Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:33, дипломная работа
Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.
Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.
Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.
Рассмотрим содержание базовых конкурентных стратегий.
Ценовое лидерство это возможность предложить более низкую цену при том же уровне прибыли, а в условиях ценовой войны способность выдержать конкуренцию благодаря лучшим стартовым условиям.
Дифференциация предполагает достижение конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. [13, c. 184]
Фокусировка предполагает работу с ограниченной группой сегментов, в рамках которых реализуется дифференциация или низкоценовой подход.
Стратегия оптимальных издержек требует от компании опыта и возможностей одновременного снижения издержек и дифференциации товара. Цель состоит в том, чтобы предложить потребителю товар высокой ценности, отвечающий ожиданиям по основным свойствам и превосходящий ожидания по цене.
Таблица 1.4
Характеристика этапов жизненного цикла отрасли
Наименование |
Характеристика отрасли |
Особенности |
Стратегия компании |
Задачи компании |
Формирующаяся отрасль |
|
|
|
|
Динамичный рынок |
|
|
|
|
Замедление роста |
|
|
|
|
Зрелая отрасль |
|
|
|
|
Этап спада в отрасли |
|
|
|
|
Стратегия инвестиций предполагает развитие ресурсов и формирование конкурентных преимуществ. Выбор стратегии инвестиций зависит от двух факторов: конкурентной позиции компании в отрасли (определяется, долей рынка и наличием отличительных преимуществ); стадии жизненного цикла отрасли. Подобно товару, отрасль проходит несколько стадий в процессе своего существования: зарождение, рост, замедление роста, зрелость и закат. [6, c. 63]
Рассмотрим соотношения между стадией жизненного цикла, конкурентной позицией и инвестиционной стратегией для одиночного бизнеса. [6, c. 64]
Таблица 1. 5
Выбор стратегии инвестирования
Стадия жизненного цикла отрасли |
Сильная конкурентная позиция |
Слабая конкурентная позиция |
Зарождение отрасли:
|
Создание рынка |
Создание рынка |
Рост отрасли:
|
Рост рынка: расширение рынка, закрепление позиций, новые входы, стратегия ценового лидерства или дифференциации |
Концентрация рынка: выбор рыночного сегмента, удержание позиций, стратегия фокусировки |
Замедление роста отрасли:
|
Рост рынка: необходимы ресурсы для |
Концентрация рынка: удержание позиций, «сбор урожая», ликвидация |
Зрелость отрасли:
|
Стратегии поддержки бизнеса или «сбор урожая» |
Стратегии выхода из отрасли: «сбор урожая», раздевание, ликвидация |
Спад отрасли |
Снижение активности, концентрация рынка, «сбор урожая» |
Стратегии выхода из отрасли: раздевание или ликвидация |
Таким образом, нами рассмотрены стратегии развития предприятия.
Необходимо исследовать методы построения стратегий.
Методы построения стратеги предприятия отражены во многих литературных источниках. Различные авторы, описывающие основные принципы стратегического планирования, сходятся во мнении, что выбор миссии и целей организации является ответственным решением при стратегическом планировании.
Важнейшим этапом при разработке стратегии является выбор той или иной стратегии на основе базовых моделей.
Кроме SWOT-анализа, матрицы БКГ и некоторых других матриц стратегического планирования, в компаниях широко используются также альтернативные подходы к разработке стратегии.
1. Анализ трех «К» (3 Cs Analysis)
Основная задача стратегии – выгодное позиционирование компании по отношению к конкурентам на основе ее явных преимуществ и лучшего качества обслуживания. Хорошую стратегию отличают: четко определенный рынок; соответствие преимуществ компании потребностям рынка; превосходящие показатели компании в основных сферах деятельности, за которые идет конкурентная борьба.
Вместе эти три «К» («Компания», «Клиенты», «Конкуренты»), составляют треугольник стратегии.
Для разработки стратегического плана необходимо учитывать сложившиеся и желаемые отношения между «Компанией» (имеющиеся и потенциальные сильные и слабые стороны), ее «Клиентами» (обслуживаемых и необслуживаемых) и «Конкурентами» (имеющихся и потенциальных). Главная цель – максимальное положительное выделение на фоне последних путем определения: где вести конкуренцию (формулировка рынка); как вести конкуренцию (выявление средств конкуренции); когда вести конкуренцию (выбор времени для конкурентных акций). [16, c. 25]
2. Три ценностных критерия.
Маркетологи Майкл Трейси и Фред Вирсема предлагают ориентировать стратегическое планирование на один из трех ценностных критериев: отлаженность операционной деятельности; доверительные отношения с клиентами; превосходство продукта.
Отлаженность операционной деятельности должна обеспечивать лучшие цены в отрасли. Таким образом, основная задача оптимизации бизнес-процессов – увеличить КПД и снизить стоимость для потребителей (по мнению авторов, прибыль в данном случае должна поступать за счет снижения затрат, а не за счет увеличения цен).
