Разработка плана социального развития коллектива предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы: управление социальным развитием ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов». Предмет: процесс планирования социального развития на изучаемом предприятии. Цель работы: разработать план социального развития.
Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы планирования социального развития коллектива предприятия
1.1 Значение и сущность социального развития коллектива предприятия
1.2 Основные показатели оценки социального развития предприятия
1.3 Организационно-методические основы планирования социального развития коллектива предприятия
2. Анализ социального развития коллектива и планирования социальных мероприятий
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ социально-квалификационной структуры и уровня образования работников предприятия
2.3 Анализ обобщающих показателей социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия
2.4 Анализ показателей условий труда
2.5 Анализ плана социального развития предприятия
2.6 Анализ выполнения плана социального развития предприятия
3. Разработка плана социального развития коллектива предприятия.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 78.10 Кб (Скачать файл)

В организации развита  система охраны и безопасности труда.

 

2.6 Анализ выполнения  плана социального развития

 

Проанализировав документацию предприятия, было выявлено, что на организации идет строгий контроль над охраной труда. Так в 2011 году не было выявлено ни одного случая травматизма  на предприятии, когда в 2010 был зафиксирован 1, в 2009 – 2 случая.

Предприятие имеет 2 собственных  пожарных формирования, в состав которых  входит 52 человека, 2 пожарные машины, 1 пожарный мотопомп, 6 пожарных водоемов. Пожарной сигнализацией оборудовано 5 объектов, однако еще требуется 15. Так как предприятие производит пищевую продукцию, которая легко  воспламеняется, планируется в ближайшее  время установить недостающую пожарную сигнализацию на необходимые объекты.

В организации по охране труда на предприятии работает 2 специалиста, имеется 16 уголков и 2 кабинета по охране труда. В 2011 году было выдано 24 предписания и выявлено 68 нарушений, в 2010 году было выявлено 240 нарушений.

В 2010 году на предприятии 20 человек  было привлечено к ответственности  за нарушение требований безопасности и несчастные случаи, в 5 случаях  из них была проведена аттестация по тяжелым и смертельным случаям, в 7 случаях мерой наказания стало – лишение премий. В 2011 году данных нарушений не зарегистрировано.

Дорожно-транспортных происшествий и состояния транспортной дисциплины за последние 3 года не зарегистрировано.

В 2010 году среднесписочная  численность застрахованных работников составила 479 человека, 2011 – 496 человек. Общая начисленная сумма выплат в денежном и натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско – правовым договорам, на которую  начисляются обязательные страховые  взносы, составила 2 078 551 863 тыс.руб., в 2011 году – 3 924 310 057 тыс.руб.

В таблице 2.5 предоставлена  информация о количестве детей на которых выплачивается пособие.

Таблица 2.5 – Количество детей на которых выплачивается пособие.

 

Количество детей, на которых  выплачивается пособие

Единица измерения

2010 г.

2011 г.

А

1

1

3

 До 3 лет по месту  работы отца

чел.

3

3

До 3 лет, в размере 100% от установленного пособия

чел.

19

19

До 3 лет, в размере 50% от установленного пособия

чел.

4

6

Старше 3 лет, в размере 100% от установленного пособия

чел.

7

7

А

1

2

3

Старше 3 лет, в размере 50% от установленного пособия

чел.

2

1

Установленные сроки выплат

дата

25

25

Размеры обязательных страховых  взносов

%

35

35


 

Проанализировав все данные и показатели можно с уверенностью сказать, что предприятие делает все возможное для улучшения  качества труда. Материально поддерживает нуждающихся работников, а так  же поощряет лучших. Так же на предприятии  пристально следят за безопасность труда, что помогло привести показатели несчастных случаев к нулю.

Всё это необходимо для  того, чтобы создать благоприятные  условия труда, отдыха и других социальных действий связанных с производственным процессом, а так же , чтоб не потерять имеющиеся кадры и привлечь новые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Разработка плана социального развития колектива

 

В ходе оценки социального  развития ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» коллективный договор  является единственным локальным документом организации, фиксирующим социальные мероприятия.

В связи с этим рекомендуется  при планирование и формирование бюджета расходов на персонал, в  том числе и на социальные мероприятия  выработать определенный алгоритм действий, учитывающих как внутренние, так  и внешние факторы, влияющие на прибыль  организации.

Необходимо выбрать приоритетные направления, на которые и обратить пристальное внимание и финансовую поддержку. Это может быть формирование социально-психологического климата  в коллективе, корпоративной культуры, то есть те направления, которые не требуют значительных финансовых вложений, но достаточно значимо влияют на отношение  сотрудника как к самой организации, так и к своему труду в ней. Действительно, процветающие фирмы отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие корпоративного духа и предпринимаемых на благо всех сторон, заинтересованных в деятельности компании. Игнорирование корпоративной этики отрицательно сказывается на имидже предприятий, их инвестиционной привлекательности, величине их корпоративной стоимости; обостряет внутрифирменные противоречия. Необязательность, безответственность перед различными участниками корпоративных отношений (невыплаты или задержки заработной платы, дивидендов, налогов, несвоевременность платежей контрагентам, в том числе сокрытие прибыли и т. п.) ведут к социальным рискам.

Необходимо с учетом финансовых возможностей организации пересмотреть структуру социального пакета ОАО  «Бобруйский комбинат хлебопродуктов»  часть которого предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам. Тем более что назначение его состоит не только в том, чтобы увеличить доходы работников, но и социально защитить их, помочь им решать социально-бытовые проблемы

Из закрепленного в  действующем коллективном договоре социального пакета, необходимо выбрать  наиболее эффективные, но не требующие  слишком высоких затрат, например, отказаться от корпоративной поддержки  работникам, приобретающим жилье  в собственность; но усилить работу в направлении осуществления  негосударственного пенсионного обеспечения.

Компенсационная система, разработанная на предприятии, должна быть оформлена в виде локального нормативного акта, например, "Положения об оплате труда и премировании", в котором должны быть определены не только условия, но и механизмы, источники финансирования денежного вознаграждения сотрудников. Данное Положение должно быть доведено до сведения каждого сотрудника организации, для того, чтобы не возникало проблем, связанных с распределением премий, материальной помощи, размером оплаты труда.

В ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» необходимо предусмотреть  в своей организационной структуре  единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат общества с целью постоянного  контроля над социальными расходами, проведения их социально-экономической  экспертизы и прогнозирования последствий  всех вводимых в этой сфере изменений. Например, контроль над пенсионными  расходами можно осуществлять на трех уровнях:

- со стороны участников  пенсионной программы (работников  и пенсионеров) - по состоянию  пенсионных счетов и на основе  участия представителей работников  в Комиссии по организации  негосударственного пенсионного  обеспечения; 

- от лица руководства  - по результатам финансовой отчетности  и аудиторским заключениям; 

- в системе государственного  надзора - по результатам финансовой  и специальной отчетности общества  и пенсионного фонда, аудиторских  проверок и проверок соответствующих  государственных органов.

Анализ демографической  и образовательной структуры  коллектива ООО «ОРтранс» показал  существенные её социльно-психологические  недостатки, которые приводят к конфликтным  ситуациям в коллективе, разобщенности  интересов его членов, к напряженному морально-психологическому климату.

При планирование социального  развития предприятия необходимо учитывать  такой важный фактор, как морально-психологический  климат в коллективе. Снижение напряженности  в коллективе может быть достигнуто в результате проведения определенной работы.

Содержание этой работы состоит  в подборе совместимых членов коллектива с учетом их психологической  сопоставимости, регулировании конфликтных  ситуаций в соответствии с теорией  конфликтологии, правильной организации  управления на основе научной теории менеджмента.

Необходимо  выработать определенные требования к существующим и прогнозируемым вакансиям в зависимости от подразделения, в которых они требуются. Они могут включать:

- социально-демографические требования  – пол, возраст;

- профессиональные знания, умения, навыки, опыт работы;

- личностные качества и особенности  характера в зависимости от  занимаемой должности.

Необходимо  определить правовые основы трудового процесса:

- четкое определение продолжительности  и времени труда и отдыха, а  также их видов, особенно в  части водителей, так как ;

- разработка оптимального режима  рабочих смен;

- управление дисциплинарными отношениями.

Руководитель ОАО «Бобруйский  комбинат хлебопродуктов» должен понять, что одним из важнейших факторов, влияющих на успех деятельности организации, является социальный фактор предприятия, т.к. именно от мотивированности, квалификации и структуры персонала предприятия  будет зависеть производительность труда и качество предоставляемых  услуг, что существенно влияет на эффективность деятельности предприятия

Планирование социального  развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение  целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно  должно осуществляться административными  и общественными структурами, а  его реализация должна финансироваться  за счет средств бюджета предприятия  и специальных фондов на основании  утвержденных программ и положений [13, С. 18].

При составлении плана  социального развития, представленного  в таблице 3.1, учитывались  рекомендации, а также объём финансирования социальных мероприятий, закрепленных в коллективном договоре ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов».

 

Таблица 3.1 - Проект плана  социального развития ОАО « Бобруйский комбинат хлебопродуктов»

Направления и локальный документ

Вид

Категория

сотрудников

Тарифная

ставка

Источник финас-ния

А

2

3

4

5

I. В сфере трудовых отношений

1) Создавать условия  для квалификационного роста

1) наставничество;

2) краткосрочные курсы на базе  имеющегося оборудования

1) наставники

2) молодые специалисты

1) 10% от оклада

2) --

1) социальный фонд орг-ции

1

2

3

4

5

2) Следить за  состоянием здоровья

1) медицинские профосмотры

2) психофизиоло-

гический отбор и обследование

1) все сотрудники

2) все сотрудники, отвечающие за  безопасность движения

3) все сотрудники и их дети  до 16 лет

1) 30% от стоимости

2) 100 % от стоимости услуг

3) -

Социал-й фонд орг-ции и страховой  взнос работника в 

Корпор-ную систему страхов-ия

3) Создавать условия для участия  персонала в управлении Общества

1)производственые совещания

2) организация в комнатах отдыха  «красного уголка»

3) другие виды согласно ТК  РБ

Все сотрудники

-

II. В сфере оплаты труда, нормирования труда, рабочего времени и отдыха

1

2

3

4

 

4)предостав-е дополнит-х дней  отпуска

5) дежурство в домашних условиях  с вызовом в случае необход-сти

1) выплата

3) разовая материальная помощь

3) отпуск за свой счет

4) --

1) работникам, получившим инвалидность  вследствие трудового увечья  или профессионального заболевания  в организации

2) членам семьи сотрудника в  случае его смерти на производстве  или ДТП

3) в связи с похоронами близких  родственников (детей, родителей,  одного из супругов)

4) всем сотрудникам по уважительным  причинам

5) водителям и сопровождающим  их лицам

1) три среднемесячных оклада

2) три месячных оклада

 

2) 30 % от стоимости похорон

3) –

4) -

1) соц-ный фонд организации

2)соц-ный фонд организации

3)соц-ный фонд орг-ции

4)–

5) -

А

1

2

3

4

III. В сфере развитии кадрового потенциала

1. Подготовка, переподготовк обучение второй профессии

2. Повышение квалификации

1) 2) индивидуальное, бригадное, курсовой  и другие формы обучения на  производстве

1) 2) всем желающим сотрудникам

1) 2) в пределах необходимых затрат

1) 2) социал-й фонд орг-ции

IV. Массовые мероприятия

1) организация и проведение корпоратив-х  праздников

1) бесплатное предоставление помещений

1) Всем сотрудникам и членам  их семей, пенсионерам

1) -

1) -

V. Социальные гарантии

 

1)медиц-кое страхование

2) страхование от несчастных  случаев

3) путевки в санатории

 

Всем желающим сотрудникам

1) 2) 3) 70 %

4) 30 %

1) 2) 3) 4)

Социал-й фонд орг-ции


 

Результатами, которых можно  ожидать от реализации проекта социального  развития, являются:

- восстановление социально-психологического  климата коллектива;

- оздоровительный эффект  от лечебно-профилактических мероприятий;

- величина предотвращенного  экономического ущерба от несчастных  случаев и заболеваемости.

Закрепление в организации  локальных норм, повышающих социальные гарантии работникам, требует от работодателя затрат материального характера  на их реализацию. В связи с этим, возникает необходимость финансового  обоснования расходов социальной политики организации.

В целях осуществления  запланированных социальных затрат рекомендуется создать социальный фонд организации, в который производит отчисления из прибыли в размере 2% от ФОТ (для примера: на промышленных предприятиях Германии обязательные взносы в фонды социального страхования  составляют 42-43% от заработной платы). Данная сумма составит (по расчетам бухгалтера) в год примерно 2 392 303 тыс. руб.:

средняя зарплата по предприятию  – 3 363 тыс.руб.;

среднесписочная численность  сотрудников – 494 человек,

соответственно:

 

3 363 * 494* 12мес. = 19 935 864 тыс.руб  - ФОТ

19 935 864 000 * 1% = 199 358 640 руб. = 199 358 тыс. руб.

 

При этом желательно взносы по некоторым пунктам плана выплачивать  на паритетных началах работодателем  и работником. Тем самым осуществляется солидарный принцип финансирования, который обладает значительным мотивирующим потенциалом.

В таблице 3.2 представлено экономическое  обеспечение разработанного  плана  социального развития ОАО «Бобруйский  комбинат хлебопродуктов» При этом учитывается, что нераспределенной прибыли организация не имеет. В  ее распоряжении находится только чистая прибыль, которая распределяется на организацию производства, капитальные  и текущий ремонт оборудования и  техники и т.п. расходы.

Таблица 3.2 - Экономическое  обоснование плана социального  развития ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов»

 

Наименования показателя

Работодатель

Работник

Процент / доля

сумма, тыс. руб.

процент

сумма,

тыс. руб.

А

1

2

3

4

В сфере трудовых отношений

медицинские профосмотры 

30 от стоимости медосмотра в  медучреждении

494 *( ≈ 1,5*30%)  = 666,9 тыс. руб.

70%

 

1*( ≈ 2000 *30%) = 1800

Психофизиолог-кий отбор и обследование

 

100 % от стоимости услуг

 

(7 водителей + 2) * 30 000 = 270 000

-

 

 

 

-

ДМС

 

30% от стоимости страховки

в пределах 1 500 тыс. руб.

.

70% от стоимости страховки

-

Итого

2 436 900

   

А

1

2

3

4

В сфере оплаты труда, рабочего времени  и отдыха

Выплаты работникам, получившим инвалидность на производстве

Три среднемесячных оклада

3 363 *3

= 10 089 тыс.руб

 

-

 

-

Разовая материальная помощь

1) членам семьи сотрудника в  случае его смерти на производстве или ДТП

2) в связи с похоронами близких  родственников (детей, родителей,  одного из супругов)

 

 

 

Три среднемесячных оклада

 

 

30% от стоимости похорон

 

 

 

10 089  тыс. руб.

 

 

в пределах 10 000 тыс. руб. на все случаи

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

Итого

30 178 000

   

В сфере развития кадрового потенциала

1. Подготовка, переподготовка, обучение второй профессии

2. Повышение квалификации

 

 

100% расходов

 

 

в пределах 3 000 тыс. руб.

 

 

-

 

 

-

Итого

3 000 000

   

В сфере социальных гарантий

путевки в санатории

80 % от стоимости путевки

 

в пределах 4 500 тыс.руб

20% от стоимости путевки

 

Итого

4 500 000

   

Всего

40 114 900

   

Информация о работе Разработка плана социального развития коллектива предприятия