной политики предприятия, одновременно преследуя две основные цели: первая - сформировать заинтересованность рабочих в профессиональном развитии; вторая - предоставить им инструменты для начала управления собственным профессиональным ростом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Экономическая и  социальная эффективность предлагаемых  мероприятий

В рыночной экономике ООО «Лакт», руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.

Поэтому цели деятельности всех уровней  управления увязывают между собой, что позволяет избежать серьезных проблем, возникающих в результате ненадлежащего внимания с различных сторон.

Цели предприятия определяются после получения формулировки миссии и проведенного анализа потенциала предприятия. В узком смысле миссия раскрывает: для чего существует организация, при этом должно проявляться ее отличие от подобных предприятий. Таким образом, то, что компания делает и чем хочет стать в общем случае и есть ее миссия.

Сформулированные миссии реализуются  через ключевые цели. Включающие общие  цели организации, а также цели входящие в нее структурных подразделений и функциональных подсистем логически вытекающих из общей цели. Миссию предприятия можно сформулировать следующим образом: деятельность направлена на завоевание прочного и ведущего положения по переработки и реализации молока и молочной продукции на отечественном и российском рынке.

Главная цель ООО «Лакт» - хозяйственная  деятельность, направленная на получение  прибыли и удовлетворении растущих потребностей покупателей за счет постоянного  улучшения потребительских свойств молочной продукции, ее адекватной стоимости и эффективной системы распределения.

Стратегические цели:

— Выход на новые рынки сбыта, присутствие продукции во всех областях не менее 30% от общего объема выпуска. Задачи: провести маркетинговые исследования на рынке новых областей и анализ конкурентов; обновить ассортимент выпускаемой продукции на 30%; увеличить объем производства ежегодно на 10%; создать дилерскую либо представительскую товаропроводящую сеть; участие в выставках.

— Улучшение качества, выпускаемой  продукции. Задачи: обучение персонала  и рабочих системе качества; контроль за исполнением требований, предусмотренных  сертификатами качества.

По времени достижения цели следует  распределить по трем категориям: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

При этом кратко- и среднесрочные  отчасти будут служить достижению долгосрочных целей.

Долгосрочные цели:

— завоевание и удержание позиций  лидера на местном рынке;

— стать крупнейшим производителем и поставщиком продукции на рынке Алтайского края;

— завоевание доминирующей (значимой) позиции на прилегающих рынках;

— наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей;

— нивелировать сезонные колебания  спроса готового продукта;

— расширение дистрибьюторской сети;

— статус предпочтительного переработчика молока для поставщиков сырья;

— создание положительного имиджа на рынке.

Среднесрочные цели:

— увеличение объема продаж;

— снижение себестоимости продукции;

— продвижение собственных брендов;

— оптимизация ассортимента;

Краткосрочные цели:

— разработка маркетинговой политики предприятия;

— разработка системы мотивации, поощрений  и санкций персонала;

— тестирование и аттестация персонала;

— более четкое позиционирование компании;

— улучшение информационного обмена между производственными и сбытовыми  подразделениями предприятия;

— добиться стабильности поставок сырья;

— повышение качества работы с  клиентами.

На основании поставленных целей  предприятие должно выбрать стратегию развития. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления. Задача разработки стратегии состоит в том, чтобы определить альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность задачи выбора и обоснования развития общества.

Выбранная стратегия должна воплощать  наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять ее долгосрочную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть направленной на воплощение ее миссии. Она служит основой для детальной разработки и постановки стратегических целей каждой функциональной сферы управления предприятием: маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, ее практической реализации.

В основу выбора и обоснования стратегии  развития ООО «Лакт» положен анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить сильные и слабые ее стороны, соответствующие угрозы и возможности развития. Так как выбранная стратегия подразумевает под собой поддержку и укрепление существующих направлений бизнеса, то наиболее актуальной составной частью стратегии управления производственной деятельностью является повышение качества продукции, повышение эффективности использования основных и оборотных средств, а также персонала организации.

Завод может загрузить производственные мощности до 100% за счет расширения ассортимента продукции. После этого вырастут объемы поставок на внешний и внутренний рынок, увеличатся показатели работы (рентабельность, прибыль), позволит в меньшей степени использовать кредиты банков. Но рынок насыщен продукцией молочной промышленности, вследствие чего оборудование частично простаивает. Более того, низкая прибыльность не позволяет компании закупить более новое оборудование, ввести новейшие технологии и более емко удовлетворить персонал.

Следует осуществить стратегию  по снижению управленческого и прочего  персонала за счет более рационального использования трудового потенциала, внедрения комплекса организационно-технических мероприятий, добить загрузки производственных мощностей до 100%, провести модернизацию оборудования, расширять рынки сбыта, повышать качество производимой продукции, а также необходимо пригласить специалистов, которые занимались бы обучением персонала.

Также, важно проводить маркетинговую  стратегию. Отделом продаж ООО «Лакт» производится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий-конкурентов. Однако, работа отдела материально-технического снабжения настроена недостаточно хорошо. Они взаимодействуют с поставщиками, контролируют работу транспортных перевозчиков и т.д. Но их работа по определению не должна быть лишь наблюдательной, фиксирующей. Предлагаю создать отдел маркетинга на базе имеющегося отдела продаж. Отдел маркетинга собирает информацию об удовлетворенности покупателей продукцией. Покупатели высказывают свои предложения условиям эксплуатации, техническим характеристикам, качеству продукции.

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих  кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда.

Информация о работе Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала