Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа
В данной работе рассматривается влияние финансово-промышленных групп на структурный кризис экономики Южной Кореи. Южная Корея с 1962 по 1997 гг. достигла очень больших результатов в реализации экспортоориентированной политики развития, произошли перемены в структуре экономики. Но в 1997 г. в Южной Корее наступает финансовый кризис.
Введение.…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее.…………………………………...4
Глава 2. Основные этапы развития ФПГ.………………………………………..7
Глава 3. Краткая характеристика ведущих чеболь.………………………….14
Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики.………………..27
Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы.………………………39
Заключение.…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы.……………………………………………….
7. Нефтеперерабатывающая промышленность.
“Хендэ” поглотит понесшую большие убытки фирму “Ханва Энерджи” и превратится в третью по величине компанию по нефтепереработке и сбыту нефтепродуктов после “Эс Ка Глобал” и “Эл Джи – Калтэкс Ойл”.
Правительство Южной Кореи внимательно следит за ходом переговоров между чеболями, которые протекают достаточно трудно. Имея контрольный пакет в четырех важнейших банках-кредиторах, правительство намерено жестко добиваться реорганизации чеболей, включая проведение обязательных мероприятий по сокращению задолженности, распродаже активов, слияниям, сокращению избыточных мощностей и т.д. Одним из важных итогов стало решение правительственной комиссии о ликвидации 55 крупных несостоятельных компаний, включая 20 филиалов пяти крупнейших чеболей (июнь 1998 г.).
Осенью 1998 г. правительство приступило к выполнению новых мер по реорганизации бизнеса, в частности составлен список филиалов и отделений 64 крупнейших конгломератов, потенциально несостоятельных или нерентабельных. Правительственная комиссия разработала для каждой из них программу реинжиниринга бизнеса, в частности ликвидацию малорентабельных филиалов, увольнение избыточной рабочей силы, реструктуризацию задолженности в ходе переговоров с кредиторами и трансформацию ее в акции компании-должника и т.д.
Серьезную озабоченность вызывает финансовая политика чеболей. Головные компании традиционно принимали на себя большую часть задолженности и прочих обязательств своих филиалов и дочерних компаний. В периоды экономической стабильности такая система давала возможность чеболям расти намного быстрее, чем им позволял их собственный капитал. Но во времена кризиса она оказалась несостоятельной.
Выявлены еще две уязвимые финансовые тактики. Так, несмотря на формальные ограничения, в чеболях широко применялось внутрифирменное кредитование. Еще более рискованной оказалась практика перекрестных финансовых гарантий, согласно которой одна из дочерних компаний конгломерата гарантирует оплату третьей стороне-кредитору в том случае, если другая дочерняя компания не сможет вовремя погасить заем. Поскольку суммы таких перекрестных гарантий были чрезмерны, возрастала степень риска для всей чеболи.
Для улучшения существующего положения в сфере корпоративных финансов приняты следующие правительственные решения:
- с апреля 1998 г. запрещены новые перекрестные гарантии;
- дано указание ведущим банкам
подписать и добиться
- с марта 2000 г. решено применять
повышенные ставки
- банкам-кредиторам чеболей совместно с пятью ведущими консультационными международными фирмами рекомендовано провести аудиторскую проверку филиалов и дочерних компаний чеболей с точки зрения программы реструктуризации их задолженности;
- к концу 1999 г. чеболям надлежит уменьшить коэффициент финансовой зависимости, в среднем превышающий в настоящее время 500%, до уровня 200% [8; 10].
Приняты меры по улучшению менеджмента крупных фирм и совершенствованию акционерного права в соответствии с практикой других стран. Так, расширены права меньшинства акционеров, введена система кумулятивного голосования, предоставлено право голоса институциональным инвесторам. Так называемые председатели групп, которые фактически являются владельцами конгломератов, теперь обязательно должны быть включены в совет директоров и нести полную юридическую ответственность за руководство компанией наряду с другими директорами.
Стало возможным создание холдинговых компаний, которые ранее были запрещены. Существенным моментом в регулировании деловой активности в Южной Корее является полная либерализация слияний и поглощений, которые ранее ограничивались.
