Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:21, дипломная работа
Бизнес в предприятии общественного питания, которым является ресторанный бизнес, будет успешным, если он нацелен на удовлетворение желаний гостей в продукции и услугах. Международная статистика показывает, что 95% всех точек питания и развлечения «умирают» в течение первых 5-ти лет, но самое интересное, что около 80% прекращают свое существование в течение первого года работы. Они продаются, меняют название, кухню, концепцию, интерьер. И даже если в них что-то меняется, в любом случае бизнес, как он был задуман изначально, оказывается провальным. Для достижения счастливой (доходной) жизни предприятием общественного питания, ресторатору необходимо обратить внимание на два этапа, определяющих успешность организации общественного питания. Первый – это проектирование, второй – управление. Не удачно выбранные расположение и концепция ресторана, формат предприятия, направление кухни, ценовая политика, неверно определена целевая аудитория, неудачное зонирование обеденного зала, неверное расположение барной стойки, диссонанс интерьера и концепции – все это может привести к заведомому фиаско любого ресторана. Однако, даже если все выше упомянутое спроектировано правильно, то не эффективное и не грамотное управление неминуемо приведет к краху.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации общественного питания. Эффективность деятельности предприятия общественного питания и пути ее повышения……………………………………………………………...7
1.1 Принципы организации общественного питания и тенденции развития.7 1.2 Ресторан – как один из видов предприятий общественного питания. Требования, предъявляемые к ресторанам…................................................16
1.3 Эффективность деятельности предприятия общественного питания и факторы ее определяющие…………………………………………………...…37
1.4 Пути повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания, которые используют в современных условиях……40
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния ресторана «Идиллия»……………………………………………………………………...44
2.1 Общая характеристика и организационная структура ресторана «Идиллия»………………………………………………………………………..44
2.2. Анализ потребительского рынка ресторанных услуг…………………….46
2.3 Анализ конкурентной среды………………………………………………..51
2.4 Анализ организационной структуры и трудовых ресурсов предприятия.54
2.5 Анализ меню предприятия…………………………………………………55
2.6 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………….59
2.7. Выводы по аналитическому разделу ……………………………………...90
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ресторана «Идиллия»……………………………………….92
3.1 Выбор эффективной маркетинговой стратегии ресторана «Идиллия»…92
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности ресторана………………………...96
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий на основе дисконтированных методов расчета…………………………………………..104
Заключение…………………………………………………………………….107
Список использованных источников………………………………………109
При организации заготовочных и доготовочных цехов любой мощности необходимо соблюдение следующих условий:
Оптимальная площадь производственных и подсобных помещений, их рациональное размещение и обеспечение производственных цехов необходимым оборудованием – основные условия правильной организации технологического процесса приготовления кулинарной продукции.
При подборе оборудования для производственных цехов учитываются принятые нормы оснащения технологическим, холодильным и другим оборудованием, установленные в зависимости от мощности и класса предприятия.
Различные виды оборудования должны размещаться в производственных цехах в соответствии с характером технологического процесса при соблюдении правил техники безопасности и охраны труда работников [36].
Производственные помещения ресторана должны иметь высоту не менее 3–3,5 м. Для окрашивания стен применяют клеевую окраску светлых тонов. Панели облицовывают светлой керамической плиткой на 1,7 м, которые легко подвергаются санитарной обработке. Потолки должны быть побеленными.
Для покрытия полов используют метлахскую плитку, фенолит и другие водонепроницаемые материалы, удобные для мытья.
Важную роль в организации рабочих мест играет освещение. При естественном освещении рабочие места могут быть удалены от окон не более чем на 8 м. При искусственном освещении необходимо равномерное распределение светового потока для освещения рабочего места.
Для создания необходимых условий труда работников немаловажное значение имеет температура воздуха в производственных помещениях, которая не должна превышать 16–18°С. в заготовочных помещениях, а в горячем цехе 22–25° С.
Производственные помещения должны быть обеспечены мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Особо должны вентилироваться кухня, моечная, холодный цех. Так, на кухне вентиляционные вытяжки, отводящие тепло и испарения во время приготовления, должны быть расположены над источником тепла – плитами, жарочными шкафами и стационарными электрическими сковородками.
Производственные помещения обеспечиваются холодной и горячей водой, канализацией. Вода подводится к ваннам, раковинам, а также к плитам, котлам и другому оборудованию.
Рабочее место работника представляет собой часть площади цеха, на которой сосредоточены оборудование, инвентарь, инструменты, необходимые для выполнения работником тех или других операций технологического процесса [36].
Рабочие места размещаются в соответствии с последовательностью выполнения технологического процесса приготовления пищи, при этом учитывается возможность установки машин и механизмов без разрывов. Это уменьшает затраты времени на выполнение технологических операций, так как поварам не приходится делать лишних движений, что снижает утомляемость работников, обеспечивает экономию производственных площадей.
На рабочем месте работника инструмент, инвентарь и различные приспособления, необходимые для выполнения технологических операций, должны располагаться «под рукой», а те инструменты, которыми работник пользуется редко, размещаться в некотором отдалении.
Сырье или полуфабрикаты, подлежащие обработке, располагают слева, инструменты – справа. Инструменты, посуду, инвентарь хранят на полках в шкафах или на стеллажах [36].
К торговым помещениям ресторана относятся торговые залы, банкетные залы, залы ожидания (аванзалы). В группу торговых помещений входят также касса, буфет-хлеборезка, подсобные помещения – сервизная и моечная столовой посуды.
Посетители ресторана должны иметь возможность снять одежду, вымыть руки, поправить прическу и т.д. Поэтому в ресторане обычно есть вестибюль, гардероб, туалетные комнаты. В вестибюле и туалетных комнатах должны быть зеркала.
Гардероб обычно располагают при входе в вестибюль, туалетные комнаты – несколько дальше, по пути движения к торговому залу.
Количество мест в гардеробе должно соответствовать количеству мест в залах ресторана в период наибольшего притока посетителей.
Интерьер ресторана включает планировочное и технологическое решение помещений, их освещение, цвет стен, пола, потолков, отделочные материалы, декоративное оформление торговых и банкетных залов. С решением интерьеров должны быть органически связаны стиль мебели, посуды, предметов сервировки стола, ковровые покрытия полов и т.д.
Новый архитектурный облик ресторанов вызывает необходимость современного решения их интерьеров.
Красивый, со вкусом решенный интерьер обеспечивает уютную обстановку и необходимый комфорт, способствует воспитанию эстетического вкуса посетителей ресторана.
Один из важных приемов в решении современного интерьера ресторана – деление пространства торгового зала на отдельные зоны, секторы [36].
На смену огромным залам прежних лет пришли небольшие залы с различными формами связи между ними (легкие раздвижные стены, боксы, ниши с применением невысоких перегородок, цветочниц и т.д.).
При оформлении помещений ресторана учитываются его наименование, национальная кухня, особенности формы обслуживания и т.д.
При проектировании ресторана большое внимание уделяется оформлению фасада, особенно учитывается его местонахождение – городские улицы или зона отдыха (парки, морские и речные пристани, вдали от городского шума на природе и т.п.).
В вечернее время внешний вид ресторана во многом зависит от правильного освещения. Наружное освещение обычно выбирают таким, чтобы оно подчеркивало достоинства архитектурных форм, выявляло характер предприятия, обозначало подходы к зданию.
Над входом ресторана должен быть устроен выносной козырек. Это один из признаков заботы о гостях ресторана. В дождливую или снежную погоду под ним можно отряхнуть зонт и привести в порядок обувь.
Фасад здания ресторана также во многом выиграет, если правильно выбран тип входных дверей: стеклянные, полу стеклянные, из матового стекла, прозрачные, деревянные, металлические. Во всех случаях конструкция двери не должна затруднять вход и выход потока людей, хорошо видна и доступна с улицы.
Свидетельство об отнесении ресторана к определенному классу должно быть вывешено на видном месте в его вестибюле. Здесь же устанавливают светящееся табло, иллюстрирующее наличие свободных мест в зале. Уместна и другая информация – о составе оркестра, солистах, музыкальной программе. В больших залах ресторанов устраивают танцевальные площадки и отводят площадь под эстраду для оркестра и выступления артистов.
Вестибюль – это помещение, куда, прежде всего, попадает посетитель. Архитектура, цветовое решение, элементы информации воздействуют на психику, эмоции гостя ресторана, его настроение.
К вестибюлю примыкают гардероб и туалетные комнаты, поэтому в нем начинается обслуживание посетителей. В зависимости от того, насколько любезен обслуживающий персонал, начиная со швейцара и гардеробщика, складывается первое впечатление об уровне обслуживания в данном ресторане.
При планировании вестибюля, гардероба, туалетных комнат необходимо учитывать площадь зала ресторана.
Недопустима малая площадь вестибюля, когда гостям приходится ждать обслуживания в гардеробе и свободных мест в зале в тесном помещении, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания и настроении посетителей ресторана.
Площадь вестибюля должна равняться примерно четверти площади зала (из расчета 0,3-0,4 м2 на одно посадочное место) [36].
В некоторых ресторанах в вестибюлях организуют продажу газет, сигарет, сувениров и т.д.
Оборудуют вестибюль зеркалами, мягкой мебелью (кресла, полу-кресла, банкетки), журнальными столиками. Интерьер вестибюля должен соответствовать главному направлению ресторана.
Гардероб обычно располагают при входе в вестибюль, иногда в зале вестибюля. Количество мест в гардеробе должно соответствовать количеству мест во всех залах ресторана в период наибольшего притока посетителей.
Гардероб оборудуется металлическими двухсторонними секционными вешалками с раздвижными кронштейнами, они наиболее гигиеничны и удобны для работы. Расстояние между вешалками должно быть не менее 70 см. Крючки вешалок располагают на расстоянии 1,5 м от пола. Крючки и номерки могут быть изготовлены по индивидуальному заказу. Сумки, портфели кладут в шкафы-ячейки. Гардероб должен иметь оборудование для хранения сменной обуви.
При приеме вещей от посетителей гардеробщик обязан сразу же вручить им жетоны (номерки) и только затем вешать одежду. При уходе посетителя из ресторана в первую очередь подают пальто, затем уже головной убор.
Туалетные комнаты располагаются, как правило, рядом с гардеробом. К их санитарному состоянию предъявляют высокие требования: безупречная чистота, хорошая вентиляция, яркое освещение.
Туалетные комнаты должны быть снабжены горячей и холодной водой, обеспечены туалетным мылом, электрическими сушильными аппаратами и зеркалами.
В ресторане «люкс» и высшего класса гостям после мытья рук предоставляют свежие полотняные салфетки индивидуального пользования, а также бумажные салфетки. Туалетные кабины должны быть обеспечены туалетной бумагой и озонаторами.
Желательно иметь в туалетной комнате одежные и обувные щетки или автомат для чистки обуви.
В комнатах для курения размещают мягкую удобную мебель, низкие столики с пепельницами, пепельницы на ножках. Для интенсивного удаления дыма помещение оборудуется мощной вентиляцией, которая устанавливается в верхней части помещения на расстоянии 1,75 м от пола.
Ожидая друг друга, гости ресторана могут посидеть, отдыхая в аванзале. Помимо этого, аванзалы используют для ожидания свободных мест в зале ресторана, а также для встречи посетителей при организации приемов, банкетов, свадебных и других вечеров.
Интерьер аванзала, его художественное оформление должно быть фактически связано с декоративным решением основного зала [34].
Оборудуют аванзал мягкой мебелью, журнальными столиками, цветочницами. Кресла в аванзале должны быть приспособлены для отдыха, с подлокотниками и высотой сиденья гораздо меньше (а глубиной больше), чем те кресла, которые используют в торговом зале.
В ресторанах «высшего» класса иногда часть площади аванзала или вестибюля используют для создания уголка живой природы, где можно увидеть и полюбоваться экзотическими растениями и цветами, послушать журчание небольшого ручья и водопада, услышать пение живых птиц – все это вызывает у посетителей ресторана хорошее настроение, особенно когда за окном ненастная холодная погода. Здесь же располагают диваны, кресла, журнальные столики.
В настоящее время очень модным стало в аванзалах ресторанов класса «люкс» для украшения интерьеров использовать картины, скульптуры и другие произведения искусства молодых художников.
Зал ресторана – это основное помещение, где обслуживаются посетители. Одно из основных требований к планировке размещения зала – это четкая организация связи зала с производственными помещениями – кухней, сервизной, моечной столовой посуды, барами (буфетами).
Раздаточная – это часть ресторана, где отпускаются готовые кулинарные блюда. Она может сообщаться с торговым залом двумя арками-проходами: через один из них официанты выходят в зал с полученными блюдами, через другой проходят на раздачу, не мешая друг другу. Могут быть и другие варианты планировочных решений, но с учетом удобной связи торговых помещений с производством.
Помещение перед раздачей должно быть достаточно просторным, чтобы создать хорошие условия для работы официантов. Кроме этого, раздаточная должна быть расположена рядом с сервизной, кассами, хлеборезкой и иметь с ними удобную связь.
Зал ресторана является центром архитектурно-планировочного решения. Декоративные и архитектурные элементы зала должны располагать посетителей к отдыху в уютной обстановке.
Гармоничное сочетание окраски стен, формы мебели, освещение зала, акустика, вентиляция, красиво сервированный стол, живые цветы на столах, негромкая музыка – все это создает у гостей ресторана праздничное настроение и вызывает желание посетить его еще раз.
В ресторане должна присутствовать атмосфера уединенности, комфорта, непринужденности, что достигается условным разделением зала ресторана на зоны, боксы с помощью невысоких стационарных перегородок или раздвижных декоративных мягких стен.
Планировка залов создает впечатление гармонии в том случае, когда соотношение их длины и ширины определяется правилами «золотого сечения».