Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы: «Разработка и внедрение систем менеджмента качества на примере предприятия ОАО «ТМНУ» актуальна, и требует дальнейшего изучения. Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки поставки, сервис и др.) качество на 70 % определяет решение о выборе продукции. Справедливость этих положений подтверждает успех развивающихся стран. Продукция, которая пользуется популярностью во всем мире из-за высокого уровня ее качества. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, так как расширение рынка позволяет покупателю выбирать товары практически всех мировых производителей. В результате каждый из них соперничает с остальными в определенной области.
Введение
3
Глава 1 Качество и управление качеством
1.1. Роль и значение качества
6
6
1.2. Современный механизм управления качеством
16
Глава 2 Организация деятельности управления качеством на ОАО «ТМНУ»
2.1 Общая характеристика предприятия
17
17
2.2. Служба супервайзеровского сопровождения ОАО «ТМНУ»
32
Глава 3 Мероприятия и предложения по совершенствованию системы менеджмента качества и повышению уровня качества изделий
3.1. Совершенствование системы менеджмента качества
38
38
3.2. Пути совершенствования системы менеджмента качества.
Внедрение системы Jit («just in time»)
45
Заключение
49
Список использованных источников
51
Политика в области качества
Миссия ОАО «Татарского монтажно – наладочного управления» – выполнение строительно – монтажных и пусконаладочных работ, работ по метрологическому обеспечению, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту в области автоматизации (включая пожарную автоматику) и электрификации объектов нефтяной, нефтехимической и других отраслей народного хозяйства, изготовление оборудования и изделий автоматизации и энергетики, соответствующих требованиям заказчиков, а также требованиям национальных и международных стандартов.
Политика в области качества соответствует стратегическим целям нашей деятельности и устанавливает общие намерения и направления развития предприятия в области качества.
Стратегия
Завоевание лидирующей позиции на внутреннем рынке и выход на общероссийский рынок строительно-монтажных работ для объектов нефтедобычи.
Привлечение новых заказчиков за счет расширения номенклатуры оказываемых услуг и удовлетворения индивидуальных требований каждого из них.
Поддержание имиджа перспективного и надежного поставщика продукции и услуг.
Развитие доверительных долгосрочных отношений с поставщиками материалов и комплектующих узлов.
Ежегодный прирост объемов производства продукции и оказания услуг за счет освоения новых рынков сбыта и расширения номенклатуры оказываемых услуг.
Постоянное совершенствование технологий на основе отечественных и зарубежных достижений в науке и технике при взаимодействии с компетентными организациями в данной области
Цели в области качества
Развитие системы менеджмента качества предприятия по стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Ежегодное увеличение объема производства, качества и реализации продукции.
Распространение системы менеджмента качества на работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования.
Добиться уровня постоянных, надежных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
Руководство ОАО «ТМНУ» берет на себя обязательства и несет ответственность за проведение Политики в области качества и принимает все необходимые меры, обеспечивающие ее понимание работниками предприятия, а также постоянное повышение результативности системы менеджмента качества.
Каждый работник берет на себя обязательства делать свою работу качественно и добросовестно, понимая, что он участвуют в создании безопасных, надежных и соответствующих ожиданиям потребителя продукции и услуг.
Организационная структура предприятия
На ОАО «ТМНУ» организационная структуру предприятия – это упорядоченная совокупность служб управляющих деятельности предприятия взаимосвязями и соподчинений.
Рассмотрим структурную схему ОАО «ТМНУ» на 10.09.2008 года, утвержденную генеральным директором ОАО «ТМНУ» Колесниковым А.Н., утвержденному решением совета директоров.
Организационная структура управления – это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Основными элементами организационной структуры являются:
- уровни управления;
- подразделения и звенья управления;
- управленческие связи.
Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.
Структура - иерархический тип управления на ОАО «ТМНУ» построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
- принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
- принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями [7, 97].
Преимущества линейной структуры ОАО «ТМНУ»:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:
- По масштабу производства - большой;
- Производственные и отраслевые особенности предприятия - производство товаров, услуг, купля-продажа;
- Характер производства - массовый, серийный, единичный;
- Сфера деятельности предприятия - местный, внешний рынок;
- Уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
- Квалификация работников.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:
- соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
- единство структуры и функции управления;
- первичность функции и вторичность органа управления;
- рациональное сочетание в структуре управления централизации, - специализации и интеграции функций управления;
- соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
- комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
- соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.
Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. По структурной схеме генеральный директор ОАО «ТМНУ» управляет всей структурой.
Непосредственно первому заместителю генерального директора-главному инженеру подчиняется производственный блок, выполняющий монтажные работы на действующих и недействующих установках с монтажом оборудовании КИПиА, телемеханики, электрооборудования, и строительство воздушных линий электропередач по договорам подряда и субподряда. Первый заместитель генерального директора-главный инженер - председатель постоянно действующей комиссии по качеству.
Заместителю генерального директора по коммерции, общим и социальным вопросам подчиняются: ОМТС - осуществляющие единую политику предприятия в области материально-технического снабжения, ооптимизацию закупок ТМЦ, обеспечение эффективного управления поставками ТМЦ и исполнение бюджета, анализ материально-технического обеспечения предприятия, обеспечение своевременности поставки ТМЦ согласно заявок служб и подразделений. Автотранспортный цех - ттранспортное обеспечение деятельности предприятия, совершенствование транспортного обеспечения предприятия. Коммерческий отдел - рразрабатывают маркетинговую стратегию, анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективность управления предприятием, разработка стратегии развития предприятия, выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения, исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения, анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями, организация рекламы и стимулирование сбыта, организация послепродажного обслуживания продукции. Заместитель генерального директора по коммерции, общим и социальным вопросам – представитель руководства по качеству.
В подчинении главного бухгалтера находится бухгалтерия и финансовый отдел, обеспечивающие грамотное и своевременность учета и отчетности бухгалтерии, контроль за соответствием проводимого бухгалтерского и налогового учета Учетной политике предприятия, своевременное предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности, контроль за недопущением возникновения пеней, переплат и недоимки по налогам.
В непосредственном подчинении генерального директора это: офис-менеджер, отдел управления персоналом, планово-экономическая служба, служба системного администратора, юрисконсульт, служба супервайзеровского сопровождения.
Финансовым состоянием означает понимать способность предприятия финансировать свою деятельность, характеризующуюся обеспечением финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, рационального их размещения и эффективного использования, финансовые взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние устойчивое. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем, устойчивым финансовым состоянием. Финансовое состояние зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Бухгалтерский баланс является основным документом для оценки финансового состояния предприятия. Итог баланса называется валютой баланса и показывает сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия. Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявления больных статей баланса:
Для начала проанализируем структуру актива баланса: на начало отчетного года дебиторская задолженность по ОАО «ТМНУ» составляла 18 628 тыс. руб., а на конец отчетного периода увеличилась на 1 509 тыс. руб. и составила 20 137 тыс. руб., это нельзя рассматривать как положительный показатель, т.к. это может свидетельствовать об отвлечении средств из его оборота и может привести к сокращению производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Анализируя структуру пассива баланса нужно отметить как положительный момент увеличение доли «Капитала и резерва» с 23 506 тыс. руб. до 27 274 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении собственных источников предприятия. Так же положительным моментом в пассиве баланса ОАО «ТМНУ» можно указать момент уменьшения кредиторской задолженности с 21 786 тыс. руб. до 19. 376 тыс. руб.: уменьшилась задолженность предприятия по налогам и сборам (с 3 049 тыс. руб. до 1 524 тыс. руб.), перед государственными внебюджетными фондами (с 1 582 тыс. руб. до 916 тыс. руб.), перед персоналом (с 3 215 тыс. руб. до 2 959 тыс. руб.) Это все свидетельствует об улучшении финансового состояния на предприятии.
Для контроля качества на объектах ОАО «Татнефть» по решению совета директоров ОАО «ТМНУ» в марте 2007 года создана и функционирует служба супервайзеровского сопровождения.
В состав службы супервайзеровского сопровождения входит обеспечение выпуска обществом качественной и конкурентоспособной продукции (работ, услуг); предотвращение выпуска некомплектной продукции или продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям договора; укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции (работ, услуг); внедрение и эффективное управление системой менеджментом качества (СМК); разработка на предприятии системы менеджмента качества (СМК), а также её сертификация на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001; обеспечение эксплуатационной надёжности выпускаемой продукции, снижение эксплуатационных затрат; контроль за выполнением требований проектов, руководящих документов; соблюдение культуры производства; экспертная оценка качества выполняемых работ.
Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемой продукции (работ, услуг), за соответствием их стандартам, техническим условиям, нормам, эталонам и чертежам; анализ и технический учет брака и дефектов продукции общества, отмеченных в рекламациях и протоколах испытаний, участие в разработке и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения брака и устранение дефектов; выявление лиц, виновных в изготовлении недоброкачественной продукции; организация получения от потребителей и систематизация информации по качеству и надежности изготавливаемых изделий (работ, услуг); контроль за качеством поступающих в управление сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с составлением актов при обнаружении брака в установленной нормативными документами форме; контроль за упаковкой и консервацией готовой продукции; контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, связанных с введением новых стандартов предприятия по СМК; составление и предоставление генеральному директору предприятия на утверждение и своевременное выполнение графиков периодических (повторных) проверок на соответствие; инспекторский контроль за соблюдением условий хранения на складе управления комплектующих изделий, сырья, материалов и готовой продукции; осуществление учета показателей качества выполняемых работ по всем подразделениям предприятия; организация и внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества выполняемых работ; участие в испытаниях новых и модифицированных образцов продукции, а также в согласованиях технической документации на эту продукцию с целью обеспечения условий для эффективного контроля ее качества; разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляемой и потребляемой управлением продукции, о совершенствовании нормативно-технической документации, устанавливающей эти требования, а также предложений, направленных на стимулирование выпуска продукции высокого качества и борьбу с выпуском недоброкачественной продукции; разработка, реализация и координация планов и программ проведения внутренних проверок, анализ результатов проверки, а также контроль за ходом выполнения корректирующих действий по результатам внутренних проверок; проверка и согласование документации (инструкций, положений, стандартов предприятия) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, разработанной другими подразделениями предприятия; разработка документации (инструкций, положений, стандартов предприятия) в области системы менеджмента качества; организация и проведение работ по контролю качества выпускаемой предприятием продукции, выполнения работ (услуг) в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, утвержденными образцами (эталонами) и технической документацией, условиями поставок и договоров, а также по укреплению производственной дисциплины, обеспечению производства качественной и конкурентно способной продукцией; участие в разработке, совершенствовании и внедрении системы менеджмента качества, создании стандартов предприятия системы менеджмента качества, руководства по качеству, контроль за их соблюдением; организация разработки мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг), обеспечению их соответствия современному уровню развития науки и техники, потребностям внутреннего рынка; обеспечение проверки поступающих в управление материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям; организация контроля производственного процесса, контроля качества и комплектности готовой продукции, качества выполняемых работ, а также правильности хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции; участие в проведении мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг), стандартов и нормативов, показателей, регламентирующих качество продукции (работ, услуг), наиболее совершенных методов контроля, систем бездефектной сдачи продукции; организация проведения выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, качества и условий производства, хранения и транспортировки продукции; обеспечение контроля за испытаниями готовых изделий и оформлением документов, удостоверяющих качество продукции (работ, услуг), подготовкой рекламаций при нарушении поставщиками требований к качеству поставок. Участие в работе по анализу рекламаций, изучению причин возникновения нарушений технологии производства, ухудшения качества выполняемых работ, по разработке предложений по их устранению, а также контроль за осуществлением необходимых мер по повышению ответственности всех звеньев производства за выполняемые работы, соответствующие установленным требованиям; организация работ по оформлению результатов контрольных операций, ведению учета показателей качества продукции, брака и его причин, составлению периодической отчетности о качестве выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг); выполнение требований приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности информации, составляющей служебную и коммерческую тайну управления; ежемесячно проведение анализа выпускаемой продукции (работ, услуг); участие в проведении работ по сертификации системы менеджмента качества; выполнение работ в порядке проведения технического надзора, связанный с качеством выполненных работ на объектах; контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм и правил; соблюдение установленных требований, действующих норм и правил по охране труда и промышленной безопасности;