Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа
В данной работе рассматривается влияние финансово-промышленных групп на структурный кризис экономики Южной Кореи. Южная Корея с 1962 по 1997 гг. достигла очень больших результатов в реализации экспортоориентированной политики развития, произошли перемены в структуре экономики. Но в 1997 г. в Южной Корее наступает финансовый кризис.
Введение.…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее.…………………………………...4
Глава 2. Основные этапы развития ФПГ.………………………………………..7
Глава 3. Краткая характеристика ведущих чеболь.………………………….14
Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики.………………..27
Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы.………………………39
Заключение.…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы.……………………………………………….
Финансы
LG
Химическая промышленность 53 32
364
Электронная промышленность
Связь
Услуги
Финансы
Эс Кей Химическая промышленность 42 22 377
Строительство
Обработка информации
Связь
Сбытовая деятельность
Финансы [5; 16].
Реализация «Большой сделки» наталкивается на острое противодействие. ФПГ выступают за самостоятельность при проведении предусмотренных преобразований. Экономисты скептически оценивают перспективы сделки и настаивают на том, чтобы ФПГ представили конкретные планы сокращения задолженности и избыточности мощностей.
Существуют сомнения о том, что конгломераты действительно выставят на продажу многие предприятия, относящиеся к ключевым сферам их бизнеса, поскольку ФПГ заинтересованы в сохранении собственной силы, а иностранные покупатели вряд ли проявят интерес к малоприбыльным производствам в условиях общей неустойчивости южнокорейской экономики. При неблагоприятном варианте возможно еще резкое ее ухудшение с сопутствующим оттоком капитала из страны, наподобие того, который уже имел место после начала кризиса в ноябре 1997 г.
Пессимистические прогнозы подтверждаются на практике. Уже имели место действия, направленные против передачи «Дэу Электроникс» корпорации «Самсунг». Их инициаторы заявили, что правительство не должно вмешиваться в управление электронной промышленностью и что отрасль в отличие от других не имеет избыточных мощностей.
В середине декабря 1998 г. «Самсунг» и «Дэу» не смогли достичь соглашения о будущем пусанского завода «Самсунг Моторз», выпускающего легковой автомобиль марки Седан. Первая из названных корпораций настаивала на продолжении его производства, подчеркивая при этом необходимость сохранении рабочих мест. «Дэу» обеспокоена низким уровнем продаж этой продукции на внутреннем рынке и намерена свернуть ее выпуск, что соответствует решению правительства сохранить в стране крупномасштабное производство автомобилей только на двух фирмах.
Руководство «LG» считает производство полупроводников одним из приоритетных направлений развития корпорации. Правительство потребовало от «LG» и «Хендэ» завершить переговоры о слиянии полупроводниковых производств до 25 декабря 1998 г. Однако этот процесс к середине 1999 г. не был завершен.
Против не подчиняющихся ФПГ центральные власти используют финансовые рычаги, связанные с кредитованием как текущих, так и долговых обязательств.
На протяжении нескольких десятилетий южнокорейские конгломераты пользовались большой поддержкой со стороны государства. Упор делался на расширение объема продаж этих конгломератов, а не на повышение уровня прибыльности бизнеса. В 1997 г. отношение акционерного капитала к совокупным активам у 30 крупнейших корпораций Южной Кореи составляло лишь 20% по сравнению с 40% зарегистрированных на бирже японских компаний.
В частности производственные мощности на трех ведущих корпорациях Южной Кореи, занимающихся выпуском автомобилей, составляли 3,4 млн. шт., что обеспечивало стране в этой области 5-е место в мире. Однако объем продаж на внешнем и внутреннем рынках оправдывал использование лишь 80 % имеющихся мощностей. Возникли серьезные проблемы с погашением задолженности автомобиле-строительных предприятий. В результате в сентябре 1997 г. 4 основные компании в составе группы «Киа», включая «Киа Моторз», оказались банкротами. Проблема избыточных мощностей в отрасли обострилась в 1998 г., когда «Самсунг Моторз» ввела в строй действующих предприятие, рассчитанное на производство 80 тыс. легковых автомобилей в год.
Серьезный удар по полупроводниковой промышленности южной Кореи нанесло снижение мировых цен. Удешевление динамических запоминающих устройств произвольной выборки (ДЗУПВ) емкостью 16 Мбайт явилось основной причиной крупных убытков ряда компаний. Суммарные годовые убытки 510 южнокорейских корпораций, акции которых котируются на Сеульской фондовой бирже, составили в 1998 г. 4,55 трлн. вон.
Однако большинство южнокорейских ФПГ после наиболее сложного этапа экономического кризиса сумели сохранить свой бизнес. В их управлении внесены существенные изменения. Если раньше члены семей – основателей этих групп не могли подвергаться критике за ошибки при осуществлении руководящих функций, то с включением этих лиц в советы директоров положение коренным образом изменилось [3; 65].
По требованию правительства ФПГ перестали предоставлять гарантии по кредитам, получаемым их дочерними предприятиями. Ранее такие гарантии давали возможность осуществлять заимствования в особо крупных размерах. За один год 30 конгломератов предоставляли их на общую сумму 33,1 трлн. вон. Такое свободное финансирование позволяло дочерним предприятиям расширять производственные операции без особых ограничений.
В настоящее время еще одним сдерживающим фактором на пути к наращиванию мощностей является тактика иностранных предпринимателей. Последним принадлежит 20% акционерного капитала 80 крупных южнокорейских компаний, зарегистрированных на фондовой бирже.
В условиях повышения роли иностранных инвесторов корпорации в Республике Корея вынуждены уделять повышенное внимание прибыльности бизнеса, а не его масштабам. В то же время пока ни одна ФПГ не обнародовала планы сокращения мощностей. «Дэу» заявила, что не намерена свертывать производство автомобилей, которое с учетом поглощения пусанского завода «Самсунг» возрастает с 1,2 млн. до 1,5 млн. штук.
Продажа предприятий в рамках «большой сделки» пока осуществляется недостаточно активно. Среди проданных фирм можно отметить подразделение «Самсунг» по производству дисплеев и вилочных подъемников. Эта продажа пополнила доходы указанной ФПГ на 1,1 млрд. долл. Однако в большинстве других случаев возникают существенные проблемы, поскольку нерентабельные или низкорентабельные производства не вызывают интереса иностранных или отечественных предпринимателей, тем более, что ближайшие общеэкономические перспективы неблагоприятны.
Пять ведущих ФПГ вместе со своими банками запланировали мобилизовать до конца 2000 г. иностранный капитал на общую сумму 30 млрд. долл., однако этот план не осуществился, потому что в январе – октябре 1998 г. получено только 5,6 млрд. долл., или 19% указанной суммы. С учетом всех перечисленных факторов структурная перестройка крупнейших ФПГ Южной Кореи займет, по-видимому, более длительный период, чем предполагалось первоначально.
Одним из условий получения финансовых ресурсов от международных финансовых организаций было реформирование кредитно – банковской системы.
В 1998 г. южнокорейское правительство сообщило о своем намерении реформировать банковскую систему страны. Одним из направлений этих преобразований будет слияние финансово устойчивых банковских институтов с более слабыми и проблемными учреждениями или их поглощение. Альянсы между банками уже стали основной тенденцией в развитии банковского сектора страны [5; 18].
Сейчас в Корее добавилось 3 банка – это «Korean Exchange», «Kookmin», « Shinhan», «Housing Bank». Банк «Korean Exchange», существенно укрепил свои позиции благодаря привлечению капитала крупного германского банка «Commerzbank».