Значительно расширены права и возможности иностранных инвесторов. Они получили право покупать до 1/3 акций южнокорейской компании без уведомления и согласия совета директоров. До кризиса этот лимит составлял лишь 10%. Одновременно снято требование одобрения со стороны правительства в случае установления иностранными фирмами контроля над компаниями с активами более 1,5 млрд долл. Все это, наряду с разрешением иностранным банкам и брокерским фирмам создавать филиалы или дочерние банки на основе только собственного капитала, означает полную либерализацию доступа иностранного капитала на внутренний рынок с целью привлечения столь необходимых корейским конгломератам финансовых средств и повышения их конкурентоспособности. Однако указанные меры могут поставить отдельные чеболи в уязвимое положение: создать угрозу установления иностранного контроля над ними путем выкупа контрольного пакета акций, так как текущий контроль владельцев чеболей реализуется примерно через 27% общего количества акций.
Руководство большинства чеболей признает необходимость серьезного реинжиниринга деятельности. В ходе упразднения нерентабельных или убыточных подразделений только пять крупнейших чеболей, как ожидается, сократят количество своих отделений на 30-40%. В шести из семи названных правительством секторов промышленности (кроме полупроводниковой) уже достигнуты соглашения о слияниях. Вероятно, крупнейшие чеболи ограничат свою деловую активность тремя-пятью стратегическими секторами, но добьются в них высочайшей конкурентоспособности.
Завершаются переговоры между чеболями и банками-кредиторами о трансфере долгов в акции филиалов, а также привлечении прямых иностранных инвестиций в размере около 29 млрд долл. Каждая чеболь уточняет стратегические границы своих интересов, реорганизует деятельность управленческого персонала. По оценкам экспертов, понадобится минимум два-три года для завершения реструктуризации корпоративного бизнеса. Для этого потребуется решение проблем задолженности, распродажи активов, поглощений и слияний, пересмотра системы внутрифирменного управления, переориентации бизнеса на ограниченное число стратегически более привлекательных направлений.
Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы
Создание и развитие чеболей в Корее явилось результатом успешного сочетания рыночных начал и государственной поддержкой наиболее успешно развивающихся ФПГ.
Современный глубокий финансовый кризис в Южной Корее показал неоднозначное влияние ФПГ на экономику страны. В свое время правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных ФПГ путем слияния, укрепления и расширения их производственной и финансовой базы, способствовало продвижению ФПГ на мировые рынки.
Возникновение первых чеболей относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Структурное оформление ФПГ произошло в конце 50 –х гг. после окончания войны, когда Южная Корея получила финансовую помощь от США. Наиболее активно этот процесс проходил в 80 –х гг. Если в 1953 г. в Южной Корее было только 5 чеболей, в 1965 г. – 10, в 1975 г. – 20, в 1985 г. их число возросло до 70, а в 1990 г. увеличилось до 100. При этом число фирм, входящих в финансово – промышленные группы, только в 80 – х годах возросло с 400 до 850.
Из общего числа чеболей можно выделить наиболее крупные 43 финансово – промышленные группы, активы каждой из которых превышают 400 млрд. вон (около 500 млн. долл.). Элиту южнокорейского бизнеса составляют 30 чеболей, совокупная стоимость активов которых к концу 90–х гг. превышала 300 млрд. долл, а совокупный оборот – свыше 340 млрд. долл. Эти корпорации имели 623 дочерние компании [5; 12].
По совокупному показателю концентрации производства и капитала южнокорейские чеболи значительно опережают японские монополии. В середине 90–х годов совокупный объем продаж 10 крупнейших чеболей составил 175 млрд. долл., что соответствовало примерно 50% от ВВП Южной Кореи. На долю этих ФПГ приходилось более 35% от общего объема промышленного производства и около 25% экспортно – импортных операций страны.
Крупнейшие южнокорейские корпорации имеют предприятия в 9 ключевых отраслях, в то время как аналогичные финансово – промышленные группы в Японии – в одной, двух или трех отраслях. Характерными чертами южнокорейских ФПГ является высокий уровень отраслевой диверсификации, централизованное планирование, значительные размеры текущей задолженности, авторитарный стиль руководства. Особо следует сказать о таком феномене как значительные размеры текущей задолженности, которые явились одной из причин сначала финансового, а затем и общеэкономического кризиса южнокорейской экономики.
Первые сигналы о неблагоприятной ситуации в экономике Южной Кореи появились уже в середине 90–х гг. В результате бесконтрольного предоставления несвязанных краткосрочных займов просроченные взаимные долговые обязательства южнокорейских компаний в 20 раз превысили сумму их ликвидности и составили около 110 млрд. долл.
Кризис с ликвидностью вызвал цепную реакцию банкротств таких ведущих южнокорейских фирм, как «Халла», крупной фондовой компании «Коре секьюритиз», одного из основных производителей грузового автотранспорта – компании «Санъен», ведущего производителя спиртных напитков – корпорации «Джинро» и др. В критическом положении, как подчеркивалось выше, оказалась одна из авторитетных автомобилестроительных компаний «Киа».
По своей организационной структуре южнокорейские чеболи напоминают японские дзайбацу и имеют семейно – клановый характер. Члены семьи основателя ФПГ и его родственники являются основными держателями акций компаний, входящих в состав группы. По оценкам правительства Республики Корея, примерно 60% акций ФПГ принадлежат членам таких кланов.
Особую роль сыграли южнокорейские монополии в процессе развития внешнеэкономических связей и интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Динамичный рост чеболей и ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в современные транснациональные корпорации.
Из общего числа крупных южнокорейских фирм к разряду транснациональных корпораций можно отнести 18 монополий: «Хендэ», «Самсунг», «Дэу», «LG», «Санкенг», «Ссангъенг», «Корея эксплусивз», «Ханчжин», «Киа», «Хесон», «Дусан», «Колон», «Ханва», «Лотте», «Ханиль», «Кымхо», «Дэлим», «Донг–А–Констракшен» [5; 15].
Одиннадцать ведущих южнокорейских чеболей входят в список пятисот крупнейших промышленных компаний мира, в том числе четыре – в первую сотню.
Именно эти фирмы явились основными проводниками политики экспортной ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политики транснациональных компаний, Южной Кореи удалось занять достаточно твердые позиции на многих мировых товарных рынках.
Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику, чеболи в последние годы стали оказывать сдерживающие влияние на динамизм развития внутренней экономики. Доминирующее положение на многих товарных рынках отрицательно сказывается на внутренней конкуренции, сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, ограничивает свободу предпринимательства.
Пытаясь изменить сложившуюся ситуацию, правительство постепенно начало проводить политику, направленную на разукрупнение чеболей и предание им более узкой специализации. Министерство торговли и промышленности Южной Кореи обязало 10 ведущих чеболей (в том числе «Хендэ», «Самсунг», «LG», «Дэу») определить для себя три ключевых отрасли специализации, а 20 следующих по величине финансово – промышленных групп – две отрасли. Вместе с тем, со своей стороны государство снимает с них ряд ограничений на банковские и иностранные займы, обеспечивает поддержку в сфере НИОКР.
Финансовый кризис в Южной Корее показал, что необходима демонополизация экономики. Необходима кардинальная реформа в структуре экономики, в том числе и реформа чеболей. В перспективе чеболи, при определенном изменении их экономического статуса, должны остаться самостоятельными экономическими подсистемами. По законам системного анализа наличие в системе адекватных подсистем увеличивает общий ресурс системы и тем самым повышает ее устойчивость.
По требованию президента Республики Корея Ким ТЭ Чжуна, пять крупнейших конгломератов страны («Хендэ», «Самсунг», «Дэу», «LG» и «Эскей») должны быть разукрупнены. Правительство настаивает на полном отделении от них филиалов, сосредоточении оставшихся структур на наиболее профильных видах деятельности, сохранении лишь нескольких продуцентов в таких ключевых отраслях, как полупроводниковая, автомобилестроительная и химическая промышленность. Все эти преобразования будут осуществляться через продажу части собственности, отделение предприятий, обмен видами деятельности.
Совокупность таких мероприятий получила название «большая сделка». Подписанные до сих пор в ее рамках соглашения предусматривают слияние нефтехимических подразделений «Хендэ» и «Самсунг», полупроводниковых производств «LG» и «Хендэ», а также обмен, в результате которого в ведение «Самсунг» переходит электронный завод «Дэу», а в состав последней корпорации – автомобильные предприятия «Самсунг».
Ниже приводятся данные по пяти вышеназванным конгломератам с указанием ключевых сфер бизнеса (1), числа компаний в их составе в 1998г. (2) и по окончании преобразований в 2002г. (3), соотношения между задолженностью и акционерным капиталом на декабрь 1998 г. (4, %).
1
Хендэ Автомобилестроение
Строительство
Электронная промышленность
Тяжелое машиностроение
Химическая промышленность
Финансы
Самсунг Электронная промышленность 66 40 256
Финансы
Торговля
Дэу
Автомобилестроение
Тяжелое машиностроение
Торговля
Строительство
Информация о работе Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи