Система мотивации персонала ООО «Максима-А»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: анализ проблем мотивации персоналом ООО «Максима-А», а также разработка и реализация предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с целью данного проекта автором были выделены следующие задачи:
изучить теоретические основы исследования системы мотивации и стимулирования;
провести анализ системы мотивации и стимулирование персонала;
определить наиболее эффективные средства мотивации и стимулирования персонала;
разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала
раскрыть сущность и основы разработки кадровой стратегии;
рассмотреть основные концепции планирования работы с персоналом в современных экономических условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.2 РОЛИ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 8
1.3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 12
ГЛАВА 2 «КОНСАЛТИНГОВЫЙ ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ООО «МАКСИМА-А» 18
2.1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ООО «МАКСИМА-А» 18
2.2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСАЛТИНГ.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

• усиление дифференциации в оплате труда в зависимости от его сложности и качества, потребительских свойств производства, что имеет принципиальное значение для актуализации мотивов общественной полезности труда и рационального сочетания интересов «на себя» и «на других»;

• постепенный отказ от денежных компенсаций за непривлекательный труд   и вредные санитарно – гигиенические условия, поскольку они не только консервируют неблагоприятные условия труда, но и снижают  трудомотивирующую функцию оплаты;

• расширение стимулирующей зоны оплаты труда путем установления оптимальных соотношений гарантированного Обществом минимума заработной платы, обеспечивающего воспроизводство квалифицированной рабочей силы, и максимально возможного заработка, обеспечивающего качественные различия в уровне благосостояния работников           с разным трудовым вкладом;

• изменение функций и роли премиальной системы, которая в настоящее время  слабо стимулирует трудовую активность, так как используется  чаще  в качестве санкций за невыполнение каких – то требований руководства, а не в качестве стимула .

Существующая в настоящее время Схема оплаты труда, определенная Положением об оплате труда, представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда  всех групп персонала: рабочих, руководителей, специалистов, служащих. Такая Схема предусматривает оплату труда работников по тарифным ставкам (окладам) в зависимости от  квалификационного разряда (группы) и занимаемой должности, т.е. предполагает равную оплату за труд равной ценности и  сложности. [2] При этом  существующая Схема предполагает установление «вилок»  окладов по занимаемым должностям или тарифных ставок рабочим с «последовательным» нарастанием. Последовательное нарастание означает, что установление нижней границы «вилки» каждой последующей  ступени оплаты   начинается  с максимального значения предыдущей.

В связи  с этим наиболее   прогрессивным для  обеспечения  более оптимального общего диапазона оплаты труда на основе единой Схемы, позволяющего дифференцировать уровни  оплаты труда различных категорий работающих, представляется «перехлестное» нарастание, когда граница каждого разряда находится в диапазоне, превышающем размер межразрядной разницы. Целесообразность такого подхода обусловлена особой ценностью высококвалифицированных  работников. При большем диапазоне тарифной сетки работнику для получения каждого следующего разряда требуется приложить все большие усилия.

Система стимулирования  трудовой активности предполагает  оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, труда и отдыха. Активизация только экономической  (материальной) мотивации приводит к увеличению интенсивности труда и продолжительности рабочего времени, что характеризуется ростом сверхурочных работ. В результате многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно – эмоциональные перегрузки.[10] В рамках реформирования необходимо установить оптимальное соотношение функции предприятия в сфере труда - оно должно обеспечить механизм контроля за условиями труда на производстве, для того чтобы техническая реконструкция не просто повышала производительность труда, но и позволяла создавать благоприятную среду для повышения трудовой активности работников, ориентированных преимущественно на содержательную деятельность, поскольку именно такие работники наиболее  продуктивны, инициативны  и социально активны  в производственных делах.

1.3 Теоретические основы разработки системы мотивации и ее значение

Одной из самых востребованных в консалтинге услуг на сегодняшний день это разработка мотивации повышения эффективности профессионального труда специалистов.

Данная проблема охватывает сразу несколько научных областей: социологию и психологию, экономику и кадровый менеджмент. Одной из функций социологии менеджмента является мотивационная: процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Современные теории мотивации, предназначенные объяснить этот процесс, можно разделить на содержательные теории мотивации (мотивационно-гигиеническая теория Херцберга) и процессуальные теории мотивации, которые базируются на том, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный тип поведения.