Крупнейшим 12 национальным банкам предстоит пройти проверку на соответствие критериям достаточности капитала, рекомендованным Банком международных расчетов, который размещается в Швейцарии и является крупных исследовательским центром мирового значения.
Для малых и провинциальных банков будут применяться заниженные требования, но при условии их отказа от проведения операций на внутреннем рынке. Два банка, находящихся в критическом состоянии, - «Korean First Bank» и «Seoul Bank», вероятно, будут приватизированы. В преддверии реорганизации банк «Cho Hung» пытается мобилизовать дополнительный капитал в 100 млн. долл. путем размещения конвертируемых облигаций [5; 20].
«Commercial Bank» и «Hanil Bank» стремятся привлечь зарубежные финансовые ресурсы для последующей трансформации в совместный банк.
В целом финансовая реформа становится одним из основных элементов программы по выводу южнокорейской экономики из кризиса.
В данной работе рассматривается проблема влияния финансово- промышленных групп на структурный кризис экономики Кореи.
Финансовый кризис во многом был спровоцирован нерациональной кредитной политикой южнокорейских банков и финансово – промышленных групп. В результате бесконтрольного предоставления несвязанных краткосрочных займов просроченные взаимные долговые обязательства южнокорейских компаний в 20 раз превысили сумму их ликвидности и составили около 110 млрд. долл.
Кризис с ликвидностью вызвал цепную реакцию банкротств южнокорейских фирм. Среди промышленных компаний в особо сложном положении оказалась финансово – промышленная группа «Киа».
Пытаясь остановить падение курса воны и стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, южнокорейское правительство объявило об экстренных мерах по преодолению экономического кризиса. Предпринятые меры, однако, не привели к ожидаемым результатам, и 21 ноября 1997 г. правительство обратилось к Международному валютному фонду с просьбой о предоставлении срочного кредита. Кредит был предоставлен в размере около 57 млрд. долл. В обмен на финансовую помощь, сформированную за счет средств МВФ (21 млрд. долл.), Мирового банка (10 млрд.долл.), Азиатского банка развития (4 млрд. долл.), а также взносов США (10 млрд. долл.), Японии (5млрд. долл), Германии, Канады, Великобритании и Австрии, республика Корея согласилась ускорить финансовую реформу, предполагающую серьезную перестройку банковской системы, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов.
Несмотря на получение первого транша от МВФ (5,2 млрд. долл.), в декабре 1997 г. финансово-экономическая ситуация в Республики Кореи продолжалась ухудшаться. Внешний долг с учетом долговых обязательств южнокорейских компаний и их зарубежных филиалов составил около 150 млрд. долл. Резко повысилась стоимость кредита (до 30%), продолжались банкротства, падение курса воны и совокупного индекса стоимости акций на сеульской фондовой бирже.
До полной стабилизации положения в экономике Южной Кореи должно пройти как минимум несколько лет, которые будут сопровождаться массовыми банкротствами, высокой безработицей, падением реального уровня жизни, нулевыми и возможно отрицательными темпами роста, и как следствие, обострением социальной напряженности.
Список используемой литературы
1. Воронцов А.В. Республика Корея: Социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ. – М.: ИВ РАН, 1997. – 88 с.
2. Хруцкий В.Е. Южнокорейский парадокс. – М: Финансы и статистика, 1993. – 248 с.
3. Окрут З.М. Фам За Минь. Модель экономического развития Южной Кореи. Путь к процветанию. – М: Финансы и статистика, 1992. – 95 с.
4. Business Week. 23.12.1999 г.
5. Россия и Корея на пороге нового столетия. Материалы третьей научной конференции. – М: РАН,1999. – 183 с.
6. Korean Chaebol : The Industrial Conglomerate // Korea company. Jearbook 1998/1997. – с. 1-17.
7. Asian Financial Crisis and the Future of Korean Economy // Korea Focus, january – february 1999 / vol.7, no 7 – с. 1-15.
Информация о работе Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи