Разработка стратегии антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Содержание

ВВедение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…5
Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………….…5
Сущность и основные черты антикризисного управления………………...9
Стратегия и тактика в антикризисном управлении………………………..12

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….16
2.1 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства………………………………………………………………………16
2.2 Разработка антикризисной стратегии организации ……………………....18
2.3 Организация осуществления антикризисной стратегии…………………..22

ГЛАВА 3. Методика разработки инвестиционной программы для вывода из кризиса ООО «Миан»……………………………………….…………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 172.78 Кб (Скачать файл)

Планируется на основе оставшейся инфраструктуры (силовая подстанция, административные здания, столовая и около 40 мелких объектов) также создать акционерное общество и реализовать его за 3 млн руб.

 

2. Восстановление финансовой устойчивости. Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течении короткого периода за счет осуществления продажи "ненужных" активов, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.

На данном этапе, как правило, совершаются  две ошибки. Первая заключается в  том, что производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит  сбыт, хотя и по цене ниже фактической  себестоимости. Это достаточно распространенная картина на предприятиях, где есть возможность искажения калькуляции  себестоимости отдельных продуктов.

Вторая  ошибка в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как нет  средств на его консервацию. Консервация - мера, естественная для нормальных условий хозяйствования, но неприемлемая для кризисных, поскольку является еще одним выражением заботы о  будущем. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено  без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция  может вызвать аварию). При этом приход в негодность оборудования или  затраты на его ремонт в дальнейшем представляют собой еще один пример маневра соответственно прошлыми и  будущими денежными средствами. Причем восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан.

Выведение из состава предприятия  затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ (см. пример выше). Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних.

Совершенствование организации труда  и оптимизация численности занятых  на предприятии. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдается избыточная численность персонала, и в период кризиса сокращение персонала становится острой необходимостью, а это нелегкая задача. Если на основном производстве работников можно сокращать пропорционально объему выпускаемой продукции, то персонал вспомогательных подразделений и сферы управления менее пластичен (охранять предприятие, к примеру, необходимо независимо от объема выпускаемой продукции). Сокращение не может происходить одновременно. Нужна, следовательно, осторожность при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, снятии социальных льгот (обед, поликлиника и т.п.). Прямолинейные действия в этой сфере нередко приводят к плачевным результатам: оставшийся персонал не в состоянии справится с резко увеличившимся объемом работ, падает заинтересованность в качественном исполнении функций. Происходит снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. Уже не интересы фирмы, а поиск другой работы стоят во главе угла поведения работника. Да, к тому же, работники зачастую просто начинают разворовывать предприятия, таким образом компенсируя снижение доходов.

Вместе  с тем экономия фонда зарплаты при ее умелом проведении может стать  действенным фактором антикризисного управления. Многие внешние управляющие  пользуются сейчас тем, что на большинстве  предприятий существуют долги по заработной плате перед работниками  и выплаты ее происходят не регулярно. Так, в первый же месяц объявляется, что всем рабочим уменьшается  заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты16. Такая политика помогает избегать противостояния между  трудовым коллективом и новым  управляющим.

Уменьшение текущей финансовой потребности на практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия-должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.

Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. Тонкость данного решения в рамках стабилизационной программы заключается в условиях, на которых можно провести выкуп. Вот, на наш взгляд, основные из них:

  • выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;
  • сумма, которую можно потратить на выкуп долгов, зависит от уровня ТХП, т.е. нельзя тратить средства на выкуп долгов в ущерб хозяйственной деятельности;
  • допустимая цена выкупа долгов обусловливается собственным дисконтом предприятия, т.е. выкуп долгов должен рассматриваться как инвестиционный проект.

Конвертация долгов в уставный капитал - крайне болезненный шаг. Она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций). Строго регламентированных методов принятия такого решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.

Форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене могут стать еще одним способом реструктуризации долгов. Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней. При этом контрактная цена не должна быть ниже некоторой прогнозируемой себестоимости продукции.

 

3. Обеспечение финансового равновесия  в длительном периоде. Выше мы рассмотрели наиболее радикальные меры применяемые во время антикризисного управления. Однако, не будем забывать, что основной целью антикризисного управления является "реабилитация" предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики.

Мы рассмотрели  возможности устранения неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением  издержек. Теперь рассмотрим меры для  обеспечения финансового равновесия в длительном периоде, что возможно только при увеличении денежного  потока от основной деятельности предприятия.

Основными задачи на данном этапе является:

  • повышение конкурентных преимуществ продукции;
  • увеличение денежного компонента в расчетах;
  • увеличение оборачиваемости активов.

Здесь в  первую очередь необходимо обратить внимание на маркетинг. Как известно, маркетинг одно из самых больных  мест наших предприятий и антикризисные  управляющие должны умело проводить  маркетинговые предприятия, иначе, предприятию не выжить. Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Вот, пример, Ликинская  мануфактура долгое время простаивала  и в итоге утратила рынок сбыта.. Начав в результате антикризисного управления работать предприятие часто  оказывалось в ситуациях, когда  получала отказ, даже предлагая более  дешевый, чем у конкурентов, товар. Устоявшиеся отношения зачастую предпочтительнее денежной выгоды. Тут  не обойтись без имиджевой рекламы. А татарское АО "Киемнэр-Данлы", образованная в результате банкротства  АО "Киемнэр", для того, чтобы  осваивать новые рынки, а момент для этого сейчас благоприятный: швейный импорт подорожал, первым делом  создало службу маркетинга, которая  занимается изучением спроса, каналов  продаж и методов продвижения  продукции, возможностей конкурентов. Такой анализ - основа выбора ассортимента и коммерческо-торговой политики предприятия. Только тогда, когда предприятие  оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо, по приемлемой цене, в нужном количестве и нужного качества, в нужное время  и в нужном месте, появляются предпосылки  для финансовой стабилизации компании.

Например, АО "Сибтяжмаш" в результате проведенного маркетингового анализа отказался  от необоснованно раздутого портфеля заказов, не подкрепленных платежеспособным спросом. Оставлены были только те заказы, по которым оплата гарантировалась "живыми" деньгами. Переориентирование на удовлетворение спроса ближайших  территорий позволило ускорить оборот денежных средств. В итоге финансовая ситуация стабилизировалась.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВЫВОДА ИЗ КРИЗИСА ООО «Миан»

Для вывода организации из кризиса  необходимо осуществить одну или  несколько инвестиционных программ (процесс создания инвестиционной программы  приведен на рис. 6, которые могут  быть связаны со следующими антикризисными мероприятиями:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Процесс  разработки инвестиционной программы

несостоятельного предприятия

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств и создание новых;
  • реорганизация производств;

Каждое из выбранных направлений нуждается  в технико-экономическом обосновании  и требует проведения четкого  анализа инвестиций, результатом  которого становится разработка инвестиционной программы несостоятельного предприятия. Инвестиционная программа несостоятельного предприятия имеет определенные особенности именно в силу несостоятельности  инвестора. Поэтому одним из важнейших  видов деятельности в этом направлении  является поиск и привлечение  финансирования под разрабатываемые  инвестиционные программы. В этой связи  процесс привлечения финансовых ресурсов под инвестиционные проекты  несостоятельного предприятия выглядит следующим образом (рис. 7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Схема привлечения финансовых ресурсов

Таким образом, инвестиционная активность несостоятельного предприятия определяется прежде всего  объемами средств, которые оно может  привлечь. В этой связи, выделяются такие понятия как:

  • инвестиционные ресурсы несостоятельного предприятия – это средства, которые имеются в распоряжении предприятия, то есть располагаемые ресурсы;
  • инвестиционный потенциал несостоятельного предприятия – ресурсы, которые предприятие может мобилизовать на финансовом рынке;
  • инвестиционные потребности – объем средств, необходимый несостоятельному предприятию для осуществления инвестиционной программы;
  • инвестиционная программа – разработанная в рамках программы финансового оздоровления несостоятельного предприятия программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций;
  • потребность несостоятельного предприятия в инвестиционных ресурсах – разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами несостоятельного предприятия.

То есть:

,

где

ПР – потребность в инвестиционных ресурсах;

ИП – инвестиционный потенциал  несостоятельного предприятия;

ИР – инвестиционные ресурсы  несостоятельного предприятия.

Если:

,

где

Потр –  инвестиционные потребности несостоятельного предприятия, то ситуация для осуществления инвестиционной программы благоприятна, и сумма равная:

,

может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ).

Определение показателей эффективности инвестиционного  портфеля

Оценка  экономической эффективности инвестиционного  портфеля является одним из наиболее ответственных этапов прединвестиционных исследований. Она включает расчет и оценку прямых и косвенных показателей (рис. 8). В частности, для реальных инвестиций проводится детальный анализ и интегральная оценка всей технико-экономической  и финансовой информации.

Методы оценки эффективности инвестиционного  портфеля основаны преимущественно  на сравнении эффективности (прибыльности) инвестиций в различные инвестиционные ценности в зависимости от их весов. При этом в качестве возможных  альтернатив вложениям средств  в рассматриваемую инвестиционную ценность выступают инвестиции в наиболее надежные и наиболее ликвидные инвестиционные ценности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8 Система  показателей для оценки эффективности  инвестиций

 

Реализация  инвестиционного проекта может  быть представлена в виде двух взаимосвязанных  процессов:

  • вложение средств в инвестиционную ценность;
  • получение доходов от вложенных средств.

Эти два процесса протекают последовательно (с разрывом между ними или без  него) или на некотором временном  отрезке параллельно. В последнем  случае предполагается, что отдача от инвестиций начинается еще до момента  завершения процесса вложений. Оба  процесса имеют разные распределения  интенсивности во времени, что в  значительной степени определяет эффективность  инвестиций.

При этом непосредственным объектом финансового анализа и определения  экономической эффективности инвестиционного  портфеля являются прямые финансовые потоки (т.н. саsh flow – потоки наличности), характеризующие оба эти процесса в виде суперпозиции (наложения), то есть перед потенциальным инвестором имеется картина совокупных денежных потоков. В случае производственных инвестиций интенсивность результирующего  потока платежей формируется как  разность между интенсивностью (расходами  в единицу времени) инвестиций и  интенсивностью чистого дохода.

Информация о работе Разработка стратегии антикризисного управления