Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы: «Разработка и внедрение систем менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ТМНУ» актуальна, и требует дальнейшего изучения. Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки поставки, сервис и др.) качество на 70 % определяет решение о выборе продукции. Справедливость этих положений подтверждает успех развивающихся стран. Продукция, которая пользуется популярностью во всем мире из-за высокого уровня ее качества. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, так как расширение рынка позволяет покупателю выбирать товары практически всех мировых производителей. В результате каждый из них соперничает с остальными в определенной области.
Введение
3
Глава 1 Качество и управление качеством
1.1. Роль и значение качества
6
6
1.2. Современный механизм управления качеством
16
Глава 2 Организация деятельности управления качеством на ОАО «ТМНУ»
2.1 Общая характеристика предприятия
17
17
2.2. Служба супервайзеровского сопровождения ОАО «ТМНУ»
32
Глава 3 Мероприятия и предложения по совершенствованию системы менеджмента качества и повышению уровня качества изделий
3.1. Совершенствование системы менеджмента качества
38
38
3.2. Пути совершенствования системы менеджмента качества.
Внедрение системы Jit («just in time»)
45
Заключение
49
Список использованных источников
51
-индивидуальная форма
-цеховая форма;
-индустриальный этап;
-системная организация работ по качеству.
Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество, ни с кем не разделяя ее. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с покупателем, поэтому ему присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.
Второй этап – цеховая форма организации работ по качеству - исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера, за которым закреплялась функция надзора и контроля. Мастер нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.
По мере развития цеховой формы функция контроля качества стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль и испытания готовых изделий.
Третий этап – индустриальный, связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для индустриального этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем данные направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В тоже время на третьем этапе формируется более тесное и четное взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции, как внутри предприятии, так и вне его. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Вопросы управления качеством стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами.
Под влиянием усиливающейся конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждаться на уровне высших звеньев управления, специалистами по менеджменту. Руководство фирм начинает привлекать ученых – аналитиков для поиска способов улучшения качества.
Развитие производства и возрастающая роль качества продукции требовали сделать следующий шаг в совершенствовании форм организации работ по качеству с целью усиления взаимодействия всех обеспечивающих его подразделений и служб.
Четвертый этап - системная организация работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать работы по качеству со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества, как в нашей стране, так и за рубежом.
Эволюция форм и методов организации работ по качеству взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению им. Эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлена расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции. Введение понятия жизненного цикла продукции (услуг) явилось одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации. Современные научные подходы к управлению качеством берут начало с появлением системы Ф. Тейлора. Поиск новых подходов к обеспечению высокого качества в конечном итоге привел к появлению современной концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management –TQM). В своей знаменитой книге «Выход из кризиса» Э. Деминг изложил читателям свое видение современного менеджмента (TQM) [6, стр. 456].
Основная идея заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей.
Новые подходы Э. Деминг сформулировал в виде 14 принципов теории менеджмента качества, смертельных болезней и многих препятствий (помех) повышению эффективности управления, которыми было поражено в 70-80-е годы большинство американских компаний.
Сущность 14 принципов менеджмента качества сводятся к следующему:
Э. Деминг отмечает «пять смертельных болезней», которые присущи многим американским предприятиям и которые обуславливали неудачи в области качества:
Всеобщее управление качеством (TQM) как одно из современных концептуальных направлений развития однозначного определения в литературе не имеет, приведем несколько известных определений:
- система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты;
- подход к руководству
- менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.
Российская наука и практика внесли значительный вклад в формирование современных подходов к управлению качеством. Первой попыткой внедрения системного подхода к этому процессу считают разработку и внедрение в 1955 году на предприятиях Саратовской области, и прежде всего на Саратовском авиационном заводе, системы бездефектного проектирования, изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК с первого предъявления - системы БИП. На основе этой системы на предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда - СБТ. Вслед за ней появилась Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).
