Разработка стратегического плана развития предприятия на примере ООО «Транс-экспресс-экспедиция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:33, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.
Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.
Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.77 Мб (Скачать файл)

Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет, при этом в различных источниках его называют и бюджетирование, и долгосрочное планирование, и стратегическое планирование, и стратегическое рыночное управление, и стратегические программы. [4, c.32]

Существует два взгляда на понимание сущности стратегии:

1) стратегия как долгосрочный план достижения цели: определяется конечное состояние, фиксируются действия для достижения данного состояния, составляется план действий с разбивкой по временным интервалам. Выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана

2) стратегия как долгосрочное направление развития компании: понимание стратегии исключает детерминизм в поведении, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. [6, c. 11]

Все стратегические решения должны отвечать трем требованиям, понятным всей организации: опираться на факты; появляться в результате отбора из нескольких вариантов; быть последовательными. [2, c. 148]

Рассмотрим составляющие стратегии компании [2, c. 215]

Рис. 1.4 – Составляющие стратегии компании

 

Рассмотрим этапы разработки и внедрения стратегии: анализ инвестиционной привлекательности отрасли; оценка конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса); финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии. [2, c. 214] Представим факторы, определяющие стратегию.

Рис. 1.5 - Факторы, определяющие стратегию компании

Рассмотрим элементы стратегического выбора в свете порядка разработки стратегии. [6, c. 21]

Стратегическое видение – это маршрут движения компании в будущее: идеальное представление о бизнесе: смысле деятельности и перспективах. Выбор направления развития начинается с осознания: куда компания должна идти; как изменится ситуация в отрасли; как это изменение скажется на положении компании.

Для выбора направления развития компании необходимо оценить ряд важных параметров, среди которых: изменения в сегменте рынка, на котором работает компания, и их влияние на развитие компании; изменение (и появление новых) потребностей покупателей; изменение (и появление новых) потребительских сегментов; новые географические или товарные рынки; имидж компании и будущее компании. [6, c. 22]


 

Рис. 1.6 - Элементы стратегического выбора

 

Видение относится к будущему и теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния организации. Видение в первую очередь нацелено на внутренние субъекты управленческого процесса: менеджеров и сотрудников, поэтому формулирование видения является необходимым условием единения организации и создания корпоративного духа, мотивации, решения долгосрочных задач. [7, c. 203]

Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность в настоящее время: какие товары компания производит, каковы технологические возможности, кто ее клиенты, а главное, в чем отличие организации от конкурентов. Формулировка миссии должна быть удобной для восприятия, содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии. Часто считается, что миссия компании – получение прибыли. Прибыль это, с одной стороны, цель, а с другой – результат деятельности, поэтому, тот факт, что компания стремится к получению прибыли, еще ничего не сообщает о том, в какой сфере и каким образом будет создаваться эта прибыль: эти моменты должны быть отражены именно в миссии.

Миссия должна вырабатываться с учетом истории фирмы, философии бизнеса, стиля поведения и действия собственников и менеджеров, состояния внешней среды организации, ресурсов и отличительных особенностей.

Формулировка миссии содержит описание 3-х элементов: потребности покупателя (которые необходимо удовлетворить); группы покупателей (кто будет объектом обслуживания); действия, технологии, знания (как компания создаст потребительскую ценность). [26, c. 140]

Рассмотрим особенности формулирования миссии компании.

1. Миссия может быть сформулирована  как в виде одной фразы, так  и в виде многостраничного  заявления руководства, в котором  отражаются все аспекты согласования  интересов различных групп.

2. Миссия может быть сформулирована  в широком и узком понимании. В первом случае, миссия определяется в общих терминах без привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п. Миссия, сформулированная в узком варианте, концентрирует цели на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей.

3. Важным является понимание  и принятие миссии большинством  сотрудников компании.

4. Удачная формулировка миссии  должна быть индивидуальной и  подходить только той компании, для которой она разработана.

5. Главным критерием эффективной формулировки миссии является направленность миссии не на продукт, а на определенную потребность клиентов. [6, c. 23]

Миссия бизнеса трансформируется в конкретные результаты и итоги, к которым стремится организация. Одним из существенных решений при планировании является выбор цели организации.

Цель – конечные результаты, которые должны быть достигнуты в будущем, то на что направлены действия и ресурсы [29, c. 326]. Различия между миссией и целями представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Отличительные характеристики миссии и целей компании

Показатели

Миссия

Цели

Временной критерий

Устремлена в будущее, но не имеет временных определений

Всегда предполагают сроки их достижения

Направленность информации

На внешнюю среду: потребителей, общество, регион, их интересы, ценности и ожидания

Внутрифирменная ориентация (улучшение ресурсов, резервов)

Особенности формулировки

Общие термины, которые освещают образ компании, стиль и т.п.

Имеют конкретное выражение результатов

Измеримость

Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения

Цели количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными


 

Цели должны обладать рядом характеристик.

1. Цели должны быть конкретными  для того, чтобы можно было  определить, в каком направлении осуществлять движение.

2. Цели должны быть измеримыми  и сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно  измерить либо объективным способом оценить достижимость.

3. Цели должны быть достижимыми  с точки зрения ресурсов и  возможностей компании.

4. Цели должны устанавливаться  на конкретный горизонт прогнозирования, длительные или короткие временные промежутки.

5. Цели должны быть взаимно поддерживающими и совместимыми. [17, c. 162]

С точки зрения стратегического анализа выделяют финансовые и стратегические цели. Финансовые цели определяют деятельность компании, запланированную и выраженную финансовыми параметрами. Стратегические цели связаны с конкурентной борьбой (например, опережение конкурентов по качеству, улучшение репутации, инновационной составляющей, маркетинга и т.д.) Достижение стратегической цели требует усилий всех подразделений компании. Считается, что сформулированные стратегические цели должны быть амбициозными.

Задачи имеют конкретное измерение и временную привязку.

Программа – это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам. Каждая программа включает различные работы, в ходе которых решается общая задача.

В основании пирамиды лежат ресурсы и способности, необходимые для достижения целей организации, реализации стратегии и для выполнения отдельных программ и проектов.

Таким образом, мы подошли к понятию стратегической программы. Стратегические программы тесно связаны с операционным менеджментом (который является противоположностью менеджмента стратегического).

Стратегические программы – это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых,  научно-исследовательских,  организационно-хозяйственных  и  других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

В качестве стержня выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет существующие программы. [5, c. 154]

 

1.3. Методы построения стратегии развития предприятия

 

Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются эталонными стратегиями.

Таблица 1.2

Эталонные стратегии развития

1.1.Концентрированный рост (за счет продукта или рынка)

1.1.1.Усиление позиции на рынке

1.1.2.Развитие продукта 

1.1.3.Развитие рынка 

Продукт – существующий; Рынок – существующий;

Внутри отрасли.

Продукт – новый;

Рынок – существующий;

Внутри отрасли

Продукт – существующий;

Рынок – новый;

Внутри отрасли

Стимулирование увеличения объёма потребления существующими потребителями (средства продвижения, расширение каналов товародвижения, ценовая конкуренция).

Стратегия охватывает следующие возможности:

  • Товары принципиально новые на рынке
  • Квазиновые продукты, являющиеся модификациями известных продуктов
  • Продукты новые только для данного предприятия («me too»).
  • Проникновение в другие сегменты;
  • Организация торговой или торгово-производственной деятельности на новых территориях, что расширяет и границы сбыта.

1.2. Диверсификация (стратегия, связанная  с коренным изменением стратегических  зон бизнеса и товарного ассортимента  фирмы)

1.2.1. Концентрированная диверсификация

1.2.2.Горизонтальная диверсификация 

1.2.3.Конгломератная диверсификация

Продукт – частично новый;

Рынок – частично новый;

Выход за рамки отрасли за счет внутреннего развития

Продукт – новый;

Рынок – частично новый;

Выход за рамки отрасли в смежные по горизонтали.

Продукт - новый

Рынок - новый

Переход в другую отрасль

  • Существующее производство остается основным, а новое возникает на базе исследования его дополнительных возможностей
  • Новая продукция технологически не связанная с существующей, но ориентированная на потребителя основного продукта, как правило, это сопутствующ. продукт существующему.
  • Новая продукция технологически не связана с существующей и реализуется на новом рынке.

1.3..Интегрированный рост (за счет  присоединения смежных отраслей)

1.3.1.Обратная вертикальная интеграция 

1.3.2.Вертикальная интеграция вперед

1.3.2. Стратегия горизонтальной интеграции

Интеграция с поставщиком по цепочке добавленной стоимости

Интеграция с покупателем по цепочке добавленной стоимости

Интеграция с конкурентом

  • Усиление контроля над поставщиками (создание зависимых и дочерних предприятий) или поглощение поставщика.
  • Усиление контроля над системами распределения и продажи (создание зависимых и дочерних предприятий) или поглощение посредника.
  • Усиление контроля над предприятиями, производящими аналогичную продукцию или поглощение их.

2. Целенаправленные сокращения

2.1.»Сбор урожая»

2.2.Сокращение расходов

2.3.Сокращение объемов

2.4.Ликвидация

Максимально долгое присутствие на рынке того же продукта без изменений, с последующей продажей бизнеса

Присутствие на рынке со значительным снижением издержек, избавлением от непрофильных активов, оптимизацией товарной линейки

Продажа части предприятий для мобилизации ресурсов

Уход с рынка, прекращение производства.

Является вынужденной стратегией.

Осуществляется при спадах и кардинальных потрясениях в экономике, ведущая к серьезным изменениям конъюнктуры рынка, а так же, когда организация нуждается в перегруппировке сил после длительного роста или в связи с необходимостью повышения эффективности.

Стратегия сокращения заключается в том, что организация закрывает или продает одно или несколько своих подразделений, филиалов, дочерних фирм. Преследуется цель экономии средств и сокращения непроизводительных затрат за счет отсечения неэффективных звеньев.


 

Рассмотрим их состав на следующем рисунке. [3, c. 32]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.7 – Эталонные стратегии

 

Существует и иная классификация стратегий развития, которые тесно связывают с конкурентными стратегиями. [6, c. 59]

Таблица 1.3

Характеристики конкурентных стратегий

Наименование

Продуктовая дифференциация

Рыночная сегментация

Отличительная компетентность

Ценовое лидерство

Низкая (в основном по цене)

Низкая (массовый рынок)

Производство и управление материалами

Дифференциация

Высокая (в основном по свойствам)

Высокая (много рыночных сегментов)

НИОКР, сбыт и маркетинг

Фокусирование

От низкой до высокой (цены или свойства)

Низкая (один или немного сегментов)

Все виды отличительной компетентности


 

Стратегии конкуренции это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий: ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке; дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов; фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.

Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании. На практике конкурентные стратегии требуют дополнений. [6, c. 58]

1. Кроме лидерства по ценам  существует стратегия оптимальных  издержек повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже.

2. Реализация стратегии фокусировки  возможна двумя путями: фокусировка на базе низких издержек; фокусировка на базе дифференциации продукции.

3. Возможны варианты объединения  стратегии ценового лидерства  и дифференциации. Методами снижения издержек при дифференциации является широкое применение стандартных узлов и деталей, снижение маркетинговых расходов. Компании назначают премиальную цену по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора.

Информация о работе Разработка стратегического плана развития предприятия на примере ООО «Транс-экспресс-экспедиция»