Второй источник роста – управление клиентскими отношениями. Компании, стремящиеся к доверительным отношениям с клиентами, приспосабливают свои продукты к потребностям сегментов рынка.
Если первые два критерия в чем-то аналогичны родовым стратегиям Майкла Портера, то третий можно назвать инновационным – во всех смыслах этого слова. Наконец, компании, руководствующиеся стратегией превосходства продукта, делают ставку на регулярное и быстрое внедрение новинок. [19, c. 73]
3. Анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера
Эта модель анализа рыночных сил, которые могут как угрожать предприятию, так и открывать для него возможности роста, была предложена профессором Майклом Портером четверть века назад. Благодаря своей простоте и логичности она широко используется по сей день.
Данная модель характеризует пять основных структурных свойств, определяющих динамику конкурентной борьбы отрасли и, соответственно, ее рентабельность, а именно: покупателей, поставщиков, потенциальных новых участников рынка, потенциальное замещение товарами другой отрасли и соперничество между конкурентами. [22, c. 62]
Практическое применение модели предполагает прохождение двух этапов анализа:
Автор концепции. Майкл Портер – профессор Гарвардской школы бизнеса, ведущий специалист в области стратегии конкурентной борьбы и экономического развития.
Рис.1.8 – Модель пяти сил М. Портера
4. Сеть ценностей (Value Net)
Авторы данной концепции расширяют модель пяти сил за счет рассмотрения роли дополнительных участников рынка. Дополнительные участники – компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают комплементарные (дополнительные к основному продукту) товары или услуги. Рассматривая сотрудничество с производителями комплементарных товаров в целях увеличения прибыли, необходимо учитывать, что в конечном итоге они могут превратиться в конкурентов.
5. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix). Матрица оценки возможностей используется для определения рынков, которые организация может обслуживать для получения дополнительной прибыли. Под возможностями, таким образом, подразумеваются новые типы или классы покупателей, неудовлетворенные потребности клиентов или новые способы удовлетворения их потребностей.
Качественный этап оценки возможностей состоит в оценке соотношения между привлекательностью новой возможности и способностью компании освоить данную рыночную нишу. Привлекательность оценивается по пяти параметрам: интенсивность конкурентной борьбы; уровень запросов потребителей; количественная оценка спроса (и возможностей его удовлетворения); характеристика конъюнктуры с точки зрения социальных, политических, экономических и технологических условий; способности и ресурсы организации.
6. Матрица рисков. Риск – это угроза, возникающая за счет неблагоприятных тенденций или развития событий, которые при отсутствии защитных маркетинговых мероприятий могут привести к снижению продаж или прибыли. В рамках данной модели риски классифицируются в зависимости от их серьезности и вероятности так, что получается матрица 2x2. [33, c. 12]
Риски, несущие большую опасность и имеющие высокую вероятность, являются основными угрозами благополучию компании. Их важно не просто предусмотреть – необходимо заранее подготовить план действий при непредвиденных обстоятельствах.
Незначительные и маловероятные риски являются второстепенными, и их можно игнорировать. Риски, расположенные в верхнем правом и нижнем левом углах, не требуют отдельного плана действий при непредвиденных обстоятельствах, однако, их необходимо контролировать, чтобы они не переросли в критические. [28, c. 93]
Являясь ключевой для области риск-менеджмента в целом, данная методика фигурирует и в классических работах Филиппа Котлера.
7. Стратегические группы. Данная модель определяет конкурентов компании через призму того, какие конкурентные стратегии они используют в своей работе. Данный подход хорош для определения и анализа конкурентов, так как члены одной стратегической группы не только схожи, но и в одинаковой степени подвержены любым имеющимся изменениям конъюнктуры. В результате, они, скорее всего, одинаково отреагируют на конкурентные риски и действия.
Конкурентную стратегию компании можно определить с помощью нескольких параметров, которые отличают ее от других представителей отрасли. Эти параметры подразделяются на две группы факторов: сферу деятельности и ресурсную политику.
Выводы по первой главе. Стратегическое планирование – это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия организации на рынке. Стратегическое планирование представляет собой непрерывный и динамичный процесс управления изменениями.
Этапы стратегического планирования включают в себя: стратегический анализ; стратегический диагноз; поле стратегических действий; стратегический выбор и утверждение; собственно стратегическое планирование; реализация стратегии, учет; стратегический контроллинг.
Принципы стратегического планирования: высший менеджмент должен использовать принципы стратегического планирования; заинтересованность всех менеджеров в долгосрочных результатах; ожидаемый эффект от принятия решения должен фиксироваться и измеряться количественно.
Стратегическая программа – один из элементов стратегического выбора, к которым относятся: видение; миссия; стратегические цели; стратегические задачи; стратегические программы; ресурсы и возможности.