Роль контроллинга в антикризисном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение роли контроллинга в антикризисном менеджменте.
Данная цель обусловила формирование и решение следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность контроллинга;
• проанализировать процесс контроля в ЗАО «Тигарбо» и выявить его особенности;
• уточнить проблемы внедрения контроля;
• предложить основные направления совершенствования управленческого контроля в ЗАО «Тигарбо».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1
Теоретико-методические основы повышения эффективности антикризисного менеджмента на предприятии, за счет внедрения системы контроллинга
1.1 Понятие, сущность и виды контроллинга…………………………………..4
1.2 Назначение контроллинга для целей антикризисного управления………..7
Глава 2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Тигарбо»……………………11
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Тигарбо»…………………………………………………………………..14
2.3 Организация системы контроллинга на предприятии…………………….20
Глава 3
Совершенствование эффективности контроллинга на ЗАО «Тигарбо»
3.1 Основные проблемы контроля на ЗАО «Тигарбо»………………………..23
3.2 Направления повышения эффективности контроллинга………………....28
Заключение…………………………………………………………………...…33
Список использованной литературы………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Практике антикризисного м-та.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Практика антикризисного менеджмента»

на тему: Роль контроллинга в антикризисном менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы ЗМТ-401

Сазонова И.А.

Научный руководитель

Валькова Е. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,

2012 г.

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1

Теоретико-методические основы повышения эффективности  антикризисного менеджмента на предприятии, за счет внедрения системы контроллинга

1.1 Понятие,  сущность и виды контроллинга…………………………………..4

1.2 Назначение контроллинга для целей антикризисного управления………..7

Глава 2

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

2.1 Общая характеристика  деятельности ЗАО «Тигарбо»……………………11

2.2 Анализ  основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности ЗАО «Тигарбо»…………………………………………………………………..14

2.3 Организация  системы контроллинга на предприятии…………………….20

Глава 3

Совершенствование эффективности  контроллинга на ЗАО «Тигарбо»

3.1 Основные  проблемы контроля на ЗАО «Тигарбо»………………………..23

3.2 Направления  повышения эффективности контроллинга………………....28

Заключение…………………………………………………………………...…33

Список использованной литературы………………………………………..35

Введение

В условиях развития рыночных отношений в экономике  Российской Федерации, нарастания объемов  промышленного производства все большее значение приобретает осуществление действенного контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий со стороны их собственников и руководителей. Особую роль в решении данной проблемы играет контроллинг, который создает информационную основу детального изучения и разносторонней оценки деятельности хозяйствующего субъекта, что обеспечивает реализацию посредством контроля таких важнейших функций управления как планирование и регулирование. При этом основным критерием действенности контроля является эффективное управление производственными и финансовыми ресурсами.

Контроль  является основной функцией управления организации. Контроль - это процесс  обеспечения достижения организацией своих целей. Руководители начинают осуществлять данную функцию с того момента, как они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Отсутствие контроля ведет за собой возникновение беспорядка в организации, а, следовательно, мешает достижению поставленных целей.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли контроллинга в антикризисном менеджменте.

Данная цель обусловила формирование и решение  следующих задач:

    • раскрыть понятие и сущность контроллинга;

    • проанализировать процесс контроля в ЗАО «Тигарбо» и выявить его особенности;

    • уточнить проблемы внедрения контроля;

    • предложить основные направления совершенствования управленческого контроля в ЗАО «Тигарбо».

Объектом исследования является процесс контроллинга на предприятии ЗАО «Тигарбо» и формы его осуществления.

Предметом исследования являться система контроллинга предприятия.

Методы исследования: экономический анализ, синтез, статистический анализ, структурно-функциональный метод.

Глава 1

Теоретико-методические основы повышения эффективности  антикризисного управления предприятием за счет внедрения системы контроллинга

1.1 Понятие, сущность  и виды контроллинга

Слово «контроль» как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-либо. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, означало бы упустить из виду основную задачу управления.1

Одна из важнейших  причин необходимости осуществления  контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Контроль  не может оставаться прерогативой исключительно  менеджера, назначенного «контролером» и его помощников.2

Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

По форме  осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и  ту же цель: способствовать тому, чтобы  фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Контроллинг важен и необходим не только в  связи с активным освоением у  нас современной теории управления, но и реформированием властных структур и делегированием более широких  полномочий муниципальным учреждениям  и предприятиям.

Контроллинг - система экономических инструментов для эффективного управления предприятием, с помощью которых можно определить его цели и постоянно следить за степенью их достижения. Разные предприятия ставят перед собой различные цели. Именно поэтому контроллинг призван обеспечивать разнообразные инструменты для контроля за их производственно-хозяйственной деятельностью, поскольку набора средств, одинаково успешно применимого на всех предприятиях не существует. Контроллер на предприятии постоянно сравнивает достигнутые результаты с плановыми показателями и может в любое время установить реальное положение предприятия, его соответствие намеченному курсу.

В основе контроллингового цикла регулирования лежит следующий  процесс:

    • целеполагание - идеальные и реальные цели;

    • планирование - стратегическое и оперативное;

    • сравнение сделанного и намеченного;

    • анализ выявленных «узких мест» деятельности организации, ее экономического роста, анализ отклонений от плана;

    • корректирующие мероприятия, управление, инновации.

Контроллинг обеспечивает стабильность и долгосрочное существование предприятия. Согласование, управление и достижение целей происходит внутри самоуправляющейся системы. Работа данной системы в заданном режиме свидетельствует о ее нормальном развитии.

Контроллинг активно содействует рационализации информационных потоков на предприятии. Благодаря постоянному сопоставлению полученных результатов с намеченными целями, контроллинг позволяет предприятию эффективно использовать ресурсы и быстро адаптироваться к изменениям, что превращает контроллинг в очень эффективный управленческий инструмент.3

Предприятие формулирует свои цели и прокладывает курс при помощи стратегического  контроллинга. Оперативный же контроллинг  отслеживает прохождение по маршруту. В том и другом поле контроллинга возникают задачи по планированию и контролю. Для их успешного решения применяют соответственно стратегическое планирование и стратегический контроль, оперативное планирование и оперативный контроль, опирающиеся на управленческую информационную систему предприятия. Стратегическое планирование призвано направлять усилия предприятий на выгодные рынки, где будут востребованы их услуги. Оно помогает выявлять будущие потенциальные возможности (равно как и опасности, для их предотвращения), а также ключевые факторы успеха и разрабатывать на их основе стратегии, что сделать очень непросто.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что  контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Контроль делится на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой, ее результатами и вносят, по мере необходимости, изменения в деятельность.

1.2 Назначение контроллинга для целей антикризисного управления

Контроллинг - это создание такой системы управления, которая позволила бы «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития. Для этого необходимо, в первую очередь, установить качественные и количественные цели предприятия (первая задача стратегического контроллинга). Установление стратегических целей начинается с анализа информации о внешних и внутренних условиях его функционирования.4

Учитывая, что  на этапе стратегического управления прогноз экологических, социальных, политико-экономических условий  играет важнейшую роль, анализ внешней  и внутренней сферы предприятия должен включать следующие направления. Качественные и количественные формулировки цели показывают направление, в котором движется фирма. Качественная цель (руководящая) рассчитана на близкие и дальние перспективы. Она должна выполнять функцию фильтра, через который просеиваются решения, вписывающиеся и не вписывающиеся в общую стратегию. Цель, определенная количественно и выраженная конкретными показателями, - это то, что фирма должна достичь за определенный период времени.

Отслеживание и сопровождение антикризисных мероприятий наиболее эффективно проводить с внедрением и использованием системы контроллинга на предприятии.5

В настоящее  время наиболее полно функции  прогнозирования будущих кризисных  ситуаций и антикризисного управления может выполнять система контроллинга, под которой в данном случае понимается механизм «управления управлением». Контроллинг представляет собой синтез постоянного мониторинга значимых изменений, контроля, экономического анализа и диагностики финансового состояния, планирования, организации информационных потоков для принятия управленческих решений. Контроллинг направлен на ускорение процесса обработки информации и принятия решений. Задачами контроллинга являются концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание системы управления, а также подготовка аналитической информации для принятия управленческих решений.

В целях прогнозирования  будущих кризисных ситуаций и  антикризисного управления целесообразно  разработать и внедрить две системы: стратегический и оперативный контроллинг.

Стратегический  контроллинг обычно рассматривается  как часть стратегического управления, он направлен на прогнозирование  возможных кризисных ситуаций и  их предотвращение. Его целью является создание продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращению кризисных ситуаций. Оперативный контроллинг в антикризисном управлении предполагает подготовку решений по быстрому реагированию на негативные изменения внешней и внутренней среды. Он позволяет выявить нарушения стандартов деятельности, сформулированных в процессе стратегического контроллинга, и подготовить информацию для принятия корректирующих решений путем адаптации стандартных алгоритмов к конкретной ситуации.6

Основное  внимание в оперативном антикризисном контроллинге целесообразно уделять: мониторингу финансово-экономического состояния; управлению оборотным капиталом; управлению затратами и инвестициями.

Информация о работе Роль контроллинга в антикризисном менеджменте