Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли контроллинга в антикризисном менеджменте.
Данная цель обусловила формирование и решение следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность контроллинга;
• проанализировать процесс контроля в ЗАО «Тигарбо» и выявить его особенности;
• уточнить проблемы внедрения контроля;
• предложить основные направления совершенствования управленческого контроля в ЗАО «Тигарбо».
Введение..................................................................................................................3
Глава 1
Теоретико-методические основы повышения эффективности антикризисного менеджмента на предприятии, за счет внедрения системы контроллинга
1.1 Понятие, сущность и виды контроллинга…………………………………..4
1.2 Назначение контроллинга для целей антикризисного управления………..7
Глава 2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Тигарбо»……………………11
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Тигарбо»…………………………………………………………………..14
2.3 Организация системы контроллинга на предприятии…………………….20
Глава 3
Совершенствование эффективности контроллинга на ЗАО «Тигарбо»
3.1 Основные проблемы контроля на ЗАО «Тигарбо»………………………..23
3.2 Направления повышения эффективности контроллинга………………....28
Заключение…………………………………………………………………...…33
Список использованной литературы………………………………………..35
4. Отсутствие компьютерных программ, позволяющих
намного быстрее
осуществлять некоторые виды работ.
Так, например, в отделе контроллинга, финансового анализа и развития ЗАО «Тигарбо» работники вручную через Excel вводят карточки по должникам. Этот процесс занимает много времени, которого итак иногда не хватает. Если бы на предприятии был внедрен управленческий учет, то можно было всю работу делать в программе 1С, однако действующая программа 1 С «Управление производственным предприятием» на ЗАО «Тигарбо» внедрена не во все структурные подразделения. Установка и сопровождение данной программы в отделе контроллинга, финансового анализа и развития ЗАО «Тигарбо» была намечена на ноябрь 2009 г., однако в условиях финансового кризиса установка была отложена.
5. Смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные.
На предприятии действует кадровая политика, направленная на омоложение квалифицированного персонала. Работа с кадрами является неотъемлемой частью общей стратегии развития комбината. Главная цель кадровой политики - обеспечение предприятия квалифицированными кадрами в соответствии с развитием потребностей производства.
6. План поставок продукции и закупок необходимых материальных ценностей формируется на основании прошлогодних цен. Вследствие допущенных искажений по ценам возникает существенная разница в стоимости материальных ценностей, которая оказывает влияние на финансовое обеспечение плана продаж продукции и закупок. Чтобы не допускать расхождения в ценах, не обходимо осуществлять контроль цен при формировании планов.
7. Делегирование полномочий. На предприятии ЗАО «Тигарбо» возникают случаи, когда руководитель не желает делегировать полномочия подчиненным. Он считает, что может сделать эту работу лучше подчиненного. В результате руководитель тратит время на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, а другие обязанности руководитель уже не сможет выполнять также хорошо.
8. Отсутствие потенциального функционального замещения.
Если один из работников ЗАО «Тигарбо», осуществляющий контрольные функции отсутствует на работе, то никто вместо него не станет выполнять его обязанности, включая контроль. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного - двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия.
9. Отсутствие документального подтверждения выполнения контрольной работы.
Не всегда работники ЗАО «Тигарбо» добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, связанные с контролем. Чтобы подтвердить исполнение этих функций, каждое должностное лицо предприятия должно регулярно отчитываться в письменной форме и ставить свою подпись. Такие отчеты должны поступать в определенный координационный центр ответственности. Лицо, проверяющее данные отчеты, также должно ставить свою подпись, свидетельствующую о том, что они проверены. Выполнение этого правила позволит координировать и контролировать работу звеньев системы контроля.
Таким образом, несмотря на высокоорганизованный контроль исполнения в ЗАО «Тигарбо» возникают некоторые проблемы, основными из которых являются: отсутствие информации при принятии решений; не в полном объеме используются аспекты корпоративной культуры, такие как характер коммуникаций и степень координации; возникновение в процессе коммуникации помех, влияющих на составление стратегического плана и работу над инвестиционными проектами; отсутствие компьютерных программ в некоторых подразделениях ЗАО «Тигарбо», позволяющих намного быстрее осуществлять некоторые виды работ; смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные; формирование плана поставок и закупок на основании прошлогодних цен; нежелание руководителя делегировать полномочия подчиненным; делегирование обязанностей подчиненному, не компетентному в данном вопросе; отсутствие потенциального функционального замещения; отсутствие документального подтверждения выполнения контрольной работы.
3.2 Направления
повышения эффективности
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.14
Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управлении. Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками. Поэтому контроллинг занимает важное значение в процессе антикризисного управления.
Причины недостаточной
эффективности контролллинга
Для осуществления качественного контроля и достижения определенных целей в контрольной деятельности необходимо проводить на ЗАО «Тигарбо» постоянную аналитическую работу. Причем не на конечной стадии контроля, а в процессе выполнения планов. Это необходимо для того, чтобы помочь успешному осуществлению задач, предупредить возможные ошибки и недостатки.
Задача контроля состоит
в выполнении фактического состояния
какого-либо процесса, сопоставления
его с намеченными целями, оценка
ситуации и предложении при необходимост
Для совершенствования контроллинга необходимо ввести управленческий учет.
Управленческий учет
- это новый вид деятельности в
системе управления. Его цель - обеспечение
управленческого звена
С развитием технических
средств информационного обеспе
Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла - при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации.16
Внедрение управленческого учета на ЗАО «Тигарбо» позволит руководителям подразделений получать все необходимые сведения каждый день, а бухгалтерам в конце месяца - все данные, которые требуются для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Обеспечение руководства всех уровней достоверной и своевременной информацией для принятия решений - это одна из основных функций управленческого учета.
Система управленческого учета и отчетности предоставляет информацию как для внутреннего контроля и принятия управленческих решений, так и для удовлетворения интересов внешних пользователей информации.
К совершенствованию контроллинга на ЗАО «Тигарбо» можно отнести создание высокой организационной культуры.
Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписанными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Высокая организационная культура способствует тому, что организация выступает сильной устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, следовательно организация обладает сильной организационной культурой.
ЗАО «Тигарбо» будет добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечат стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные технологии эффективны, когда они «наполняются» культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.
Также к направлениям совершенствования контроллинга на ЗАО «Тигарбо» можно отнести введение должности директора по управлению знаниями.
Должность директора по управлению знаниями появилась как ответ на ряд внутренних и внешних потребностей бизнеса, в том числе требований, обусловленных расширением использования знаний.
В управленческой иерархии уровень директора по управлению знаниями соответствует уровню директора по информационным технологиям, главе отдела кадров и другим подобным должностям. Большинство директоров по управлению знаниями заняты созданием конкретных программ, сосредоточиваясь при этом на выполнении таких работ, как:
Выполняя указанные работы, директор по управлению знаниями помогает любому члену организации использовать знания и умения других людей и их групп, чтобы улучшить результаты работы, обеспечить профессиональный рост сотрудников и более полное удовлетворение требований клиентов.
Заключение
В результате проведенного исследования, очевидно, что контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Информация о работе Роль контроллинга в антикризисном менеджменте