Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 08:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение и анализ работы службы управления персоналом в разрешении внутригрупповых организационных конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1) Определение понятия и видов внутригрупповых конфликтов.
2) Определение роли службы управления персоналом в урегулировании конфликтов в организации.
3) Анализ конфликтов в Оренбургском отделении № 8623 ОАО Сбербанка России и участие службы управления персоналом в их разрешении.
Введение
Глава 1. Теоретическая сущность внутригрупповых конфликтов в организации
1.1. Понятие и виды внутригрупповых организационных конфликтов.
1.2. Проблема управления конфликтами в организации
1.3.Служба управления персоналом и ее роль в урегулировании конфликтов в организации
Глава 2. Анализ работы по управлению персоналом в процессе регулирования внутригрупповых конфликтов в Оренбургском отделении № 8623 ОАО Сбербанка России
2.1. Характеристика организационной структуры и деятельности Оренбургского отделения № 8623 ОАО Сбербанка России
2.2. Анализ кадрового состава Оренбургского отделения № 8623 ОАО Сбербанка России
2.3. Анализ конфликтов и роль службы управления персоналом в разрешении конфликтов в Оренбургском отделении № 8623 ОАО Сбербанка России
Заключение
Литература
• Снижение производительности труда и уменьшение выпуска продукции;
• Рост неудовлетворенности состоянием дел в организации;
• Увеличение числа неявок на работу;
• Массовые увольнения по собственному желанию;
• Распространение слухов;
• Стихийные мини-собрания (беседы нескольких человек);
• Активизация деятельности неформальных лидеров;
• Рост эмоциональной напряженности;
• Увеличение числа локальных конфликтов;
• Коллективное невыполнение указаний руководства;
• Стихийные митинги и забастовки.
Выявление источников социальной напряженности и разрешение конфликта на ранней стадии его развития значительно снижают затраты и уменьшают возможность негативных последствий конфликта. Поэтому важную роль в регулировании конфликтов может сыграть социологическая служба организации, а там, где такой службы нет, - сотрудничество с соответствующими внешними службами. Такая служба способна организовать социологический мониторинг, провести комплексный анализ и диагностику состояния организации, выработать соответствующие рекомендации, а при необходимости взять на себя посреднические функции. [11].
Важнейшим условием успешного разрешения различных организационных конфликтов является их правовое обеспечение. Оно основывается на правовых (закономерных) актах, от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации. Наличие соответствующей правовой базы дает возможность институционализировать конфликт и в значительной степени влиять на ход его развития.
Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения «рабочий- наниматель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельной организации- коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов. Для локальных конфликтов правовой базой может служить Устав организации и другие правовые акты, определяющие систему норм и правил для всех ее членов. На уровне социально-психологической системы отношений роль неофициальной «правовой базы» выполняют неформальные нормы и правила, а роль посредника или арбитра- неформальные лидеры.
Трудовые споры, как правило, не затрагивают базовых социальных потребностей человека и могут быть решены в процессе переговоров методом «компромисса». Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем можно также воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления. [12].
Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, организации необходимо постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом через каждые четыре или пять лет нужны крупные перемены: в организационной структуре, изменении технологий, выпуске новой продукции и другие. Значительные изменения в организации неизбежно затрагивают интересы определенного числа ее членов и становятся источником конфликтов. Их предупреждение и урегулирование во многом зависят от методов управления организацией.
Если возникшие противоречия не удается разрешить своими силами (в рамках организации посредством службы управления персоналом), то конфликтующие стороны могут обратиться за помощью в примирительную комиссию или трудовой арбитраж, создание которых предусмотрено Законом о разрешении коллективных трудовых споров. [13].
1.3.Служба управления
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, которое, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Службы управления персоналом (службы УП) современных компаний выполняют весь комплекс работ, связанных с людьми на производстве, т. е. единство объекта – персонал – определяет централизацию функций по управлению персоналом, сведение их в одно подразделение.
Чем выше численность занятых в организации, тем масштабнее организован в ней кадровый менеджмент. Величиной предприятия определяются также задачи службы персонала. С ростом численности и степени разнородности работников (по образованию, профессиональной принадлежности, статусу, демографическим и другим характеристикам) изменяются их ожидания от работодателя. Это требует более высоких затрат на «кураторство» со стороны специалистов по персоналу. Широкий диапазон хозяйствования на предприятиях крупного бизнеса позволяет им, в отличие от малых предприятий, вкладывать инвестиции в человеческий капитал и связанный с этим менеджмент персонала. [14].
При формировании службы персонала значение имеет, во-первых, выбор модели ее структурирования, а во-вторых, связанный с этим вариант ее интеграции в иерархию предприятия.
Для внутренней структуры службы по управлению персоналом диапазон выбора может быть представлен тремя основными моделями:
– структурирование по группам (категориям) сотрудников;
– структурирование по функциям работы с персоналом;
– референтная модель.
Если служба структурирована по категориям персонала это означает, что за ее отдельными сотрудниками закрепляются для кураторства специфические группы работников: рабочие, служащие, руководители, специалисты, практиканты или стажеры. Допустимо также разделение кураторства по месту расположения предприятий – головного и филиалов. Сотрудники службы персонала принимают на себя все профильные (типичные) обязанности, связанные с курированием, расчетами (отчислениями), развитием прикрепленной к ним группы сотрудников. На отечественных малых предприятиях состав функций по управлению персоналом зачастую ограничивается учетом персонала и ведением трудовых книжек, а остальная работа либо не проводится, либо осуществляется самим руководителем в меру его компетенции. [15].
В штате службы УП должны присутствовать специалисты, способные выполнять все возлагаемые на службу функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики и др.
Организационная структура службы УП определяется как объективными факторами – размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы УП, так и субъективными – отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу. В малых предприятиях, как уже говорилось, из функций по управлению и развитию персонала зачастую реализуется лишь учетная, а работу осуществляет референт по персоналу, сочетающий эту деятельность с выполнением обязанностей секретаря директора.
По-другому выглядит функциональное разделение службы персонала. Специфика этой модели – ориентация на определенные задачи, на которых специализируются сотрудники службы: обеспечение персоналом, развитие персонала, заработная плата и др. В ходе решения этих задач профильный сотрудник службы персонала несет ответственность за всех работников предприятия, независимо от того, к какой группе (категории) они принадлежат.
Референтная модель представляет собой смешение функционального и категориально обусловленного структурирования. С одной стороны, она характеризуется широким полем решаемых задач, которые принимает на себя часть сотрудников службы персонала: руководство персоналом или общие вопросы. С другой стороны, имеются так называемые персонал-референты, которые принимают на себя решение задач в определенных сферах, охватывающих курирование работника от его найма до увольнения. Структурные подразделения предприятия «поделены» между специализированными бюро службы персонала, каждое из которых имеет руководителя и группу подчиненных ему сотрудников.
Задачи службы управления персоналом формулируются согласно основной цели ее деятельности и, как правило, закрепляются в Положении об этом подразделении (отделе).
Цель службы: обеспечение организации работниками, способными реализовать организационную стратегию в настоящее время и с учетом ее изменения в перспективе.
В укрупненном варианте задачи службы сводятся к следующему:
– разработка и реализация кадровой политики организации в соответствии с современными концепциями управления человеческими ресурсами, правовыми и этическими нормами и с учетом внутрифирменных стандартов;
– формирование и обновление информационно-аналитической базы для принятия организационных решений по вопросам управления персоналом;
– обеспечение безопасных условий достойного труда, адаптации в организации, мотивации и развития персонала организации.
Функции службы управления персоналом определяются поставленными перед ней задачами:
– участие в разработке и реализации целей и политики организации в сфере управления персоналом;
– осуществление прогнозных и плановых расчетов потребности в персонале. Разработка планов и программ обеспечения организации персоналом, его движения, развития и высвобождения;
– участие в проектировании рабочих мест, осуществление маркетинговых мероприятий по поиску и привлечению кандидатов на найм, осуществление (первичной или окончательной) оценки их профессиональной и личностной пригодности;
– разработка и реализация программы адаптации новых работников в организации;
– участие в подготовке и реализации компетентного подхода к управлению персоналом (разработка пакета индивидуальных компетенций работников, диагностики их наличия, приобретения и оценивания);
– организация развития работников посредством обучения (отбор персонала для обучения, выбор преподавательского состава, форм и методов обучения и контроля его результативности, определение затрат);
– участие в разработке планов профессионального и должностного продвижения сотрудников, организация их реализации в организации;
– формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей и организация работы по развитию входящих в его состав работников;
– организация процедуры оценки деятельности работников в организации в соответствии с разработанными в организации стандартами и категорией аттестуемого персонала;
– участие в разработке и совершенствовании организации оплаты труда и стимулирования персонала организации (разработка/выбор форм и систем оплаты труда, компенсационного пакета);
– организация процедуры по выявлению состояния удовлетворенности персонала работой в организации (разработка анкет, выбор форм опроса, обработка информации, определение динамики), участие в решении задач, обеспечивающих уменьшение расхождений между реалиями и ожиданиями сотрудников;
– повышение эффективности работы персонала на основе рационализации модели, структуры и штата службы персонала, управления дисциплиной;
– постоянное совершенствование форм и методов управления персоналом на основе использования новых технологий осуществления документооборота, унификации документации по кадровому делопроизводству, оперативности в профильной (кадровой) осведомленности работников и кандидатов на вакансии;
– реализация представительских функций во внешних организациях, связях с общественностью, средствах массовой информации по вопросам, являющимся профильными для подразделения. [16].
Любая организация состоит из формальных и неформальных групп, между которыми всегда существовали и будут существовать противоречия, нередко проявляющиеся в форме конфликтов.
Конфликт - явление неизбежное. «Абсолютная бесконфликтность» в коллективе, т. е. отсутствие внешних проявлений, показатель скорее «застоя» во внутренней жизни компании, чем благополучного развития. Однако только успешное управление и грамотное разрешение превращает его в механизм, который может послужить толчком к развитию отношений между людьми. И роль менеджера по персоналу становится в этом механизме одной из главных.
Для эффективного участия в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе менеджер по персоналу должен:
• внимательно отслеживать эмоциональное состояние коллектива (методами наблюдения, интервью);
• поддерживать активные коммуникации со всеми подразделениями и их руководителями, завоевывая авторитет у персонала.
Помимо этого, менеджер по персоналу обязан иметь четкую позицию по отношению к конфликтной ситуации. Для этого необходимо выслушать обе стороны конфликта, задать уточняющие вопросы и составить свое мнение об этой ситуации. Если его полномочий достаточно для разрешения конфликта - он может взять все на себя. Если нет - необходимо обратиться к высшему руководству или внешнему медиатору (с разрешения высшего руководства).
Также менеджер по персоналу может инициировать создание независимых групп - комиссий по разрешению спорных вопросов, экспертных советов, которые будут осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению. [17].
В зависимости от характеристик конфликтной ситуации (причины, острота или длительность) такое управление может иметь целью:
Информация о работе Роль службы управления персоналом в разрешении конфликтов компании