Роль руководителя в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является:
Изучение и анализ управленческой деятельности, выявление проблем в руководстве и определение рекомендаций по совершенствованию руководства организацией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….4
Глава 1 Роль руководителя в управлении организации …..……………………………...6
1.1 Роль управления в организации ………………………….………………………………..6
1.1.2 Основные роли руководителя Г. Юкла и Минцберга… …………….…………….10
1.2 Стили руководства предприятием ………..…………………………………………..18
1.2.1 Стиль руководства ……………………………………………………………………..18
1.2.2 Классификация стилей руководства ……………………………………...………...21
1.2.3 Стили руководства, используемые американскими и
японскими менеджерами …………………………………………………………………….49
1.2.4 Коллективное управление – как стиль руководства …………….……………….55
1.3 Лидерство …………………………………………………………………………………..59
1.3.1 Лидер в организации …………………………………………………………………….59
1.3.2 Поведенческий подход к лидерству ………………………………………………….60
1.3.3 Ситуационные подходы к эффективному руководству
Роль лидера в организации ……………………………………………………………………64
1.3.4 Влияние и власть менеджера …………………………………………………………73
1.3.5 Способы реализации власти. Последствия
неограниченной власти и безвластия ………………………………………………………83
Глава 2 Анализ выявления проблем руководства ………………………………………...93
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………………..93
2.2. Выявление проблем руководства ………………………………………………………97
2.2.1 Анализ стиля руководства …………………………………………………………….97
2.2.2 Анализ лидерства…………………………………………………….…………………104
2.2.3 Анализ способности влияния на других людей ………………………….………..107
2.2.4 Итог тестов ……………………………………………………………………………109
2.3 Проблемы предприятия …………………………………………………………………111
Глава 3 Рекомендации предприятию по улучшению
руководства организации……………………………………………………………………114
Глава 4 Эффективность труда руководителя………………………………….………………………………………………...119
Глава 5 Эколого-правовая часть …………………………………………………………..123 Заключение………………………………………………………………………………………127
Список использованных источников……………………………………………………….130

Вложенные файлы: 1 файл

Роль руководителя в управлении предприятием.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Тест 2 «Оценка стиля руководства»

Объект исследования: руководители высшего, среднего и низшего звена предприятия.

Цель исследования: оценка стиля руководства.

Подведение итогов Результатами теста были выявлены следующие показатели, которые можно представить в виде диаграмм. (см. рисунок 13)

            НЕЭФФЕКТИВЕН

1. Руководитель (низшее звено), авторитарный  стиль руководства

          НЕЭФФЕКТИВЕН

2. Руководитель (высшее звено), авторитарный  стиль руководства

           НЕЭФФЕКТИВЕН (ЧАСТИЧНО)

3. Руководитель (среднее звено), авторитарный  стиль руководства

            ЭФФЕКТИВЕН

4. Руководитель (низшее звено), демократический  стиль руководства

            ЭФФЕКТИВЕН

5. Руководитель (высшее звено), авторитарный  стиль руководства

Рисунок 13 – Результаты проведения теста «Оценка стиля руководства» на

                                                    предприятии

       Общий вывод о стиле руководства

На основании проведённых мною тестов о стиле руководства я сделал следующий вывод:

- основной, преобладающий стиль  руководства на предприятии – авторитарный. Он обусловлен максимальной централизацией власти в руках руководителя. Руководитель единолично решает все вопросы не советуясь, как правило, с коллективом и ближайшими помощниками, старается участвовать во всех делах, не позволяет подчинённым принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов, инструкций. Обычно они не информируют коллектив о действительном состоянии предприятия, не раскрывают перед ним перспектив развития объекта, а указывают только на ближайшие задачи. Также существует и другой стиль руководства – демократический. Он обусловлен тем, что руководитель действует как координатор управленческих задач, играет активную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе. При выработке и принятии решений он советуется с подчинёнными по наиболее сложным и актуальным проблемам, развивая у них самостоятельность, активность и инициативность, доверяет ответственную работу, помогает их профессиональному росту. Отдаёт предпочтение методам убеждения и стимулирования.

По сути дела, на предприятии, вследствие таких причин как низкий уровень развития сотрудников, как среди руководителей так и подчинённых, частого возникновения критических ситуаций в отдельных подразделениях предприятия, целесообразно использование автократического стиля руководства и категорически невыгодно использование демократического стиля. Но показания теста оценки выбранного стиля выявляют обратное. А именно:

Авторитарный стиль руководства безусловно эффективен на предприятии среди вышестоящего руководства так как эти руководители являются координаторами задач, поставленных предприятию, а именно осуществлению качественного ремонта подвижного состава, своевременному выходу его на линию, обеспечению безопасной перевозки пассажиропотока.

Если же рассмотреть нижестоящее руководство, то можно сказать, что автократический стиль можно также применять, но он будет эффективен и приносить успех в коллективе только тогда, когда:

  • коллектив является отстающим;
  • уровень развития подчинённых низкий;
  • часто возникают критические ситуации, когда требуется принятие решительных мер.

По результатам двух тестов было выявлено то, что руководитель 1 низшее звено руководства при руководстве коллективом использует авторитарный стиль. Выбранный им метод управления не является эффективным. Почему?

- личные качества руководителя, черты его характера не соответствуют его роли на предприятии (злобность, беспринципность, бескомпромисность, вспыльчивость, рискованность и т. д.) (см. тест 2, вопросы 14, 16, 24).

- единолично решает все вопросы, несмотря на определённый опыт  в производственных вопросах среди подчинённых (подчинённые имеют двадцатилетний стаж работы) (см. тест 2, вопросы 20, 34).

- основной упор делает на  выполнение плана, не считаясь  с подчинёнными (см. тест 2, вопрос 16, тест 1, вопрос 33).

Если же рассмотреть 2  и  3 руководителя среднего звена, можно сказать следующее:

Руководитель 2 и 3 имеют авторитарный стиль руководства, и оба руководителя пользуются неэффективным стилем руководства своим коллективом.

Руководитель 3 осуществляет процесс управления, несмотря на выбранный стиль, неэффективно, из-за того, что:

- старается занять позицию золотой  середины между методом «жёстких»  и «мягких» управленцев;

- он во всём старается достичь  компромисса;

- ограниченно проявляет заботу  и о производстве и о коллективе (см. тест 1, вопросы 6, 11, 14, 29, 33).

Результатом его деятельности является средний результат, он не добивается выдающихся достижений.

Руководитель 2 также осуществляет процесс управления неэффективно, несмотря на выбранный стиль, из-за таких причин, как:

- данный стиль является стилем «жёсткого» администрирования (высокая ориентация на задачи и план свыше 15 баллов);

- главной целью является результат (см. тест 1, вопрос 33);

- не принимается во внимание  ничего, что связано с работником (см. тест 2, вопросы 16, 15, 12, тест 1, вопросы 12, 27, 34);

- принятие единоличных решений (см. тест 1, вопросы 34, 20, тест 2, вопрос 14).

Данный стиль может быть эффективен лишь в чрезвычайных ситуациях (аварии, бедствия) или на начальных стадиях производства.

Таким образом, среди опрошенных (5 человек) было выявлено, что двое руководителей из пяти имеют разные стили управления: авторитарный и демократический, и оба выбранных стиля являются эффективными при управлении в организации. Почему?

Если рассматривать руководителя 5 высшее звено, авторитарный стиль управления является эффективным по нескольким причинам:

- авторитарный стиль более «мягкий»  и сдержанный по сравнению  с авторитарными стилями других  руководителей. Он безусловно целенаправлен  на интересы производства (выполнение  плана), но всё же существует небольшой акцент и на подчинённых, работающих на предприятии (высокая ориентация на людей по сравнению с другими руководителями);

- руководитель наделён такими  качествами как лидерство, власть  и умение влиять на людей. И  данные качества являются его основными инструментами при управлении организацией, которые он грамотно использует в интересах предприятия.

Если рассматривать руководителя 4 низшее звено, демократический стиль управления, он является эффективным по следующим причинам:

- руководитель в равной степени заботится и о производстве и о коллективе. Коллектив, в свою очередь, имеет возможность раскрыть свои творческие способности (см. тест 1, вопрос 32, 6, 29, 33);

- советуется с подчинёнными  при выработке решений особой  сложности (см. тест 1, вопросы 20, 34);

- развивается самостоятельность  в коллективе (см. тест 1, вопрос 24, 19, 15);

- проявляет активность и инициативу  среди рабочих (см. тест 1, вопросы 10, 24);

- помогает профессиональному росту  среди рабочих (см. тест 2, вопрос 21);

- стимулирует подчинённых (см. тест 2, вопрос 20);

- умеет влиять на других людей, и завоевал лидерство в группе  не за счёт занимаемой должности, а за счёт своих личных качеств, знания дела, хороших взаимоотношений  в самом коллективе с подчинёнными.

Последствия неверно выбранного стиля руководства

- Конфликтные ситуации подчинённого  как с подчинённым, так и с  руководителем; вследствие разных  взглядов и непринятие во внимание  руководителя мнений на производственные  процессы со стороны подчинённого.

- Текучесть кадров вследствие частых проявлений конфликта, а также отсутствие карьерного роста.

- Приём менее квалифицированных  рабочих вследствие текучести  кадров и низкой мотивационной  способности предприятия.

- Снижение качества и низкая  производительность вследствие приёма неквалифицированных рабочих.

  • Снижение трудовой дисциплины на предприятии вследствие недовольства среди подчинённых методами управления коллективом руководителями. 

 

2.2.2 Анализ  лидерства

 

Вы знаете, что лидер и администратор – это не одно и тоже: не всякий администратор обладает лидерскими качествами и не всякий лидер становится начальником. Умение следовать инструкциям и предписаниям вопреки личным импульсам и порывам – незаменимое качество для администратора, в то время как лидеру важнее увлечь людей за собой независимо от наличия или отсутствия на то инструкций. Редким, но очень эффективным бывает сочетание качеств лидера и администратора.

Для определения, является ли руководитель лидером, или он имеет это звание формально, было проведено тестирование «Администратор или лидер».

Тест 3 «Администратор или лидер»

Объект исследования: руководители высшего, среднего и низшего звена.

Цель исследования: выявление сочетаний качеств лидера и администратора.

Подведение итогов:

1. Руководитель (низшее звено) Л=48, А=64, значит на 27 % лидер и 41,5 % администратор (администратор в группе).

2. Руководитель (среднее звено) Л=72, А=60, значит на 63 % лидер и 40 % администратор (лидер в группе).

3. Руководитель (среднее звено) Л=80, А=52, значит на 50 % лидер и 30 % администратор (лидер в группе).

4. Руководитель (низшее звено) Л=73, А=42, значит на 63,5 % лидер и 36,5 % администратор (лидер в группе).

5. Руководитель (высшее звено) Л=90, А=60, значит на 60 % лидер и 40 % администратор (лидер в группе).

Данные результаты можно представить в виде диаграммы (см. рисунок 14)

По результатам теста можно сделать вывод, что в большинстве случаев был выявлен следующий результат: - преобладание лидерских качеств у руководителей. В одном случае было выявлено то, что лидерские качества

Рисунок 14 – Результаты проведения теста «Администратор или лидер» на предприятии

 

руководителя невелики и преобладающими являются качества администратора.

Почему?

1. Личные качества руководителя (жестокость, бесжалостность, недоверие, неумение вести переговоры в коллективе и т. д.) (см. тест 3, вопросы 1, 5, 6, 8, 10, 14, 20).

2. Выбранный стиль руководства  коллективом (как следствие чего  невозможность быть лидером именно  в этом коллективе) (см. тест 3, вопросы 1, 10, 12, 16, 18, 20).

Как было выявлено тестом, лидерами являются не все руководители. Лидеры же сами по себе обладают различными степенями выраженности лидерских качеств. Следующим тестом я хотел бы выявить – в какой степени им присущи качества лидера.

  Тест 4 «Лидер»

         Объект исследования: руководители всех звеньев руководства.(5 человек)

 Цель: выявление среди опрошенных – лидеров.

         Как известно, лидерами являются далеко не все люди. Лидеры же сами по себе обладают различными степенями выраженности лидерских качеств. В какой степени вам присущи качества лидера?

Подведение итогов

На основе проведённого теста были получены следующие результаты:

1 руководитель (низшее звено) набрал 23 балла, что говорит о слабой выраженности лидерства.

2 руководитель (среднее звено) набрал 27 баллов, что говорит о средней выраженности лидерства.

3 руководитель (среднее звено) набрал 35 баллов, что говорит о средней выраженности лидерства.

4 руководитель (низшее звено) набрал 38 баллов, что говорит о сильной степени лидерства.

5 руководитель (высшее звено) набрал 36 балла, что говорит о сильной степени лидерства.

Результат теста представим в виде диаграммы (см. рисунок 15).

Таким образом, тестом было выявлено, что 1 руководитель действительно в большей степени является администратором, а не лидером так как его лидерские способности выражены слабо.

А к чему могут привести слабые лидерские способности?

Исходя из понятия «лидерство» - способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации, можно сказать следующее: слабые лидерские способности могут привести к тому, что, руководитель не сможет влиять на подчинённых и, как следствие, на предприятии будут такие проблемы как:

  • снижение производительности;
  • снижение качества продукции;
  • неэффективность в планировании;
  • неэффективность в мотивации;
  • неэффективность в организовывании;
  • неэффективность в контроле.

Всё это в целом приводит к неэффективной работе организации.

Информация о работе Роль руководителя в управлении предприятием