Разработка стратегии антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Содержание

ВВедение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…5
Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………….…5
Сущность и основные черты антикризисного управления………………...9
Стратегия и тактика в антикризисном управлении………………………..12

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….16
2.1 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства………………………………………………………………………16
2.2 Разработка антикризисной стратегии организации ……………………....18
2.3 Организация осуществления антикризисной стратегии…………………..22

ГЛАВА 3. Методика разработки инвестиционной программы для вывода из кризиса ООО «Миан»……………………………………….…………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 172.78 Кб (Скачать файл)

Управленческая  культура может быть значительной движущей силой. Однако не следует забывать, что управленческая культура предприятия  возникла как результат традиций, имеющих длительную историю, и не может быть изменена в одно мгновение. Проблемы могут возникнуть, если управленческая культура войдет в противоречие с  антикризисной стратегией предприятия. Для различных предприятий характерен свой стиль управления. Он может  хорошо вписываться в стратегию  фирмы, а может и войти в  противоречие с ней. В ряде случаев  преобладание одного стиля может  привести к проблемам. Считается, что  автократический стиль может  быть полезен только в ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления, при проведении очень  важных изменений.

Навыки  и ресурсы оказывают также  большое влияние на антикризисную  стратегию, так как их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен в максимальной степени  мобилизовать ресурсы предприятия  и распределить их таким образом, чтобы иметь наибольший эффект. Механизм использования ресурсного потенциала предприятия приводится в соответствие с осуществляемой антикризисной  стратегией. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением  ресурсов внутри предприятия, должны быть доведены новые задачи. При этом необходимо провести соответствующую  подготовительную работу, чтобы устранить сопротивление с их стороны и убедить в необходимости эффективного участия в осуществлении новой стратегии.

На этом этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что фирма имеет сейчас. Сравнивая  желаемое с действительным, менеджеры  могут использовать балльную систему  оценки расхождений. При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут  коренным образом повлиять на успех  предприятия.

Для определения  необходимых стратегических изменений  предлагается использовать таблицу, в  которой по вертикали перечислены  все оцениваемые критерии. При  анализе могут применяться самые  разнообразные шкалы (например, 0 баллов может указывать на то, что данный критерий не отличается существенно  от идеального варианта, а 5 баллов могут  показывать, что оцениваемый критерий должен быть коренным образом пересмотрен).

Графа «Варианты  решений» может быть использована для  описания конкретных действий, необходимых  для достижения желаемых результатов. Эти варианты также должны быть протестированы, прежде чем что-либо предпринять.

 

 

 

Таблица 1. Оценка степени необходимых изменений в стратегии предприятия

 

 

На стадии реализации антикризисной стратегии  высшее руководство может пересмотреть план осуществления новой стратегии, если этого требуют вновь возникающие  обстоятельства.

Последним этапом антикризисного стратегического  управления являются оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей предприятия.

В соответствии с вышеизложенным схема антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей (рис. 4).

 

Рис. 4. Схема стратегии и тактики в антикризисном управлении

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Основные направления антикризисного  управления при угрозе банкротства

 

Реализация  политики антикризисного управления при  угрозе банкротства предприятия  предусматривает следующие основные направления:

    1. Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
    2. Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
    3. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
    4. Создание и реализация плана антикризисного управления.

Финансовое  состояние, как известно, - это комплексное  понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в  условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием  денежных средств, картина финансового  состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой  его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности  предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

Анализ  финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие  разделы:

    • структура активов и пассивов;
    • анализ имущественного положения;
    • экспресс-анализ финансового состояния;
    • ликвидность;
    • финансовая устойчивость;
    • анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия;
    • рентабельность капитала и продаж;
    • эффект финансового рычага;
    • эффект производственного рычага.

По отмеченным выше разделам проводится анализ финансовых и экономических показателей, сравниваются показатели за ряд анализируемых  кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени, вычисляются  темпы роста показателей и  финансовых коэффициентов за последний  период.

Учитывая  многообразие показателей и различие в уровне их критических оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить  интегральную бальную оценку финансового  состояния.

Сущность  этой методики заключается в классификации  предприятий по степени риска  исходя из фактического уровня показателей  и рейтинга каждого показателя в  баллах. Приведем в качестве примера  следующую систему показателей  и их рейтинговую оценку:

 

Таблица 2.  Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния

 

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс, бал

II класс, бал

III класс, бал

IV класс, бал

V класс, бал

VI класс, бал

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25 и выше - 20

0,2 - 16

0,15-12

0,1-8

0,05-4

Менее 0,05 - 0

Коэффициент быстрой ликвидности

1,0 и выше - 18

0,9 - 15

0,8 - 12

0,7 - 9

0,6 - 6

Менее 0,5 - 0

Коэффициент мгновенной ликвидности

2,0 и выше - 16,5

1,9-1,7 - 15-12

1,6-1,4 - 10,5-7,5

1,3-1,1 - 6-3

1,0 - 1,5

Менее 1,0 - 0

Коэффициент финансовой независимости

0,6 и выше - 17

0,59-0,54 - 15-12

0,53-0,43 - 11,4-7,4

0,42-0,41 - 6,6-1,8

0,4 - 1

Менее 0,4- 0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5 и выше - 15

0,4 -12

0,3 - 9

0,2 - 6

0,1-3

Менее 0,1 - 0

Коэффициент обеспеченности запасов  собственным капиталом

1,0 и выше - 15

0,9 - 12

0,8 - 9,0

0,7 - 6

0,6-3

Менее 0,5 - 0

Минимальное значение границы

100

85-64

63,9 - 56,9

41,6 - 28,3

18

-


 

I класс - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости;

II класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс - проблемные предприятия;

IV класс - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению;

V класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Кроме анализа  финансового состояния, исследуется  и весь процесс функционирования предприятия. При анализе вопросов, относящихся непосредственно к  организации производства продукции, антикризисный управляющий должен проанализировать состояние оборудования, его происхождение, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные возможности. На этом этапе управляющий определяет, насколько  имеющееся оборудование представляет возможность вывести предприятие  из кризиса. Затем он переходит к  анализу вопросов, непосредственно  связанных с использованием оборудования. Это - виды применяемого сырья, состояние  складского хозяйства, недвижимости, учета  и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т.д. Одним  из главнейших на сегодняшний день вопросов является кадровый. Порой  необходима полная замена аппарата. Необходимо произвести работу по изучению поставщиков  сырья, цены на необходимое сырье и оборудование, возможности их перебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать и в дальнейшем. Кроме того, нужно исследовать вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. После анализа этих проблем необходимо проанализировать положение предприятия на рынках и спрос на продукцию предприятия.

Результатом такого анализа должен быть план по выведению предприятия из кризиса. План внешнего управления согласно статьи 82 главы V должен быть разработан внешним  управляющим не позднее одного месяца с момента своего назначения и  должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки  внешнего управления.

Итак, сделать  следующие выводы:

Во-первых, антикризисное управление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Во-вторых, причины вызвавшие кризис на предприятии могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

В-третьих, в законодательстве существуют необходимые механизмы для осуществления антикризисного управления.

В-четвертых, для разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего управления) внешний управляющий должен провести полноценный анализ финансового состояния и деятельности предприятия.

 

2.2. Разработка антикризисной стратегии организации

 

В развитии любой организации существует вероятность  наступления кризиса. Характерной  особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут  возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Поиск путей  выхода из экономического кризиса непосредственно  связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды  бизнеса, выделяются те компоненты, которые  действительно имеют значение для  организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и  на основе оценки реального положения  предприятия выясняются причины  кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния  предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Анализ  внешних факторов с целью выявления  причин кризиса. При проведении анализа  внешней среды большой объем  полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько  этапов анализа:

  • анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
  • анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Информация о работе Разработка стратегии антикризисного управления