Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:43, курсовая работа
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для
Каждый потребитель выбирает для себя ту или иную продукцию с учетом качества, вкусовых свойств, цены изделия, месторасположения хлебного магазина, удобного для потребителя. Конкурентами ОАО «Брянскхлебпром» по выработке фасованных пряничных изделий являются ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» и ОАО «Брянконфи». По отношению к этим предприятиям ОАО «Брянскхлебпром» занимает доминирующее положение за счет широкого ассортимента пряников (более 15 наименований) и длительного срока хранения из- за герметичности упаковки. В розничной торговле также продаются пряники привозные из других городов, весовые, значительно ниже по цене, несмотря на более высокие транспортные расходы. ОАО «Брянскхлебпром» производит пряничные изделия по ГОСТ 15810 – 96 строго по рецептуре, закон «О защите прав потребителей» запрещает какие либо отступления по рецептуре в количестве сырья. Привозные пряники в основном изготавливаются по ТУ. В данных ТУ приведены пределы соотношения сырья в рецептуре, что позволяет взаимно заменять один вид сырья на другой или использовать его более низкого качества, соответственно это влияет на себестоимость изделия.
Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
Анализ рынка рабочей силы
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Анализ субститутов
У хлебобулочных изделий есть только один продукт-заменитель - диетические хлебцы, но данный продукт ни один хлебокомбинат-конкурент не производит, а другие фирмы вряд ли смогут стать сильным конкурентом именно по этому продукту, поскольку основной потребитель - сельские жители, как правило, даже не знают о существовании этого продукта, и даже при проведении мощной рекламной кампании мало кто откажется от хлеба в пользу хлебцев.
Заключительным этапом анализа микросреды организации является обобщение результатов оценки факторов внешней среды прямого воздействия и расчет степени важности факторов на деятельность предприятия.
Внешняя среда ближнего окружения ОАО «Брянскхлебпром» представлена в приложении 2. (рис.2.)
-126 Неблагоприятное -42 Стабильное +42 +51 Благоприятное воздействие +126
воздействие
Рис.2. Степень воздействия внешней среды прямого воздействия на деятельность ОАО «Брянскхлебпром»
Данные факторы внешней среды оказывают благоприятное воздействие на ОАО «Брянскхлебпром».
Наибольшее влияние оказывают конкурентные и потребительские факторы.
Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды предлагается использование специальной формы « Резюме анализа внешних стратегических факторов»
Рассмотрим метод анализа готовности ОАО «Брянскхлебпром» реагировать на стратегические факторы внешней среды.
Доработка
EFAS - анализ
Внешние стратегические факторы 1 |
Вес 2 |
Оценка 3 |
Взвешенная оценка 4 |
5 |
ВОЗМОЖНОСТИ | ||||
1. Поддержка со стороны государства |
0,2 |
5 |
1 |
В связи с поддержкой предприятия со стороны государства улучшится финансовое состояние предприятия |
2. Производство новых видов |
0,2 |
4 |
0,8 |
Производство новых видов продукции позволит предприятию выйти на новые рынки |
3. Государственные программы развития хлебопечения в области повышения качества |
0,05 |
4 |
0,2 |
В Таблица 6 результате проведения государственных программ по развитию хлебопечения может улучшится качество продукции хлебопечения |
4. Автоматизация и |
0,05 |
4 |
Автоматизация и компьютеризация могут привести к улучшению качества продукции | |
УГРОЗЫ | ||||
1.Рост цен на энергоресурсы |
0,15 |
4 |
0,6 |
При повышении цен на энергоресурсы может снизиться платежеспособность предприятия |
2.Наличие сильных конкурентов |
0,15 |
3 |
0,45 |
Наличие сильных конкурентов может привести к падению спроса на продукцию |
3. Рост выбросов в атмосферу |
0,05 |
4 |
0,2 |
При выбросе в атмосферу отходов происходит еще загрязнение среды |
4. Низкая скорость внедрения инноваций в производство |
0,15 |
5 |
0,75 |
При низкой скорости внедрения инноваций происходит снижение качества хлебобулочной продукции |
Суммарная оценка |
1,00 |
29 |
3,85 |
Готовность ОАО «Брянскхлебпром» реагировать на изменения внешней среды оценивается выше среднего, о чем свидетельствует суммарная взвешенная оценка, которая равна 3,85.В целом все рассматриваемые факторы оказывают влияние на деятельность ОАО «Брянскхлебпром».
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОАО
«БРЯНСКХЛЕБПРОМ»
3.1. Разработка стратегических решений ОАО «Брянскхлебпром»
SWOT-анализ позволяет
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация ОАО «Брянскхлебпром», нужно составить список ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (табл.7)
Таблица 7
SWOT-анализ ОАО «Брянскхлебпром»
Сильные стороны |
Возможности |
1. Разработка и выпуск новых видов продукции |
1. Поддержка со стороны государства |
2. Текучесть кадров |
2. Производство новых видов продукции |
3. Использование новейшей технологии |
3. Автоматизация и |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. .Нехватка |
1. Наличие сильных конкурентов |
2. Значительный износ оборудования, зданий, сооружений |
2. Рост цен на энергоресурсы |
3. Слабая политика по продвижению сдобного хлеба, недостаточная реклама |
3. Низкая скорость внедрения инноваций в производство |
Целесообразно построить матрицу SWOT-анализа, которая позволяет количественно оценить внешнюю и внутреннюю среду организации (таблица 8).
Таблица 8
Матрица оценки факторов окружения ОАО «Брянскхлебпром»»
Факторы внешней и внутренней сред предприятия |
Важность |
Оценка состояния |
Результат |
Сильные стороны (S) | |||
1. Разработка и выпуск новых видов продукции |
5 |
5 |
20 |
2. Текучесть кадров |
5 |
4 |
16 |
3. Использование новейшей технологии |
4 |
4 |
16 |
Итого |
Х |
Х |
52 |
Слабые стороны (W) | |||
1. .Нехватка |
4 |
3 |
12 |
2. Значительный износ оборудования, зданий, сооружений |
4 |
3 |
12 |
3. Слабая политика по продвижению сдобного хлеба, недостаточная реклама |
4 |
3 |
16 |
Итого |
Х |
Х |
40 |
Возможности (O) | |||
1. Поддержка со стороны государства |
4 |
4 |
16 |
2. Производство новых видов продукции |
5 |
3 |
15 |
3. Автоматизация и |
5 |
4 |
20 |
Итого |
Х |
Х |
51 |
Угрозы (T) | |||
1. Наличие сильных конкурентов |
4 |
3 |
12 |
2. Рост цен на энергоресурсы |
5 |
3 |
15 |
3. Низкая скорость внедрения инноваций в производство |
4 |
3 |
12 |
Итого |
Х |
Х |
39 |
Количественная оценка каждой SWOT-ячейки приведенные в таблице выше более наглядно будет выглядеть в виде рисунка (рис.3.)
Проведя количественную оценку SWOT- ячейки, которая представлена на рис 3. сильные стороны преобладают над слабыми сторонами предприятия, а влияние возможностей внешней среды на деятельность ОАО «Брянскхлебпром» проявляются в большей степени чем влияние угроз.
S
52
T
39
W
Рис.3. Количественная оценка SWOT- ячейки
В рамках корреляционного SWOT-анализа представляется возможным определить стратегические и тактические возможности предприятия.
Таблица 9
Корреляционный SWOT-анализ
Наименование комбинаций квадратов SWOT-матрицы |
Номера позиций в квадрантах комбинаций |
Стратегические и тактические возможности |
Поле сильных сторон и возможностей |
1+1 |
Расширение рынков сбыта |
Поле слабых сторон и возможностей |
2+3 |
Повышение квалификации персонала |
Поле сильных сторон и угроз |
1+3 |
Внедрение нового оборудования на предприятие |
Поле слабых сторон и угроз |
3+1 |
Создание рекламы предприятия |
Таким образом на основе совместного изучения внутренней и внешней среды предприятия для ОАО «Брянскхлебпром» в качестве стратегических и тактических возможностей:
- расширение рынка сбыта
- повышение квалификации персонала
- внедрение нового оборудования на предприятие
- Создание рекламу предприятия
Для расширения рынка сбыта продукции ОАО «Брянскхлебпром» следует провести рекламу предприятия.
3.2. Мероприятие по реализации стратегических решений
Информация о работе Разработка и принятие стратегических решений