В 1963 году на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). Система предусматривала планомерный, систематизированный контроль моторесурса двигателей и его циклическое увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый ресурс. Крайне важным было то, что в системе НОРМ количественное планирование показателей качества осуществлялось на всех стадиях жизненного цикла продукции, так же как и их практическое достижение.
В начале 70-х годов на предприятиях страны начинают разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). В отличие от прежних отечественных систем КСУКП охватывала все стадии жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Она органически входила в систему управления производством, строилась в полном соответствии с ее структурой как функциональная подсистема и надлежащим образом документировалась через стандарты предприятий.
В отечественных системах управления качеством был удачно найден механизм активации участников производственного процесса, стимулирующих их к выявлению и устранению не дефектов, а причин дефектов, возникающих во внутренней среде организации. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора (от рациональности к социальности). Акцент переместился в сторону морального стимулирования. Главными мотивами качественного труда становятся работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством [5, стр. 347].
Однако, несмотря на ряд достоинств отечественных систем управления качеством, они имели недостаточную эффективность и не дали ожидаемого от них результата. Это объясняется теми условиями, в которых они внедрялись - планово-распорядительная экономика, не ориентированная на потребителя.
Таким образом, управление качеством становится основой управления организации. Главная цель управления качеством – удовлетворение требований потребителя, а не просто выпуск продукции, не имеющий дефектов.
Каждая из перечисленных выше систем внесла определенный вклад в развитие форм и методов управления качеством не только в нашей стране, но и за ее пределами и в конечном итоге подтолкнуло к созданию принципов и требований системы качества по ISO 9000.
1.2 Современный механизм управления качеством
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В этом определении, просматриваются главные элементы технического регулирования:
- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам ЖЦП, работам и услугам;
-установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП;
-правовое регулирование в
Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; второй – через стандартизацию; третий – через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию) [7, 123].
Россия проводит реформу технического регулирования в связи с необходимостью:
-максимального сближения позиций по техническому регулированию с целью вхождения в современное экономическое пространство, чтобы адекватно реагировать на все происходящие изменения и быть готовым к конкуренции;
-снятия избыточных
2 Организация деятельности управления качеством
на ОАО «ТМНУ»
Предприятие ведет свою историю с 1962 года, когда для оказания помощи в автоматизации промыслов объединению «Татнефть», была создана, специализированная организация по автоматизации промыслов юго-востока Татарстана.
ОАО «ТМНУ» бывшие: «Специализированное
строительно-монтажное управление автоматики
и КИП», «Лениногорское монтажно-наладочное
управление», трест «Средневолжск-нефтеавтоматика»
В настоящее время ОАО «ТМНУ» широко известно в Татарстане и в нефтяных регионах Западной Сибири как компания, выполняющая широкий спектр задач по комплектации, монтажу, пуско-наладке, метрологическому и сервисному обслуживанию электротехнического, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования, технических средств автоматизации (КМП, АСУТП, систем пожарно-охранной сигнализации, электрохимзащиты) при капитальном строительстве и реконструкции объектов нефтедобычи, переработки и транспорта нефти, а так же гражданских и промышленных объектов.
Богатый накопленный опыт, имеющиеся производственно - технические базы в городах Нижнекамск, Альметьевск, Азнакаево, Лениногорск, квалифицированные кадры и их постоянное совершенствование являются гарантией высокого качества монтажных, наладочных и сервисных работ.
Выбор ОАО «ТМНУ» в качестве делового партнера - правильный выбор. Динамичность, инновационность и комплексный подход стали основными качествами предприятия
Профиль компании
ОАО «ТМНУ» является одним из лидеров в области монтажа, наладки, метрологического и сервисного обслуживания электротехнического, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования, технических средств и оборудования автоматики, АСУ ТП, связи и пожарной и охранной сигнализации на объектах нефтегазодобычи и предприятий топливно-энергетического комплекса в юго-восточном регионе Татарстана.
- строительство, реконструкция
и капитальный ремонт
линий электропередач напряжением
до 110 кВ;