Разработка стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение разработки стратегии организации как в теории, так и на практике конкретного предприятия.
Предметом исследования является – стратегии организации.
Объектом исследования является – ООО «Михайловский шпалопропиточный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить сущность стратегического менеджмента;
- рассмотреть сущность стратегии организации. Этапы разработки стратегии;
- рассмотреть общие и специфические цели в стратегическом менеджменте;
- изучить сущность стратегического анализа;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик СМ.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы курсовой работы обусловлено значением  стратегии, позволяющей предприятию  выживать в конкурентной борьбе в  долгосрочной перспективе, резко возросло в  последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

 Слово «стратегия»  греческого происхождения и означает  «искусство развертывания войск  в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Единой стратегии для  всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой организации  свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

Целью курсовой работы является – изучение разработки стратегии  организации как в теории, так и на практике конкретного предприятия.

Предметом исследования является – стратегии организации.

Объектом исследования является – ООО «Михайловский шпалопропиточный завод».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих  задач:

- изучить сущность стратегического менеджмента;

 - рассмотреть сущность стратегии организации. Этапы разработки стратегии;

- рассмотреть общие  и специфические цели в стратегическом  менеджменте;

- изучить сущность  стратегического анализа;

-представить характеристику ООО «Михайловский шпалопропиточный завод» и его стратегическую информацию;

-провести изучение  стратегических альтернатив данного  предприятия;

- разработать  стратегии  развития данного  предприятия.

Структурно курсовая работа состоит: из введения – в  котором рассмотрены цель, предметы, объекты, задачи исследования работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы сущности стратегического менеджмента. Во второй главе представлено изучение стратегических альтернатив данного предприятия. В третьей главе разработаны  стратегии развития данного  предприятия.

В ходе написания курсовой работы использовались: методическое пособие по выполнению курсовой работы, учебники, периодика, а также рабочая  документация ООО «Михайловского шпалопропиточного завода».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность стратегического  менеджмента

1.1 Сущность стратегии организации. Этапы разработки стратегии.

 

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  организации и ее производственно-сбытовые нужды [1]. Разработка стратегии обосновывается обширными исследованиями и фактическими данными. Необходим постоянный сбор и анализ огромного количества  информации об  отраслях народного хозяйства,  рынке,  конкуренции и т.п. Рассмотрим этапы разработки стратегии организации.

 Стратегическое управление  можно рассматривать как совокупность  следующих пяти взаимосвязанных управленческих этапов:

-анализ среды; 

-определение миссии  и целей;

-выбор стратегии; 

-выполнение стратегии; 

-оценка и контроль  выполнения.

На первом этапе происходит оценка действия всех факторов внешней  и внутренней среды. Определяется позиция  организации на рынке.

Далее стратегия должна,  прежде всего, обосновывать выбор товара или услуги и доказывать наличие реальной потребности в нем. Выявляются стратегические задачи. После этого определяется масштаб производства или мероприятий по осуществлению услуг и рассматриваются все возможные варианты упрощения этого процесса, а также снижения трудоемкости. Далее стоит уделить внимание распределению ресурсов и поиску гибких решений для сокращения их потребления (как трудовых, так и материальных). Система экономии ресурсов является дополнительной гарантией в случае возникновения неожиданных препятствий. Руководству необходимо быть абсолютно уверенным в том, что финансовых ресурсов с запасом хватит на период, в течение которого затраты превысят получаемый доход. Основой успешного преодоления этапа внедрения может стать только строгий порядок.

Главный акцент в стратегии должен быть сделан на существующий и потенциальный размер рынка одновременно с поиском возможного расширения круга покупателей. Конкурентная позиция может быть оценена путем анализа возможностей дистрибьюторской сети, цен, качества, способности мгновенно реагировать на расширение рыночного потенциала, наличия или отсутствия торгового знака. Возможный стремительный рост всегда должен быть подкреплен достаточным количеством ресурсов и наличности.  В жизненном  цикле товара или услуги стадия зрелости характеризуется постоянным объемом производства, поэтому при составлении стратегии основной аспект внимания смещается от расширения доли рынка к усовершенствованию конкурентной позиции, маркетинговым исследованиям, работе по снижению издержек и установлению особых взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Распределение ресурсов должно подвергаться строгому контролю, возможно наличие внешнего финансирования, а также перераспределение ресурсов в соответствии с открывающимися новыми возможностями. Стратегия поведения на стадии сокращения продаж должна предусматривать максимальное удовлетворение нужд потребителей, поскольку эффективность производства на этом этапе оптимальна в силу накопленного опыта. Конкурентная позиция поддерживается через особые отношения с покупателями, высокий уровень мониторинга и т.п.

Для определения стратегии необходимо формирование стратегического   плана. Он  представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

- выбор миссии и формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

- разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты) [3].

 Процесс  анализ и выбора стратегии,  считается ядром стратегического  управления. С помощью специальных  приемов организация определяет, как она будет достигать своих  целей, и реализовывать свою миссию. Определение стратегии  для  фирмы  принципиально  зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые  общие  подходы  к формулированию стратегии и некоторые  общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Выполнение стратегии  является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного осуществления приводит организацию к достижению поставленных целей. Бывают случаи, когда предприятие не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала. В процессе  реализации  стратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и  осуществляет  закрепленные  за ним функции.

Оценка и  контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемого стратегического менеджмента. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают  вполне определенную  специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей организации. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует  правильность  выполнения стратегического плана,  правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и  приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться  как стратегий, так и целей организации.

Таким образом, стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе [3].

 

1.2 Факторы, влияющие на формирование и содержание базовых стратегий развития бизнеса

 

На основе миссии организации  устанавливаются ее цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

       Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

       а)  определение  целей  фирмы   с  учетом  рыночной  ситуации;

       б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

       в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

       г)  разработка  соответствующих   перспективных  планов  и программ [2].

Цели являются исходным фактором, влияющие на формирование и  содержание базовых стратегий развития бизнеса организации. В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели влияющие на ее стратегии, особенные, как по подбору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, желательное состояние которых наступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

- доходы организации;

- работа с клиентами;

- потребности и благосостояние сотрудников;

- социальная ответственность.

Наиболее распространенными факторами, влияющими на формирование и содержание базовых стратегий развития бизнеса являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, дохода на акцию и т.д.;

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов и т.д.;

- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объёме производимой продукции в единицу времени и т.п.;

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величиной оборотного капитала и т.п.;

- мощности организации,  выражаемые в целевых показателях  касающихся размеров  используемых мощностей, количества единиц техники и т.д.;

- разработка, производство  продукта и обновление технологии;

- работа с покупателями, выражаемая в таких показателях,  как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей  и т.п.

- оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объём благотворительности, сроки проведения благотворительных акции и т.п.

Все вышеперечисленные  факторы, обуславливают важность и  необходимость формирования целей  организации, ведь без них управление становится вообще невозможным. Цель придает осмысленность любым действиям. Общая логическая цепь формирования, содержания и осуществления стратегий  такова: миссия - цели - планы - задания  - функции – итог (контроль за исполнением).

Правильно сформулированные стратегии должны удовлетворять следующим требованиям:

- конкретность - означает, что при определении стратеги необходима точность отражения её содержания, объёма и времени.

- измеримость - означает, что стратегия должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени её достижения;

- достижимость - означает, что стратегии должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей и организации в целом;

- согласованность - означает, что стратегии следует рассматривать не изолированно от миссии и целей, а во взаимосвязи;

- приемлемость - означает, что необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившееся в обществе ценности;

Информация о работе Разработка стратегии организации