Рыночная экономика и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Rynochnaya_ekonomika_i_menedzhment.docx

— 238.85 Кб (Скачать файл)
  1. Рыночная экономика и менеджмент.

В современных условиях одним  из приоритетных направлений перестройки  управления  российской  экономики,  особенно  на уровне предприятий,  объединений, концернов и других хозяйственных организаций,  явилась выработка основных теоретических и  методологических  позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада,  а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные,   рыночные   отношения  активно проводится работа по изысканию конкретных и  реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях. 
      Менеджмент – это самостоятельный  вид  профессионально осуществляемой деятельности,  направленной на  достижение  в ходе любой  хозяйственной деятельности фирмы,  действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования  материальных  и трудовых ресурсов с применением принципов,  функций и методов экономического механизма менеджмента. 
 Иначе говоря,  менеджмент - это  управление  в  условиях рынка, рыночной экономики, что означает: 
     ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
     постоянное стремление к повышению  эффективности  производства с меньшими затратами,  получение оптимальных результатов; 
    хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия решений тем,  кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; 
    постоянная корректировка целей и программ  в зависимости от состояния рынка; 
     конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в  процессе обмена; 
    необходимость использования  современной  информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления  многовариантных расчетов  для  принятия обоснованных и оптимальных решений. 
      Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области,  возможностью и способностью применить эти знания на практике. В условиях радикальной экономической реформы,  предусматривающей  развитие   экономических рычагов управления,  расширение  внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается  необходимость  изучать все то положительное,  что накоплено мировым опытом управления. Сегодня становятся привычными такие  понятия,  как менеджмент, менеджер,  маркетинг.  Но  дело  не в названиях. Речь идет о новой для нас философии и  политике  управления. Здесь иные системы ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной инструментарий управления. 
     Научные основы управления представляют собой методологическую базу управленческой практики, которая позволяет более рационально организовать систему управления.  Собственно  к менеджменту относятся  теория руководства и практическое образование эффективного управления,  под которыми  понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление как наука может  рассматриваться с самых разных сторон:  политической, экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание процесса управления.  Объективно в  этом  процессе  тесно  переплетаются  организационно-технические, социально-экономические и социально-психологические закономерности.  Поэтому  знания,  умения  и навыки управленца должны быть комплексными по своей природе.   Менеджмент как совокупность принципов,  методов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в  нашей стране давно. Однако  отношение к нему в последние годы изменилось. Еще 10-15 лет назад в качестве  основных  целей  менеджмента рассматривались: получение  высоких  прибылей  и  постоянное опережение стран социализма по  производительности  труда  в интересах укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности рабочего класса и его организаций;  ведение политической, идеологической  и экономической борьбы против социалистических государств. 
    В то   же  время  не  отрицались  положительные  аспекты менеджмента в области широкого внедрения автоматизации обработки данных, использования средств вычислительной техники и математических методов для решения задач  управления  производством в  научно-технических и опытно-конструкторских разработках. Менеджмент,  связанный с действием рыночного механизма, не    рассматривался   вообще,   поскольку   считался неприемлемым для социализма. Такой взгляд в определенной мере соответствовал  рамкам  командно-административной системы хозяйствования. Действительно,  при жестко  централизованной системе планирования, невозможности  четкого решения правовых, экономических,  организационных и других вопросов отношений собственности в отсутствие рынка опыт управления в условиях реального  действия  рыночного  механизма   для   нас представлял сугубо теоретический интерес. 
     Социальный характер  управления,  невозможность  точного описания поведения  человека как звена системы управления (а тем более коллективного поведения), огромные масштабы исходной информации,  вероятность ее изменения ограничили практическое использование формализованной или  нормативной теории принятия решений. Человеческий фактор заставил в рамках теории решений выделить поведенческую теорию принятия решений. 

 

2.Понятие,  сущность и принципы менеджмента.

Менеджмент – это группа высших руководителей. Это изобретение  рынка в конце 19 начале 20вв.

Менеджмент – это процесс  принятия управленческих решений.

Менеджмент – это управление самост. видом деятельности без создания предприятия.

Менеджмент – это наука  дисципл характера, основанная на знаниях психологии, экономики, социологии и т д. также это соединение теоретических знаний и практического опыта.

Менеджмент – это наука искусства управления это все человеческие возможности которые используют менеджеры для тактических задач и стратегических целей организации.

Управление  – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим  интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей

Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. Т. е. управление организацией осуществляется посредствам  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры  всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как  основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей  по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента можно сгруппировать  в 2 группы: общие и частные. К общим  принципам управления относятся: принцип  применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип  интеграции, принцип ориентации, принцип  ответственности.

Основными частными принципами являются:

Принцип сочетания централизации и децентрализации…

Принцип научной обоснованности управления – научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.

Принцип плавности – заключается в  установлении основных направлений  и пропорций развития организации  в перспективе.

Принцип сочетания прав, обязанности и  ответственности – каждый подчиненный  должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Принцип частной автономии и свободы  – все инициативы исходят из действующих  экономических субъектов, выполняющих  управленческие функции по своему желанию  в рамках действующего законодательства.

Принцип иерархичности и обратной связи  – создание многоступенчатой структуры  управления, при которой первичные  звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов  руководства следующего уровня.

Принцип мотивации – чем тщательнее менеджеры  осуществляют систему поощрении  и наказании, рассматривает ее с  учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа  мотивации.

Принцип государственной законности системы  менеджмента – организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям  государственного законодательства.

Принцип органической целостности объекта  и субъекта управления – управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

Принцип устойчивости и мобильности системы  управления – предполагает, что  при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента  не должна претерпевать коренных изменен.

 

 

 

3.Виды и функции  мен-та предприятий сферы сервиса  и туризма.

Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением определ. задач в управлении. Различают общий и функциональный менеджмент. Общий м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост. хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции. (напр. персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания различают нормативный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимат. политики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. намерений. Стратегич. м-т предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич. контроля за их реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых стратегий развития орг-ции. 

Функции мен-та.

  1. Конкретный – (управление персоналом, финансами, инновационный менеджмент, коммуникативный).
  2. Общие функции – в 1916 Анри Фаел обозначил создал теорию административного управления.

1 – Планирование постановка целей и определение способов их достижения.

2 – Организация  создание условий для реализации планов (нужны ресурсы финансовые, трудовые, материальные, информационные).

3 –Координация обеспечение взаимодействия согласно работы между руководителем и подчиненными сотрудниками и внешней средой (собрание, планерка, совещание).

4 – Мотивация – активизация менеджеров своих сотрудников с целью активизации и повышения эффективности деятельности направленной на достижение целей организации.

  1. –Контроль (сравнение плана, нормативов, стандартов) с фактическими результатами деятельности.

 

4.Понятие и классификация методов менеджмента.

Реализация рассмотренных  ранее функций и принципов  управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути способы осуществления  управленческой деятельности, применяемые  для постановки и достижения целей  организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению  к трудовым коллективам в целом  и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого  воздействия трудовые коллективы и  человека Такой подход связан с общей  концепцией менеджмента как целенаправленного  воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают  предприятия, организации, объединения  и коллективы трудящихся.

Множественность методов  менеджмента и разные подходы  к их классификации усложняют  задачу выбора тех из них, которые  будут более эффективны при решении  конкретных управленческих задач. Тенденция  к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации  по определенным критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание - это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие  на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и  создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости  от их содержания, направленности и  организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое  и социальное воздействие на управляемую  систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов  управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что  в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи  с этим можно выделить следующие  методы управления: 
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; 
экономические, обусловленные экономическими стимулами; 
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

 

       5.Развитие теории  и практики менеджмента.

Управление появилось  с людьми, с образованием человеческого  общества. Управление выделилось и  обособилось в самостоятельный  вид деятельности в процессе развития и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации  и согласования деятельности людей  в общественном производстве.

В отдельную науку управление организацией (менеджмент) выделилось относительно недавно. Чтобы лучше  понять активно развивающееся новое  и сложное социальное явление  как, менеджмент, мы рассмотрим развитие теории и практики менеджмента в  разрезе исторических периодов.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию  и задачи организации. Меняются цели и стратегия - меняются конкретные задачи - меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными  действиями, менеджмент включает в  себя постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его  развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа  развития общества. Этим обусловлена  необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента.

Информация о работе Рыночная экономика и менеджмент