Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается влияние финансово-промышленных групп на структурный кризис экономики Южной Кореи. Южная Корея с 1962 по 1997 гг. достигла очень больших результатов в реализации экспортоориентированной политики развития, произошли перемены в структуре экономики. Но в 1997 г. в Южной Корее наступает финансовый кризис.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее.…………………………………...4
Глава 2. Основные этапы развития ФПГ.………………………………………..7
Глава 3. Краткая характеристика ведущих чеболь.………………………….14
Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики.………………..27
Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы.………………………39
Заключение.…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы.……………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

 

Дальневосточный Государственный университет

Восточный  институт

Высший колледж корееведения

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи

 

 

 

 

 

                                                                                                       

                                  

 

 

 

 

Владивосток

2001

Содержание

 

Введение.…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее.…………………………………...4

Глава 2. Основные этапы развития ФПГ.………………………………………..7

Глава 3. Краткая характеристика ведущих чеболь.………………………….14

Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики.………………..27

Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы.………………………39

Заключение.…………………………………………………………………………….49

Список используемой литературы.……………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе рассматривается влияние финансово-промышленных групп на структурный кризис экономики Южной Кореи. Южная Корея с 1962 по 1997 гг. достигла очень больших результатов в реализации экспортоориентированной политики развития, произошли перемены в структуре экономики. Но в 1997 г. в Южной Корее наступает  финансовый кризис. Его причинами являлись слишком большие заимствования компаний, неоправданно большие иностранные займы, недостаточный контроль за деятельностью банков и финансовых институтов, замедление роста экспорта и т.д. В настоящее время Южная Корея стремится преодолеть негативные последствия кризиса и улучшить экономическую ситуацию в стране.

Цель данной работы – показать влияние ведущих чеболь на кризис экономики Южной Кореи. Финансовый кризис во многом был спровоцирован нерациональной кредитной политикой южнокорейских банков и финансово-промышленных групп. Для выхода из кризиса необходима реструктуризация  банков и финансово-промышленных групп.

Работа состоит из введения и пяти глав. В первой главе рассматривается финансовый кризис, причины его возникновения. Во второй главе рассматриваются основные этапы развития финансово-промышленных групп в 1960-90-х гг., отношения этих групп с правительством и банками. В третьей главе дается краткая характеристика ведущих чеболь. Рассматривается их объем продаж, общая стоимость имущества, филиалы, вид деятельности. В четвертой главе рассматриваются меры правительства Южной Кореи по оздоровлению экономики: создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, стимулирование национального экспорта, реструктуризация  корпоративного сектора. В главе пятой рассматривается реорганизация чеболь и банковской системы: слияние финансово устойчивых банковских институтов с более слабыми и проблемными учреждениями, их поглощение.

Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее

Южная Корея, добившаяся за последние десятилетия больших успехов в реализации экспортоориентированной политики развития и показавшая исключительно высокие и стабильные темпы роста ВВП, экспорта и объема промышленного производства, еще недавно была символом успеха новых индустриальных стран. Так, с 1962 по 1997 г. ВВП вырос с 2,3 млрд до 442,6 млрд долл., темпы ежегодного прироста ВВП составили около 8%, объем экспорта возрос с 0,06 млрд долл. в 1962 г. до 136,1 млрд долл. в 1997 г., при этом ВВП на душу населения в США в 1970 г. в 12 раз превышал этот показатель Южной Кореи, а в 1995 г. разрыв в показателях составил 2,7 раз.

Глубокие перемены произошли в структуре экономики. Доля сельского, рыбного и лесного хозяйства в ВВП сократилась с 37% в 1962 г. до 5,7% в 1997 г., а доля обрабатывающей промышленности и сферы услуг возросла за этот период с 25,7 до 57%. При населении 46,5 млн человек и ограниченных природных ресурсах страна по состоянию на 1 июля 1998 г. имела положительное сальдо торгового баланса в размере 20 млрд долл. и золотовалютные резервы в размере 48 млрд долл. на 15 октября 1998 г.

ВВП на душу населения увеличился с 253 долл. в 1970 г. до 9 511 долл. в 1997 г. Ежегодный прирост заработной платы в 70-е годы составил 10%, 80-е – 8,3%. Средняя почасовая заработная плата рабочего в промышленности в 1995 г. превысила 7,4 долл., что выше, чем в Тайване (5,82 долл.). Ежегодный прирост зарплаты в 90-е годы превысил 7,6 % , в то время как ее уровень в ведущих индустриальных странах в эти годы оставался практически неизменным, а в США даже уменьшился (на 0,8% за 1990-1995 гг.) [2;7].

В значительной мере успехи связаны с высокой интенсивностью труда, удачным сочетанием регулирующей роли государства и интересов крупнейших южнокорейских чеболей (финансово-промышленные группы). В целом экономика Южной Кореи характеризовалась устойчивым фиксированным курсом национальной валюты, отсутствием дефицита государственного бюджета, высокими темпами прироста ВВП, уровнем инвестиций – более 30% ВВП, низким уровнем инфляции.

В конце 90–х годов Южная Корея вступила в полосу экономического кризиса. Потрясения на финансовых рынках стран Юго – Восточной Азии обострили экономические проблемы страны, повлекли за собой резкое падение обменного курса южнокорейской воны, массовый обвал котировок на рынке корпоративных ценных бумаг. На критически низком уровне оказались золотовалютные резервы страны (около 5 млрд. долл.).

Среди важнейших причин кризиса можно выделить следующие:

- резкое усиление американского  доллара с конца 1995 г.;

- экономическая стагнация и  низкая процентная ставка в Японии, стимулировавшая отток японского капитала в страны Юго-Восточной Азии;

- жесткая монетаристская денежная  политика Японии и США в  первой половине 1997 г.;

- замедление роста экспорта;

- резкое ослабление национальных  валют и ухудшение ценовой конкурентоспособности;

- переизбыток инвестиций и производственных  мощностей в отдельных секторах  и низкая рентабельность многих  проектов;

- большой объем сделок на  спекулятивном финансовом рынке  и по операциям с недвижимостью  по сравнению с реальным сектором экономики;

- недостаточный контроль за  деятельностью банков и финансовых  институтов;

- неоправданно большие иностранные  займы;

- большой объем инвестиций в  погоне за экономическим ростом;

- личный и политический фаворитизм;

- отсутствие четкой и объективной информации о финансовом состоянии крупнейших компаний.

Ряд факторов значительно обострил валютно-финансовые проблемы Южной Кореи, в частности:

- слишком большие заимствования  компаний, в том числе по отношению  к имеющимся активам;

- превышение краткосрочных внешних обязательств над золотовалютными резервами;

- превышение 5%-ого лимита дефицита  текущего платежного баланса  по отношению к ВВП;

- значительный  объем валютно-финансовых спекулятивных  операций, что подтолкнуло крах  национальной валюты – корейской воны.


Со всей силой финансово-экономический кризис обрушился на Южную Корею осенью 1997 г. Южнокорейская вона по сравнению с 1 января 1997 г. была девальвирована на 57% (по состоянию на 24 октября 1998 г.), фондовый индекс KOSPI за тот же период упал на 41%, рыночная капитализация по отношению к ВВП в 1997 г. составила только 10% (к примеру, в США – 112, Великобритании – 155%).

Многие компании и банки захлестнула волна неплатежей и несостоятельности. Так, количество банкротств в 1997 г. составило 17168, большинство из которых пришлось на конец года. Число банкротств в 1997г. по сравнению с 1991 – 1996 гг. возросло на 52,53%, причем если в 1994 г. банкротами объявлены пять крупных фирм, то в 1998 г. 58 фирм-банкротов принадлежали к числу крупных, и 47,9% несостоятельных компаний были акционерными. С января по апрель 1998 г. ежемесячно становились несостоятельными более 3 тыс. фирм. На конец марта 1998 г. общая сумма просроченной кредиторской задолженности банкам превысила 63 млрд долл., что составляет 16,89% общей суммы банковских кредитов страны, или 20,72% ВВП Южной Кореи в 1997г [6;1].                     

Средний для всех чеболей коэффициент финансовой зависимости (отношение внешних обязательств к собственному капиталу) составил на конец 1997 г. 449%.

Эти цифры свидетельствуют о глубине и остроте финансового кризиса, и только предоставленная МВФ помощь в размере 57 млрд долл. и срочные меры, разработанные правительством страны при участии экспертов МВФ, позволили в конце 1998 г. стабилизировать ситуацию. Предоставление средств международными финансовыми организациями Южной Корее увязано с проведением жестких правительственных мер по реструктуризации финансового и корпоративного секторов экономики, реформе рынка труда и государственного сектора, изменению деятельности чеболей.

Сочетание активной деятельности чеболей и регулирующих функций государства обеспечили успехи Южной Кореи 
Кризис выявил проблемы чеболей, связанные с излишней диверсификацией, большой кредитной задолженностью и ухудшением управления.

Для выхода из кризиса необходима перестройка деятельности чеболей в сочетании с целенаправленными мерами правительства.

Глава 2. Основные этапы развития ФПГ

Одной из уникальных характеристик, отличающейся высоким уровнем производственной монополизации корейской экономики, ее  структуры и достижений представляется такое явление, как чеболь – финансово-промышленные группы, являющиеся многоотраслевыми конгломератами, которым в большей степени вверена реализация правительственной политики и которые ярко символизируют тесную взаимосвязь крупного бизнеса с правительством.

Акт об антимонопольной и справедливой торговле, опубликованный впервые  в 1981 г., дает следующее определение чеболь: «группа компаний, находящаяся в собственности или контролируемая единоличным держателем акций или его семьей или его соучастниками». Характерным для этих ФПГ является семейно-авторитарный стиль управления [1;8].

На заре южнокорейского экономического рывка правительство решило, что наиболее эффективным способом осуществления стратегии ускоренного экономического развития станет определение приоритетных отраслей промышленности и экономических агентов в лице конкретных компаний, создание благоприятных условий для реализации ими поставленных государственных задач.

Успех корейских чеболь в большей степени был определен вовлеченностью в осуществление правительственной политики, стимулирующей рост и развитие. Отношения между правительством и чеболь в ходе данного процесса сложились самые близкие. В      60-е гг. правительство широко субсидировало чеболь, способствуя их монополистической концентрации, в 70-е гг. оказало массированную поддержку, сориентировав их на ускоренное развитие тяжелой и химической промышленности, в 80-е гг. направило их активность на резкое расширение экспортных рынков. Когда частные предприниматели-экспортеры получили доступ к крупным кредитам под низкий процент, это расширило их возможность закупать оборудование и другие ресурсы и снизило предпринимательские риски и неопределенность в коммерческой деятельности. Используя преимущества вертикальной и горизонтальной интеграции, эти фирмы получили возможность широко диверсифицировать собственное производство и сбыт, что в итоге привело к созданию «чеболь», по выражению корейских экономистов, «собственных частных империй». В результате чеболь стали играть ключевую роль в промышленном развитии Южной Кореи и доминировать в национальной экономике.

В этот период (в ходе осуществления  пятилетних экономических планов при администрациях Пак Чжон Хи и Чон Ду Хвана) считалось, что такая политика, при которой нескольким уполномоченным компаниям предоставлялась почти неограниченная свобода в производстве и экспорте, способствовавшая концентрации экономической мощи в руках некоторых больших групп компаний, руководимых одной семьей, а председатели конгломератов несли персональную ответственность перед правительством за выполнение программ и были обязаны компенсировать потери в случае неудач, является наиболее рациональной. Период становления и роста чеболь пришелся на время правления в РК военных режимов, что позволяло им регулировать экономические процессы без должного правового обеспечения.

В 90-е гг. чеболь достигли достаточно высокой финансовой независимости и стали, в частности, производить все больше продукции для растущего внутреннего рынка.

В настоящее время в РК насчитывается около 50 конгломератов, входящих в категорию «чеболь», которые, особенно крупнейшие из них, занимают доминирующие позиции в ключевых секторах экономики. В 1993 г. доля 30 основных бизнес-групп составила 13,91 % ВНП РК, имея постоянную тенденцию к увеличению. При этом доля четырех крупнейших чеболь – Хенде, Самсунг, LG, Дэу достигла 9,2 % ВНП [1;10].

Кроме вышеотмеченного «семейственного» признака характерными чертами чеболь считаются:

  • наличие общего банковского кредита на сумму не менее 2 млн. долл.;
  • высокая степень диверсификации деятельности. Чеболь объединяют, как правило, 20-50 компаний, занятых в самых различных областях бизнеса: от легкой до компьютерной и аэрокосмической промышленности;
  • высокая степень концентрации собственности и контроль над управлением в руках основателя конгломерата или его близких родственников. В соответствии с данными Комиссии по справедливой торговле члены семей-основателей и сейчас составляют большинство владельцев ключевых групп компаний; 
  • почти все основные конгломераты возникли в результате быстрого экономического роста после 1961 г;
  • наличие  в их составе специально уполномоченных правительством Генеральных торговых компаний, ставших «торговым экспортным окном» чеболь, обладающих набором государственных привилегий и льгот.

По мере хозяйственного роста РК и усложнения ее экономической структуры, роль чеболь, их взаимоотношения с государством претерпевают существенные изменения. Если в 60 –70-е гг. администрация Пак Чжон  Хи  в своем стремлении создать современную промышленность и резко расширить экспорт открыто сделала ставку на ограниченное число промышленных групп и их выдающихся руководителей-основателей (Чон Джу Нена – Хендэ, Ли Бен Чуля – Самсунг, Ким У Чун – Дэу и т.д.), предоставляя им дешевые займы, лицензии, иные привилегии, определяя им четкие задачи в кокретных областях бизнеса (например, Хендэ была уполномочена развивать судостроение и получила монопольное право на производство электрогенераторов), то, начиная с 80-х гг., правительство стало постепенно ограничивать льготы чеболь с целью умерить их роль в экономике. Отчетливым симптомом эволюции правительственного курса стал коллапс шестого по размеру чеболь – группы Кукче в 1985 г., которому правительство отказало в помощи и поручительстве в момент финансового кризиса [1;11].

Информация о работе Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи