Роль лидера в организационном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
Изучить современные теории лидерства;
Раскрыть роль лидера в организационном управлении.
Исходя из целей курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать, современны концепции лидерства;
Показать роль лидера в организационном управлении посредством проведения анализа и описания компаний.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...………2-3
Глава I Современные теории лидерств…………………………………..…..4-12
1.1.Концепция атрибутивного лидерства………………………..…….4-7
1.2.Концепция харизматического лидерства…….………...…………8-10
1.3.Концепция преобразующего лидерства…….………...…………11-12
Глава II Роль лидера в организационном управлении……………………..13-36
2.1. Роль лидера в управлении организационной культурой………13-20
2.2. Роль лидера в управлении персоналом…………………………21-25
2.3.Роль лидера в управлении коммуникацией и внешними связями……………………………………………………………………..…26-36
Заключение…………………………………………………………...………37-39
Список использованной литературы…………………………………..……40-41

Вложенные файлы: 1 файл

конечный результат.docx

— 95.51 Кб (Скачать файл)

В организации возникают  как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована  на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем  групповой динамики19.

Эффективной может быть как  формальная коммуникация, так и неформальная.

Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных  сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.

Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в  ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к  искажению этой информации.

Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников поключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.

В зависимости от влиятельности  неформальных лидеров и степени  их лояльности официальному руководству  организации, доверия и согласия с управленческими решениями  и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной  сети.

Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными  лидерами.

Неформальные лидеры выполняют  функции хранителей и передатчика  информации. Они заполняют «пустоты»  формальной коммуникации, объясняют  и истолковывают сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную информацию об организации и ее членах. Фактически они формируют общественное мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на создание имиджа представителей менеджмента.

Итак, барьерами, которые  препятствуют эффективной организационной  коммуникации, являются:

  • Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.
  • Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации.
  • Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.
  • Потеря и искажение смысла сообщений посредниками.
  • Феномен группового мышления20.

Одним из примеров, показывающим, на сколько велика роль лидера в управлении организационной коммуникацией является  Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - ведущий производитель соков и молочных продуктов в России. Компания была основана в 1992 г.

Сегодня в компанию входит 30 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В  компании работает более 17 тысяч человек.

Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.

«Вимм-Билль-Данн» владеет диверсифицированным портфелем торговых марок, охватывающим более 1100 типов молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных напитков. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке молочной продукции. В этом сегменте доля компании по 24 крупнейшим городам России за 2005 год составила 34% по данным AC Nielsen.

«Вимм-Билль-Данн» является не региональным и не московским, а общенациональным российским производителем. Стратегия ВБД – производить молочные продукты в том регионе, где они потребляются. Программа развития компании предполагает увеличение числа именно региональных предприятий. В российских регионах у ВБД есть сильная производственная база, особенно после завершения (в 2003 году) комплексной программы модернизации предприятий.

В 2002 г. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» стала первой российской компанией-производителем продуктов широкого потребления, разместившей свои ценные бумаги (АДР третьего уровня) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Одним из главных условий участия в торгах является абсолютная прозрачность активов компании21.

Компания «Вимм-Билль-Данн» получила Гран-при за лучшее качество связей с инвесторами в целом среди компаний с низким и средним уровнем капитализации, а также награду Лучшему специалисту по связям с инвесторами среди компаний с низким и средним уровнем капитализации, присужденные IR magazine совместно с Объединением Специалистов по Связям с Инвесторами (ОССИ) по результатам 2004 г.

18 мая 2006 г. служба рейтингов  корпоративного управления Standard & Poor’s объявила о повышении рейтинга корпоративного управления ВБД с 7 до 7+ (7.3 и 7.7 по российской шкале соответственно), что является самым высоким рейтингом в России. Повышение рейтинга свидетельствует об эффективной работе Совета директоров, в частности, о реальном влиянии независимых директоров на процесс принятия решений и о приверженности контролирующих акционеров высоким стандартам корпоративного управления.

Пластинин Сергей Аркадьевич возглавляет Совет директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с мая 2010 года. С 2001 по 2006 год Сергей Пластинин был Председателем Правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», исполняя функции главного должностного лица нашей Компании, а также являлся членом Совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с мая 2001 года. Сергей Пластинин - основатель и генеральный директор ряда компаний в сфере агробизнеса, недвижимости и индустрии моды22.

Эта компания выбрана не случайно. Во-первых, за сравнительно недолгий срок существования ВБД смогла добиться внушительных результатов в популяризации  себя и своей продукции. Во-вторых, за всю свою историю компания не раз прибегала к довольно оригинальным и разнообразным PR -методам для достижения своих целей. И, наконец, сама по себе разносторонняя PR -деятельность компании Вимм-Билль-Данн заслуживает внимания.

Активное PR -участие компании во всех сферах общественной жизни отличается постоянством присутствия и высокой информативной содержательностью. Складывается впечатление, что ВБД всегда придумывает что-то новое. Причем, если разобраться, это «новое» взято из западного опыта, однако впервые в России различные стратегии применяет именно ВБД.

Предельная корректность и осторожность ВБД в общении  с представителями государственных  структур вызывает восхищение работой  ПР-службы компании. ПР-служба ВБД (Департамент по связям с общественностью) исключительно активна во всем, что касается государственных изменений в сфере производства пищевых продуктов. А это, в свою очередь, также способствует поддержанию позитивного имиджа компании.

Вот один пример: в 2001 году Государственный  таможенный комитет РФ выяснил, что  многие российские производители соков  ввозят импортный концентрат в Россию по заниженной цене, уклоняясь, таким  образом, от уплаты таможенных пошлин. В итоге ГТК РФ в октябре 2001 года направил во все региональные таможенные управления письма, содержащие указание «обеспечить проверку заявленной таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарной подгруппе 2009, и в случае выявления фактов занижения таможенной стоимости указанных товаров принять меры к довзысканию неуплаченных платежей в установленном порядке»23.

