Разработка и принятие стратегических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 147.12 Кб (Скачать файл)

Между тем в любом случае как при фиксации государством на время рыночных цен, так и при установлении им определенных цен последствия в целом одинаковы. Однако во втором случае масштабы негативных экономических последствий значительно шире и острее.

Рассмотрим экономические факторы

1) Цены на энергоносители

Экономика страны в целом развивается таким образом, что рост цен на энергоресурсы происходит практически постоянно. Это в свою очередь влечет неуклонный рост цен на продукцию отрасли хлебопеченияТем не менее предприятие, даже идя на снижение прибыли, пытается поддерживать относительно низкие для нашего региона цены. Целью такой политики предприятия является желание сохранить своего покупателя.

Данный показатель имеет негативное влияние.

2) Налогооблажение (политика законодательства)

В условиях продолжающейся в стране налоговой реформы для рассматриваемого предприятия сохраняются риски, связанные с изменением налогового законодательства. Тенденции последних лет говорят о том, что бремя налогов для предприятий – производителей продукции снижается.

В настоящее время социально значимые товары каким является хлеб облагаются 10-процентной ставкой налога на добавленную стоимость (НДС). Отмена льготной ставки повлечет за собой повышение цен на эти товары.

Практика показывает, что снижение налогов не ведет к снижению цен в силу монополизации торговли, в силу того, что государство не осуществляет антимонопольную политику. А вот повышение налога обычно ведет к повышению цен, причем, к более ощутимому, чем повышение налога.

Социальные факторы.

1) Привычки и обычаи

Хлебобулочная продукция исторически является для России товаром первой необходимости и даже в кризисные времена при падении покупательной способности населения спрос на хлеб не только не снижается, а неуклонно возрастает.

2) Предпочтения

Наиболее высокий уровень предпочтения (важности) имеет для потребителей качество продукции, доступность, свежесть. Менеезначимы внешний вид продукции и вкус/запах. Именно эти показатели формируют позитивное отношение как к ОАО «Брянскхлебпром» в целом, так и к его продукции. В меньшей степени на оценку качества влияет упаковка продукции.

Анализ технологических факторов.

1) Модернизация технологий

Практически все города страны выпускали одни и те же сорта хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. В настоящие время предприятия самостоятельно разрабатывают технологии производства, что позволяет им выпускать «эксклюзивную» продукцию.

2) Новые продукты

В настоящее время рынок потребителя диктует необходимость производства новых видов продукции. Именно с этой целью на предприятях налажено производство так называемых «лечебных» сортов хлеба – с повышенным содержанием железа, с отрубями, зерновой хлеб. Это направление очень перспективно.

Экологические факторы

Изменение среды

С одной стороны загрязнение окружающей среды отрицательным образом влияет на здоровье человека, на его иммунную систему. Для того чтобы поддерживать состояние здоровья, в последнее время особое внимание уделяется правильному питанию, когда вместе с пищей, в том числе хлебом, в организм попадают вещества, способствующие выведению из организма вредных веществ, витамины, ферменты, минеральные добавки. В настоящее время на хлебопекарных предприятях активно внедряется производство таких обогащенных продуктов. Расширяется их рынок сбыта путем привлечения все большего количества конечных потребителей. С этой точки зрения изменение окружающей среды является положительным фактором.

С другой стороны современные требования охраны окружающей среды вынуждают предприятия совершать дополнительные расходы, связанные с экологической безопасностью производства.

В таблице 5 представлен PESTЕ-анализ внешней среды ОАО «Брянскхлебпром»

В конечном итоге необходимо определить косвенное воздействие на ОАО «Брянскхлебпром».(рис.1.)

 


 

Рис. 1. Степень воздействия внешней среды косвенного воздействия на деятельность ОАО «Брянскхлебпром»

 

Факторы внешней среды которые представлены ниже в таблице оказывают стабильное воздействие на ОАО «Брянскхлебпром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

PESTE-анализ внешней среды ОАО «Брянскхлебпром»

Факторы

Важность для отрасли

(Х)

Влияние на орг.

(Y)

Направленность влияния

(Z)

Степень важности

S=X*Y*Z

Политические факторы

1

Стабильность политической системы

3

3

+1

+9

2

Государственные программы развития хлебопечения

3

2

+1

+6

3

Изменение законодательства в сфере снижения издержек на транспортировку

2

3

+1

+6

Экономические факторы

4

Рост цен на энергоресурсы

3

3

-1

-9

5

Повышение цен на товары питания

3

3

-1

-9

6

Снижение налогового бремени

2

2

+1

+4

8

Укрепление курса рубля

2

1

+1

+2

9

Доступность источников кредитования и финансирования

2

3

+

+6

10

Рост уровня доходов населения

2

2

+1

+4

11

Высокий уровень безработицы

2

1

-1

-2

12

Рост процентных ставок по кредитам

3

3

-1

-9

Социальные факторы

13

Высокий уровень смертности

2

1

-1

-2

14

Низкий уровень рождаемости

2

1

-1

-2

15

Активные миграционные процессы из сел в города

2

2

+1

+4

Технологические и технические факторы

16

Производство новых видов продукции

2

2

+1

+4

17

Поддержка со стороны государства

3

2

+1

+6

18

Низкая скорость внедрения инноваций в производство

3

2

-1

-6

19

Автоматизация и компьютеризация производства

2

2

+1

+4

Экологические факторы

20

Рост выбросов в атмосферу

3

2

-1

-6

21

Отсутствие организаций, контролирующих экологическую ситуацию

2

1

-1

-4

22

Разрушение озонового слоя

2

1

-1

-2

 

Итого

-

-

-

16


 

Охарактеризуем основных элементов микросреды предприятия

Для анализа микросреды предприятия используется модель пяти сил М.Портера.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз её дальнейшему существованию.

Анализ потребителей

Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь, имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

- географическое положение;

- демографические характеристики (возраст, образование, сфера - деятельности и т.п.);

- социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки  и т.п.);

- отношение покупателя  к продукту (почему он покупает  данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доработка

Составим профиль покупателей. В зависимости от географического положения покупателями продукции хлебопечения являются все жители, проживающие в городах, области, селах и других населенных пунктах. Рассматривая демографические характеристики можно выявить следующее, что люди пожилого возраста предпочитают обычные хлебобулочные изделия без различных добавок, молодое население предпочитает более широкий ассортимент хлебобулочных изделий, например: хлеб с тмином, хлеб с семечками, хлебцы, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучая покупателя, ОАО «Брянскхлебпром» также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к покупателям в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа.

К числу таких факторов относятся:

- соотношение степени  зависимости покупателя от продавца  со степенью зависимости продавца от покупателя;

- объем закупок, осуществляемых покупателем;

- уровень информированности  покупателя;

- наличие замещающих продуктов;

- стоимость для покупателя перехода к другому продавцу[8].

ОАО «Брянскхлебпром» выпускает продукцию массового потребления (хлебобулочные и кондитерские изделия). Продукция реализовывается не только на территории города Брянска, но и по области. Этому способствует то, что большая часть хлебобулочной продукции упаковывается в герметичную упаковку, что повышает срок реализации до 72 часов. Срок годности кондитерских изделий за счет герметичности упаковки тоже высок ( 2-4 месяца в зависимости от изделий), что само собой позволяет реализовывать продукцию по регионам.

Анализ поставщиков

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:

- уровень специализированности поставщика;

- величина стоимости для  поставщика переключения на других  клиентов;

- степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

- концентрированность поставщика  на работе с конкретными клиентами;

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

- стоимость поставляемого товара;

- гарантия качества поставляемого товара;

- временной график поставки товаров;

Для ОАО «Брянскхлебпром» поставщиками являются

- сеть магазинов «Фруктик», предоставляющая предприятию фрукты и сухофрукты для выпечки;

- фирма «ГАЗель» предоставляющая детали для машин и оборудования;

- ОАО «БМК» обеспечивает молочными и кисломолочными продуктами.

- ОАО «Бежицкий мукомол»- предоставляет муку 1 сорта.

Что же касается поставки остальных видов сырья на ОАО «Брянскхлебпром», таких как сахар – песок, масло растительное, меланж, патока, предприятие еще не определилось. При данной ситуации хлебозавод осуществляет закупку сырья в небольшом объеме, ориентируясь на цену, а уже далее лаборатория оценивает как сырье будет сказываться на качестве продукции. Такая неопределенность приводит к тому, что качество вырабатываемых изделий может быть нестабильным, лаборатория постоянно должна корректировать технологические процессы с учетом качественных показателей поставляемого сырья.

Анализ конкурентов

Предприятие сталкивается с воздействием конкуренции. Поскольку ОАО «Брянскхлебпром» собирается выходить на рынок чистой конкуренции, необходимо выделить несколько конкурентов: ООО «Брянсхлебсервис», ОАО «Каравай», ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

На данных предприятиях изготавливается ассортимент продукции, схожий по свойствам и наименованию с продукцией «Бежицкий хлебоком-бинат» (хлеб «Дарницкий», хлеб «Сельский», булка «Городская» и т.д.). Несмотря на одинаковый ассортимент изделий на этих предприятиях один и тот же хлеб производится по разному:

- хлеб «Дарницкий» на  ОАО «Брянскхлебпром» изготавливается подовым, масса изделия 0,8кг. - хлеб «Дарницкий» на ОАО «Бежицком хлебокомбинате»- формовой, выпекается в квадратных сковородках, масса изделия 0,75 кг.

- хлеб «Сельский» на  ОАО «Брянскхлебпром» производится по разной нормативной документации, соответственно соотношение количества сырья в хлебе различное, что влияет на вкусовые свойства и цену хлеба;

- булка «Городская» на  всех перечисленных предприятиях  вырабатывается по одной нормативной документации, одинакового развеса - 0,2 кг, но на различных технологических линиях с использованием различных технологических параметров. Это влияет на внешний вид изделия и вкусовые качества.

Каждый потребитель выбирает для себя ту или иную продукцию с учетом качества, вкусовых свойств, цены изделия, месторасположения хлебного магазина, удобного для потребителя.

Конкурентом ОАО «Брянскхлебпром» по производству вафельных тортов являются ОАО «Бежицкий пищекомбинат», ОАО «Брянконфи». По вкусовым качествам ОАО «Брянскхлебпром» немного проигрывает данным производителям. Они выпекают вафельные листы на современном оборудовании, вафельные листы в изломе имеют воздушную структуру. ОАО «Брянсхлебпром» выпекает вафельные листы на оборудовании, установленных в советское время , в изломе вафли имеют более плотную структуру. Тем не менее, вафельные торты ОАО «Брянскхлебпром» нашли своих потребителей.

Информация о работе Разработка и принятие стратегических решений