Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа
Объект курсовой работы: управление социальным развитием ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов». Предмет: процесс планирования социального развития на изучаемом предприятии. Цель работы: разработать план социального развития.
Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.
Введение
1. Теоретические основы планирования социального развития коллектива предприятия
1.1 Значение и сущность социального развития коллектива предприятия
1.2 Основные показатели оценки социального развития предприятия
1.3 Организационно-методические основы планирования социального развития коллектива предприятия
2. Анализ социального развития коллектива и планирования социальных мероприятий
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ социально-квалификационной структуры и уровня образования работников предприятия
2.3 Анализ обобщающих показателей социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия
2.4 Анализ показателей условий труда
2.5 Анализ плана социального развития предприятия
2.6 Анализ выполнения плана социального развития предприятия
3. Разработка плана социального развития коллектива предприятия.
Заключение
Список литературы
Проанализировав технико-экономические показатели работы предприятия можно заметить, что большинство из них в 2011 году резко возросли, так выручка о реализации товаров, работ, услуг возросла на 72,1 %, по сравнению в 2010 только 32,6 %. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг в 2011 году составила 112 809 млн.рублей, что составило 153,2 % от себестоимости 2010 года. Валовая прибыль в 2011 году увеличилась более, чем в 9 раз и составила 16 674 млн.руб, в 2010 году ее прирост составил 12,1 %. Объём отгруженной продукции составил 9 218 млн.руб, что по сравнению с 2010 годом составило 130,7 %. Экспорт же в 2011 году составил 273 млн.руб, т.е. уменьшением по сравнению с 2010 годом на 91,7%, это обусловлено исчерпанием запасов готовой продукции. Так же заметно, что инвестиции ежегодно еменьшаются, в 2010 году они составили 93,3 % от 2009, а в 2011 12,4 % от 2010, что составило 466 млн.руб. Численность рабочих же ежегодно увеличивается в 2009 году на предприятии числилось 451 человек, в 2010 году это количество увеличилось на 6,2 %, в 2011 на 3,5 %, что составило 496 человек. Производительность труда 2011 году выросла на 123,3 %, и составила 23 млн.рублей. Рентабельность реализованной продукции в 2011 году в увеличилась в 14 раз и составила 51,9 %. Среднегодовая величина основных производственных средств в 2010 году возросла на 20,3 %, а в 2011 на 112,7 %, и составила 259 918 млн.руб. Фондоотдача так же ежегодно увеличивается, в 2010 году на 0,8 %, в 2011 на 4,2%.
2.2 Анализ социально-
В процессе анализа важно изучить изменение структуры персонала предприятия. Данное изменение представлено в таблице 2.2
Таблица 2.2 – изменение структуры трудовых ресурсов
Категория персонала |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Кол-во, чел |
Уд.вес, % |
Кол-во, чел |
Уд.вес, % |
Кол-во, чел |
Уд.вес, % | |
Основной деят-ти, в т.ч |
454 |
100 |
464 |
100 |
494 |
100 |
Рабочие основные |
183 |
40,2 |
202 |
43,5 |
209 |
42,3 |
Рабочие вспомогат-е |
191 |
42,1 |
186 |
40,3 |
209 |
42,3 |
Руководители |
25 |
5,5 |
25 |
5,4 |
29 |
5,9 |
Специалисты |
52 |
11,5 |
49 |
10,7 |
45 |
9,1 |
Служащие |
3 |
0,7 |
2 |
0,4 |
2 |
0,4 |
Из приведенных расчетов видно, что на ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» удельный вес основных рабочих в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 3,3%, а в 2011 по сравнению с 2010 уменьшился на 1,2%. Удельный вес остальных категорий рабочих в 2010 году снизился, а в 2011 увеличился.
Для того чтобы выявить
соотношение квалифицированных
и неквалифицированных
Таблица 2.3 - Анализ социально-квалификационной структуры работников
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение | ||
в 2010 г. |
в 2011 г. | |||||
Общая численность |
454 |
464 |
494 |
+10 |
+30 | |
в т.ч. рабочие |
374 |
388 |
418 |
+14 |
+30 | |
Служащие |
80 |
76 |
76 |
-4 |
- | |
Мужчин |
295 |
301 |
329 |
+6 |
+28 | |
Женщин |
159 |
163 |
165 |
+4 |
+2 | |
Рабочи, занятые трудом: |
||||||
Квалифицированные |
256 |
278 |
283 |
+22 |
+5 | |
Неквалифицированные |
91 |
101 |
104 |
+10 |
+3 | |
Ср.квалиф-ый разряд |
3,3 |
3,1 |
3,05 |
-0,2 |
-0,05 |
Из данной таблицы можно сказать, что общая численность рабочих в 2010 году увеличилась на 10 человек, в том числе за счет увеличения рабочих на 14 человек и за счет уменьшения служащих на 4 человека. В 2011 году численность рабочих возросла на 30 человек, только за счет увеличения рабочих мест. Средний квалификационный разряд рабочих на предприятии медленно падает.
2.3 Анализ обобщающих
показателей социально-
Социально-культурные и жилищно-бытовые условия работников и членов их семей характеризуются такими показателями, как обеспеченность работников жильем, выполнение плана по строительству нового жилья, наличие и строительство объектов соцкультбыта, детских яслей и садов, профилакториев, санаториев, домов отдыха, доброупорядочение населенных пунктов, оборудование жилого фонда коммунальными удобствами (водопровод, отопление, канализация, газ) и т.д.
Согласно коллективному
договору постановку на учёт, улучшение
жилищных условий и распределение
жилой площади производится совместным
решением администрации и профкома
в соответствии с действующим
законодательством и
Так же предприятие обязуется разработать план мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и травматизма. Предприятием ежегодно заключается договора с поликлиникой №3 и районной поликлиникой на медицинское обслуживание работников, проведение профосмотров.
Так на предприятии в 2010 году был зарегистрирован только один несчастный случай, с потерей нетрудоспособности на 42 дня и с материальными последствиями на сумму 1 288 014 руб. в 2011 несчастных случаев не зарегистрировано. Анализ травматизма на производстве приведен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Анализ травматизма на производстве
Среднесписочная численность |
Количество потерпевших | |||||||||||||
Всего |
Со смертельным исходом |
С тяжёлым исходом | ||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |||
454 |
464 |
494 |
2 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- | |||
Кч |
Кт |
Материальные последствия, т.руб. | ||||||||||||
Кч общий |
Кч смертности | |||||||||||||
4,4 |
3,9 |
- |
- |
- |
- |
33,5 |
42 |
- |
943,5 |
1288 |
- |
Так же предприятие
обязуется совместно с
2.4 Анализ показателей условий труда
Предприятие обязуется выплачивать дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работникам за счёт прибыли, остающейся в распоряжении трудового коллектива.
Так же разрешен отпуск обедов, продуктов в столовой работникам комбината в счет заработной платы. Предприятие обеспечивает трудоустройство по полученной специальности выпускникам ВУЗов и техникумов, направленных на учебу по рекомендации. Обязуется переводить беременных женщин на легкую работу по заключению медучреждений с сохранением им среднемесячного заработка согласно законодательству.
Так же в коллективном договоре оговорены все случаи предоставления выходных дней и выплат пособий родителям, опекунам и беременным. Данные о выплатах см. приложение Г. Оговаривается и условия гарантии занятости: то за что происходит расторжение трудового договора и меры, которые необходимо принимать в случае неизбежного кратковременного сокращения объемов производства или его остановки (простоя).
Предприятие имеет в своём ведении 424 гардеробных места, 50 душевых, 33 мест умывальников 1 баню. Всё это находится в свободном доступе для работников предприятия.
2.5 Анализ плана
социального развития
Анализ положений плана социального развития ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания.
Исходя из плана социального развития, своей главной задачей в области социальной политики руководство предприятия считает создание условий для эффективной работы сотрудников, их профессионального роста, обеспечение возможностей для достойного заработка и развитие культуры производства. Практикуется выплата премий и надбавок за профессиональное мастерство.
В плане социального развития ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» предусмотрены разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам, что должно привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к организации, способствовать достижению целей предприятия. Основные направления льгот и гарантий:
1. Дополнительные выплаты за счёт прибыли, остающейся в распоряжении трудового коллектива: дополнительно к гарантированным выплатам выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, предоставление путевок в санатории персоналу, и их детям в детские оздоровительные лагеря, на погребение и другие пособия, предусмотренные коллективным договором предприятия.
2. Оказание материальной
помощи: предусмотрено оказание
материальной помощи
3. Организация отдыха
работников предприятия: для
4. Медицинское обслуживание: предприятие ежегодно разрабатывает план мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и травматизма, заключает договор с поликлиникой №3 и районной поликлиникой на медицинское обслуживание работников и проведение профосмотров. Распределение путевок на лечение производится в соответствии с заключением лечащих врачей, предоставляя их в первую очередь работающим ветеранам, бывшим воинам-интернационалистам, участникам ликвидации аварии на ЧАЭС.
5. Решение жилищных вопросов работников: согласно коллективному договору предприятие принимает на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий работников, имеющих обеспеченность на одного человека семьи меньше 15 м2 общей площади, ведение данного учета осуществляется в соответствии с правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилищных помещений в Республике Беларусь.
6. Формы социальной защиты пожилых людей, ветеранов и инвалидов: предприятие организовывает чествование, с оказанием помощи, бывших работников комбината с профессиональным праздником и Днём пожилых людей; оказывает материальную помощь ветеранам ВОВ, бывшим работникам комбината, закреплённым за комбинатом.
7. Организация досуга работников: предприятие проводит корпоративные мероприятия: торжественные вечера (в честь праздников установленных законодательством Республики Беларусь), юбилеи, спортивные мероприятия, средства для их организации выделяются из профсоюзного бюджета согласно сметы.
Информация о работе Разработка плана социального развития коллектива предприятия