Разработка и внедрение систем менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ТМНУ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: «Разработка и внедрение систем менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ТМНУ» актуальна, и требует дальнейшего изучения. Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки поставки, сервис и др.) качество на 70 % определяет решение о выборе продукции. Справедливость этих положений подтверждает успех развивающихся стран. Продукция, которая пользуется популярностью во всем мире из-за высокого уровня ее качества. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, так как расширение рынка позволяет покупателю выбирать товары практически всех мировых производителей. В результате каждый из них соперничает с остальными в определенной области.

Содержание

Введение
3

Глава 1 Качество и управление качеством
1.1. Роль и значение качества
6
6

1.2. Современный механизм управления качеством
16

Глава 2 Организация деятельности управления качеством на ОАО «ТМНУ»
2.1 Общая характеристика предприятия
17

17

2.2. Служба супервайзеровского сопровождения ОАО «ТМНУ»
32

Глава 3 Мероприятия и предложения по совершенствованию системы менеджмента качества и повышению уровня качества изделий
3.1. Совершенствование системы менеджмента качества
38


38

3.2. Пути совершенствования системы менеджмента качества.
Внедрение системы Jit («just in time»)
45

Заключение
49

Список использованных источников
51

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlenie_kachestvom_kursovaya_rabota.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

-индивидуальная форма организации  работ по качеству;

-цеховая форма;

-индустриальный этап;

-системная организация работ по качеству.

Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество, ни с кем не разделяя ее. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с покупателем, поэтому ему присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.

Второй этап – цеховая форма организации работ по качеству - исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера, за которым закреплялась функция надзора и контроля. Мастер нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.

По мере развития цеховой формы функция контроля качества стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами  и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль и испытания готовых изделий.

Третий этап – индустриальный, связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для индустриального этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем данные направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В тоже время на третьем этапе формируется более тесное и четное взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции, как внутри предприятии, так и вне его. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Вопросы управления качеством стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами.

Под влиянием усиливающейся конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждаться на уровне высших звеньев управления, специалистами по менеджменту. Руководство фирм начинает привлекать ученых – аналитиков для поиска способов улучшения качества.

Развитие производства и возрастающая роль качества продукции требовали сделать следующий шаг в совершенствовании форм организации работ по качеству с целью усиления взаимодействия всех обеспечивающих его подразделений и служб.

Четвертый этап - системная организация работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать работы по качеству со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества, как в нашей стране, так и за рубежом.

Эволюция форм и методов организации работ по качеству взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению им. Эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлена расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции. Введение понятия жизненного цикла продукции (услуг) явилось одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации. Современные научные подходы к управлению качеством берут начало с появлением системы Ф. Тейлора. Поиск новых подходов к обеспечению высокого качества в конечном итоге привел к появлению современной концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management –TQM). В своей знаменитой книге «Выход из кризиса» Э. Деминг изложил читателям свое видение современного менеджмента (TQM) [6, стр. 456].

Основная идея заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей.

Новые подходы Э. Деминг сформулировал в виде 14 принципов теории менеджмента качества, смертельных болезней и многих препятствий (помех) повышению эффективности управления, которыми было поражено в 70-80-е годы большинство американских компаний.

Сущность 14 принципов менеджмента качества сводятся к следующему:

  1. Постоянной целью деятельности предприятия должно являться улучшение качества продукции и услуг.
  2. Руководители высшего звена управления должны четко устанавливать свои обязательства в области качества.
  3. Покончите с зависимостью от массового контроля.
  4. Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене.
  5. Улучшайте каждый процесс. Совершенствуйте систему производства и обслуживания.
  6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров.
  7. Создайте систему эффективного руководства. Используйте новые методы управления.
  8. Не допускайте у работающих боязни ответственности за ошибки в работе. Уничтожьте страх, дайте эффективно работать на компанию.
  9. Разрушьте барьеры между подразделениями, службами отделами.
  10. Не используйте в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями.
  11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. Откажитесь от управления, ориентирующего только на количественные показатели.
  12. Устраняйте все причины, снижающие чувства уважения и гордости к своей профессии у всех работающих.
  13. Поощряйте стремление к обучению, повышению образования и самообразованию.
  14. Сделайте так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований.

Э. Деминг отмечает «пять смертельных болезней», которые присущи многим американским предприятиям и которые обуславливали неудачи в области качества:

  1. Отсутствие постоянных целей;
  2. Ориентация на получение сиюминутной выгоды;
  3. Ежегодные оценки деловых качеств работников;
  4. Высокая текучесть руководящих работников высшего звена;
  5. Ориентация руководства на количественные показатели.

Всеобщее управление качеством (TQM) как одно из современных концептуальных направлений развития однозначного определения в литературе не имеет, приведем несколько известных определений:

- система действий, направленных  на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты;

- подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанной  на участии всех ее членов  и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества;

- менеджмент качества, полностью  охватывающий организацию.

Российская наука и практика внесли значительный вклад в формирование современных подходов к управлению качеством. Первой попыткой внедрения системного подхода к этому процессу считают разработку и внедрение в 1955 году на предприятиях Саратовской области, и прежде всего на Саратовском авиационном заводе, системы бездефектного проектирования, изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК с первого предъявления - системы БИП. На основе этой системы на предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда - СБТ. Вслед за ней появилась Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).

В 1963 году на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). Система предусматривала планомерный, систематизированный контроль моторесурса двигателей и его циклическое увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый ресурс. Крайне важным было то, что в системе НОРМ количественное планирование показателей качества осуществлялось на всех стадиях жизненного цикла продукции, так же как и их практическое достижение.

В начале 70-х годов на предприятиях страны начинают разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). В отличие от прежних отечественных систем КСУКП охватывала все стадии жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Она органически входила в систему управления производством, строилась в полном соответствии с ее структурой как функциональная подсистема и надлежащим образом документировалась через стандарты предприятий.

В отечественных системах управления качеством был удачно найден механизм активации участников производственного процесса, стимулирующих их к выявлению и устранению не дефектов, а причин дефектов, возникающих во внутренней среде организации. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора (от рациональности к социальности). Акцент переместился в сторону морального стимулирования. Главными мотивами качественного труда становятся работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством [5, стр. 347].

Однако, несмотря на ряд достоинств отечественных систем управления качеством, они имели недостаточную эффективность и не дали ожидаемого от них результата. Это объясняется теми условиями, в которых они внедрялись - планово-распорядительная экономика, не ориентированная на потребителя.

Таким образом, управление качеством становится основой управления организации. Главная цель управления качеством – удовлетворение требований потребителя, а не просто выпуск продукции, не имеющий дефектов.

Каждая из перечисленных выше систем внесла определенный вклад в развитие форм и методов управления качеством не только в нашей стране, но и за ее пределами и в конечном итоге подтолкнуло к созданию принципов и требований системы качества по ISO 9000.

 

 

1.2 Современный механизм управления качеством

 

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом определении, просматриваются главные элементы технического регулирования:

- установление, применение и исполнение  обязательных требований к продукции, процессам ЖЦП, работам и услугам;

-установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП;

-правовое регулирование в области  оценки соответствия.

Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; второй – через стандартизацию; третий – через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию) [7, 123].

Россия проводит реформу технического регулирования в связи с необходимостью:

-максимального сближения позиций по техническому регулированию с целью вхождения в современное экономическое пространство, чтобы адекватно реагировать на все происходящие изменения и быть готовым к конкуренции;

-снятия избыточных административных  барьеров, налагаемых государством на предпринимательскую инициативу и бизнес граждан.

 

2 Организация деятельности управления качеством

на ОАО «ТМНУ»

2.1 Общая характеристика  предприятия

Предприятие ведет свою историю с 1962 года, когда для оказания помощи в автоматизации промыслов объединению «Татнефть», была создана, специализированная организация по автоматизации промыслов юго-востока Татарстана.

ОАО «ТМНУ» бывшие: «Специализированное строительно-монтажное управление автоматики и КИП», «Лениногорское монтажно-наладочное управление», трест «Средневолжск-нефтеавтоматика».

В настоящее время ОАО «ТМНУ» широко известно в Татарстане и в нефтяных регионах Западной Сибири как компания, выполняющая широкий спектр задач по комплектации, монтажу, пуско-наладке, метрологическому и сервисному обслуживанию электротехнического, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования, технических средств автоматизации (КМП, АСУТП, систем пожарно-охранной сигнализации, электрохимзащиты) при капитальном строительстве и реконструкции объектов нефтедобычи, переработки и транспорта нефти, а так же гражданских и  промышленных объектов.

Богатый накопленный опыт, имеющиеся производственно - технические базы в городах Нижнекамск, Альметьевск, Азнакаево, Лениногорск, квалифицированные кадры и их постоянное совершенствование являются гарантией высокого качества монтажных,   наладочных   и   сервисных   работ.

Выбор ОАО «ТМНУ» в качестве делового партнера - правильный выбор. Динамичность, инновационность и комплексный подход стали основными качествами предприятия

Профиль компании

ОАО «ТМНУ» является одним из лидеров в области монтажа, наладки, метрологического и сервисного обслуживания  электротехнического, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования, технических средств и оборудования автоматики, АСУ ТП, связи и пожарной и охранной сигнализации на объектах нефтегазодобычи и предприятий топливно-энергетического комплекса в юго-восточном регионе Татарстана.

- строительство, реконструкция  и капитальный ремонт подстанций  и 
линий электропередач напряжением до 110 кВ;

Информация о работе Разработка и внедрение систем менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ТМНУ»