И здесь интересно проследить реакцию компании ВБД. Что делает Департамент по связям общественности компании? Руководитель Департамента сразу же заявляет следующее:

«Наша компания осуществляет закупку концентрированных соков  по ценам, полностью соответствующим диапазону, названному в письме ГТК РФ. Учитывая те объемы, в которых это делает "Вимм-Билль-Данн", а также нашу безупречную репутацию и долгое сотрудничество с партнерами-поставщиками, мы уверены в том, что получаем от них наиболее оптимальные цены. …. Наша компания считает требование ГТК разумным и небезосновательным: в результате принятых мер, прежде всего, повысится ответственность производителя за качество продукции, а недобросовестные производители будут вынуждены покинуть рынок»24.

В то же время против действий таможенного комитета высказывается  Российский союз производителей соков (РСПС), объединяющий крупные и средние  компании-производители, утверждая, что  ГТК РФ завышает реальные цены на концентраты, таким образом, повышая таможенные пошлины. Разумеется, компания ВБД –  один из основных участников РСПС.

Таким образом, очевидно, что  ВБД ни в коем случае не вступает в открытый спор или конфликт с представителями государственной власти, а проводит крайне осмотрительную политику.

  • Вимм-билль-данн» начал сотрудничество с «аэрофлотом» по поставке соков и морсов.

15 июня 2010 года, Москва. —  Крупнейший российский производитель  полезных для здоровья продуктов  питания компания «Вимм-Билль-Данн» и крупнейший российский авиаперевозчик ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» объявляют о начале сотрудничества в рамках совместной программы «Здоровое питание в воздухе и на земле»25.

Компания «Вимм-Билль-Данн» была выбрана в качестве эксклюзивного партнера по поставкам соков «Аэрофлоту». По условиям договора, компания «Вимм-Билль-Данн» будет поставлять премиальные соки «J7» и морсы «Чудо-Ягода» на все воздушные суда «Аэрофлота». Пассажиры смогут выбрать самые любимые и популярные вкусы «J7» — апельсин, яблоко и томат, а также клюквенный морс «Чудо-Ягода» в удобной для них форме - индивидуальной упаковке или на розлив. Договор заключен сроком на два года. Прогнозируемый объем ежегодных поставок составит 3,3 млн литров продукции.

«Мы очень гордимся тем, что  были выбраны в качестве эксклюзивных поставщиков компании «Аэрофлот», - отметил Гари Собел Вице-президент, Генеральный директор бизнес-подразделения «Напитки». Закономерно, что две столь масшабные компании будут работать вместе над реализацией такой социально значимой программы как «Здоровое питание в воздухе и на земле», и я не сомневаюсь - это принесет много пользы всем нашим, теперь уже совместным, клиентам»26.

Компания ВБД и по сей  день является одной из самых успешных компаний в России. Этому способствует множество причин, но одна из главных  это лидер возглавляющий компанию, который эффективно проводит свою деятельность. Одно из главных пожеланий – как можно дольше оставаться на рынке, в том же духе проводить политику компании и быть конкурентоспособным предприятием при этом повышая свою производительность и уровень коммуникаций.

Интересы своей организации  во внешней среде представляет, в  основном, формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и лидерами других организаций, каждый из которых преследует совсем другие цели (обладая не меньшим управленческим опытом, статусной властью и личностным влиянием), зачастую являются ключевым показателем силы самого лидера и  успешности деятельности организации  в целом.

Во внешней среде лидер  вступает в коалиции и партнерские  отношения.

Коалиция – это объединение  двух и более субъектов для  достижения ощутимых результатов своей  деятельности. Партнерство – такое  взаимодействие субъектов, при котором совместная деятельность осуществляется на основе взаимных интересов и в соответствии с заранее согласованными правилами27.

Роль лидера в коалициях  носит двойственный характер. Во-первых, он является представителем своей организации  в ряде внешних коалиций, защищающих общие интересы во взаимодействии с  какой-либо организацией или группой; во-вторых, он сам активно взаимодействует  с внешними коалициями, которые оказывают  действие на деятельность его организации. Двойственность положения формального  лидера нельзя считать противоречивой, но она наглядно показывает наличие  множества социальных ролей и  функций лидера.

В целом деятельность лидера по взаимодействию с коалициями слагается  из взаимосвязанной совокупности шагов, которые включают:

1. Мониторинг развития  ситуации и прогнозирование появления   различных коалиций, моделирование  вероятного характера их деятельности  и степени важности этой деятельности  для организации.

2. Создание коалиций, направленных  на эффективное достижение организационных  целей, особенно в условиях  планирования разного рода изменений.

3. Укрепление лидерства  коалициями, имеющими тактическое  и стратегическое значение для  организации.

4. Использование позитивного  потенциала всех коалиций, так  или иначе влияющих на эффективное  функционирование организации и  определяющих возможности достижения  организационных целей.

5. Оптимальное противодействие  усилиям других коалиций, если  эти усилия противоречат интересам  и целям организации28.

Управление партнерством со стороны лидера предполагает:

  • Сознательный выбор характера отношений с конкретным субъектом;
  • Влияние на содержательные и процедурные аспекты взаимодействия;
  • Индивидуальный контроль над направлением развития отношений и их результативностью;
  • Активное участие в принятии и реализации решений, затрагивающих общие интересы;
  • Согласование и координацию работы организации и ее отдельных представителей с деятельностью партнеров;
  • Получение конкретной выгоды от участия в партнерских отношениях29.

Информация о работе Роль лидера в организационном управлении