Разработка плана социального развития коллектива предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы: управление социальным развитием ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов». Предмет: процесс планирования социального развития на изучаемом предприятии. Цель работы: разработать план социального развития.
Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы планирования социального развития коллектива предприятия
1.1 Значение и сущность социального развития коллектива предприятия
1.2 Основные показатели оценки социального развития предприятия
1.3 Организационно-методические основы планирования социального развития коллектива предприятия
2. Анализ социального развития коллектива и планирования социальных мероприятий
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ социально-квалификационной структуры и уровня образования работников предприятия
2.3 Анализ обобщающих показателей социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия
2.4 Анализ показателей условий труда
2.5 Анализ плана социального развития предприятия
2.6 Анализ выполнения плана социального развития предприятия
3. Разработка плана социального развития коллектива предприятия.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 78.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы  планирования социального развития  коллектива предприятия

1.1 Значение и сущность  социального развития коллектива  предприятия

1.2 Основные показатели  оценки социального развития  предприятия

1.3 Организационно-методические  основы планирования социального  развития коллектива предприятия

2. Анализ социального  развития коллектива и планирования  социальных мероприятий

2.1 Технико-экономическая  характеристика предприятия

2.2 Анализ социально-квалификационной  структуры и уровня образования  работников предприятия

2.3  Анализ обобщающих  показателей социально-культурных  и жилищно-бытовых условий работников  предприятия

2.4 Анализ показателей  условий труда

2.5 Анализ плана социального  развития предприятия

2.6 Анализ выполнения плана  социального развития предприятия

3. Разработка плана социального  развития коллектива предприятия.

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время поиск  путей активизации человеческого  фактора внутри организации и  учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что без управления, максимально полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования.

Современные условия деятельности организаций диктуют необходимость  построения принципиально новых  основ управления социальным развитием  организаций. При этом основной акцент должен быть сделан на человека, как  на главный элемент этой системы. Содержание социальных мероприятий  предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, значение которых должно повышаться: в частности, формы, системы и  размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных  и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного  назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную  систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.

На основе этого должен составляться социальный план предприятия, включающий в себя названные социальные программы. Только комплексный подход к решению социальных проблем  в условиях ограниченности финансовых ресурсов позволит выработать устойчивую тенденцию к повышению жизненного уровня сотрудников фирмы.

Чем выше конкурентность рынка, тем разнообразнее и весомее  должна быть как внутренняя, так  и внешняя социальная политика предпринимательских  фирм. Сокращение государственных услуг по социальному обеспечению отнюдь не приводит к уменьшению потребности граждан в социальной защите. Напротив, в условиях роста социальной дифференциации современного общества она будет возрастать. Поэтому вполне закономерно ожидать повышения значимости мер, принимаемых предприятиями (бизнесом) по социальной защите граждан от жизненных трудностей. Задача, поставленная руководством страны, еще в большей степени актуализирует повышение роли предпринимательских фирм в осуществлении социальной политики.

Проблеме исследования социального  развития посвящены работы таких  ученых, как  И.Е. Ворожейкин, Б.П. Кутырев, Г.В. Щекин и др. Но, несмотря на столь  обширный список авторов, посвятивших  свои работы аспектам социального планирования, социальный проблемы коллективов современных  предпринимательских фирм остаются нерешенными, что и подтверждает актуальность настоящего исследования.

Объект курсовой работы: управление социальным развитием ОАО  «Бобруйский комбинат хлебопродуктов». Предмет: процесс планирования социального развития на изучаемом предприятии. Цель работы: разработать план социального развития.

Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные  пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы планирования социального развития коллектива предприятия 

 

    1. Значение и сущность социального развития коллектива предприятия

В современных условиях главным  ресурсом эффективного хозяйствования является взаимодействие организации  с ее социальной средой. Резко возрастает роль социальной полезности организации  обществу, приоритета гуманистического подхода при осуществлении процесса управления. От социальной направленности и полезности организации, от умения работников взаимодействовать между  собой и достигать социально  значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития фирмы, учреждения, экономического района.

Каждая организация в  своей основе имеет две движущие силы:

1. Желание выжить, сохранить  себя, иметь определенную стабильность.

2. Желание совершенствоваться, развиваться, получение прибыли  является предпосылкой развития  фирмы.

Развитие предприятия  является разносторонним и совершается  по ряду направлений, включая техническое, экономическое и непременно социальное, предусматривающее повышение интеллектуального  потенциала персонала организации и его профессионально-квалификационных качеств, учитывающее традиции и предпочтения, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, взаимоотношения и морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Если организация ориентируется  только на технические и экономические  изменения в мире или стране, и  не реагирует на изменения в социальной среде, социально не развивается  – то такая социально-экономическая  система обрекает себя на саморазрушение.

Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации. В целом оно  включает весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов  и целей, которые побуждают людей  к труду, конкретизируют деловую  ориентацию и ценностные установки  персонала.

 

Рис. 1.1 Факторы непосредственной социальной среды организации [6, c 321]

 

Развитие социальной среды  — непременный объект управления организацией и вместе с тем составная  часть управления персоналом. По своему назначению управление социальным развитием  ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации  надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий.

Эффективность социального  развития – характеристика социальной среды организации, выражающая соответствие между воздействием на персонал результатов  социальных мероприятий, в том числе  внедрения новых социальных технологий, и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на их осуществление. Социальная эффективность, ее определение  и оценка основываются на качественных показателях и признании приоритетности социальных целей: чем в большей  степени то или иное мероприятие  способствовало решению конкретных социальных проблем, тем оно социально  эффективнее. [1, с. 171]

Основу социальной среды  организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала  требованиям должности или рабочего места. У каждого из них – свои физические и интеллектуальные способности, потребности, свое мировоззрение, образ и стиль жизни. В трудовой жизни реализуются присущие работнику свойства – его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой процесс труда, который будет соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.

Управление социальным развитием  организации предусматривает создание благоприятных условий труда  и отдыха работников, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание  оптимальной морально-психологической  атмосферы в коллективе, обеспечение  социального партнерства и делового сотрудничества. [10, с 399-401]

В современный период развития общества существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим  субъектом новых общественных отношений, а значит, и субъектом социального  планирования на всех уровнях, в том  числе и на уровне организаций. Не случайно центр тяжести совершенствования  экономических отношений смещается  в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития целостной системы стимулов активизации  человеческой деятельности. Особенно это важно учитывать, понимая, что  цели организации и цели личности не совпадают. Так, организация задает личности определенные цели и нормы  поведения (например, цель — производить  качественную продукцию и нормы  в соответствии с этой целью) иные, нежели собственные цели личности (например, приобрести машину, квартиру и т.д.), и нормы поведения, естественно  сложившиеся в социальных группах (т.е. инструментальные цели и нормы  личности).

Поэтому звену управления организации необходимо обеспечить эффективную работу каждого сотрудника путем создания атмосферы конструктивного  сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в  полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой  социально-психологической атмосферы  является наиболее сложной задачей  управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов  труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации. [3, с 30]

Особенность нового общества в том, что труд превращается из средства к существованию (способа достижения инструментальных целей) в способ жизнедеятельности  и постоянной самоактуализации человека. Здесь мотивом становится не удовлетворение потребностей и не реализация веры "в светлое будущее", а удовлетворение в самоактуализации. Поэтому сами инструментальные цели личности начинают действовать как средство ее самоактуализации в профессиональной деятельности.

В этой связи социальное развитие организации становится:

1.условием самоактуализации человека в профессиональной деятельности;

2.фактором синергии целей организации и инструментальных целей работника;

3.фактором повышения эффективности организации.

Цель планирования социального развития организации -обеспечение таких условий производства и быта работников, которые способствуют самоактуализации личности в профессиональной деятельности. Соответственно объектом социального планирования организации является трудовой коллектив, а предметом становятся формы и методы планирования социального развития трудового коллектива. [5, с 6]

 

    1. Основные показатели оценки социального развития предприятия

Социальные показатели –  количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций  и направлений социальной динамики, применяемые в планировании для  оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер общественной жизни, прежде всего научно-технического и экономического развития, определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы  выявить все основные параметры  социальных процессов, проводятся специальные  исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне общества, региона  или отраслей народного хозяйства.

Показатели социального  развития трудовых коллективов определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в  интересах развития и повышения  эффективности его деятельности.

Здоровье работников, уровень  их знаний и культуры, опыта, способности,  уровень профессионализма отражаются на результатах труда  и относятся  к важным характеристикам социального  развития предприятия, социальной активности трудового комплекса.

К основным показателям оценки социального развития предприятия  относятся:

  1. Показатели условий труда и охраны здоровья

- уровень травматизма

- уровень профессиональных  заболеваний

-уровень временной нетрудоспособности

2. Показатели культурных  и социально-бытовых условий

- уровень обеспеченности  жильём

- срок оборачиваемости  очереди на получение жилья

- обеспеченность питанием

-обеспеченность оздоровительными  лагерями

-обеспеченность детскими  садами

-обеспеченность домами  отдыха

3. Общие показатели социальной  стабильности

- уровень стабильности  кадров

Информация о работе Разработка плана социального развития коллектива предприятия