Система мотивации и стимулирования профессиональной деятельности существует на каждом предприятии, но она не всегда эффективна. Это следствие того, что в результате применения определенной политики не учитываются особенности конкретного предприятия, конкретной профессиональной деятельности; или она скопирована из учебных пособий без учёта поправок на современное состояние социума, или «досталась по наследству» из прошлого, или заимствована у более успешной конкурирующей компании.[5] Бездумно воплощая в политику управления отдельные фрагменты стимуляционной системы, управляющее звено не учитывает специфику и особенности персонала конкретно своего предприятия.

Говоря об эффективности кадровой политики, показателем которой является текучесть кадров, нужно определить и тщательно изучить индивидуальные особенности конкретного предприятия.

Требования, которые следует принимать во внимание при создании системы мотивации персонала, можно  условно выразить следующей схемой:

Рис. 1. Система мотивации персонала.

 

Данная схема, хотя и проста, но эффективна, так как она снижает нестабильность и демотивирующий эффект производительности труда персонала компании. Несоблюдение обозначенных позиций приведёт к большему снижению эффективности, чем вообще отсутствие механизмов определения вознаграждения труда как таковых.

Следующим шагом по созданию чёткой, стройной и эффективной системы мотивации персонала должно стать выполнение некоторых условий, а именно:

1. Выделение однородных  групп сотрудников по целям, функциям  и задачам, каждой из которых должна соответствовать определенная постоянная сумма заработной платы.

2. Определение главных показателей эффективной деятельности каждой группы и соответствующего каждому показателю правила расчета начисления переменной части заработной платы.

Постоянная выплата (ежемесячно) и переменная (по итогам деятельности) части заработной платы – это наиболее эффективный способ мотивации персонала, который формирует лояльность по отношению к предприятию - как долгосрочный стимул и мотивирует сотрудников на интенсивный труд и решение определенного круга задач – как краткосрочный стимул.

Долгосрочный стимул - постоянная выплата – необходимая часть вознаграждения, позволяющая избежать текучести кадров в условиях конъюнктуры рынка труда. Более того, постоянная выплата необходима для сотрудников, деятельность которых приносит видимые результаты только спустя определенное время. Предполагаемые итоги деятельности, таким образом, авансируются, хотя при этом существует определенный риск. Создание постоянной части (базовой) предполагает проведение анализа деятельности на рабочих местах, составление должностных обязанностей, оценку ценности рабочего места исходя из перечня прав и обязанностей сотрудника. На данном этапе следует выявить, выполнение каких конкретно обязанностей при существующей на предприятии системе управления необходимо для поддержания эффективной работы предприятия в целом. После выявления круга должностных обязанностей они перерабатываются в должностные инструкции и должны быть предоставлены для ознакомления каждому сотруднику.[12] Как правило, такие инструкции разрабатываются на основе типовых, но с учётом реального положения дел, оцениваемых показателях, которое каждое конкретное предприятие берёт за основу для разработки адекватной системы мотивации.

Оценка рабочих мест зависит от численности персонала. На крупном предприятии как правило существует следующая градация: рабочие, специалисты и руководители. Иногда в рамках этих групп выделяются направления и устанавливаются четко фиксированные оклады, исходя из опыта руководства, собственных представлений о рынке труда или ранжируются по степени важности. Данная система не эффективна, так как она не учитывает такие важные факторы, как опыт работы, интенсивность труда, ответственность, квалификация и т.д.

Главная задача, решить которую должна система мотивации, это ориентация сотрудников на максимально эффективное выполнение профессиональных обязанностей в рамках стратегических целей предприятия. Именно она оценивает переменную часть заработной платы, отражающую конкретные результаты труда.

Существует ещё одно направление стимуляции производительности труда работников, которое необходимо учитывать при создании системы мотивации. Это косвенное стимулирование, на которое все больше внимания обращают в настоящее время специалисты кадрового учёта и аудита. Четкой грани между материальным и нематериальным стимулированием нет, они взаимозависимы, так как обуславливают друг друга и пересекаются.

Б. Шамир отмечает, что любое предприятие должно учитывать роль моральных обязательств и ценностей в поведении человека, предлагая теорию самоконцепции, в которой основное внимание уделяется возможностям человека, способного с помощью работы занять определенное общественное положение и достигнуть самореализации.

Р. Хакман и Г. Олдхем под переживанием значимости работы понимают степень, с которой субъект осознает работу как значимую, ценную, стоящую; под переживанием ответственности - степень, с которой субъект чувствует себя лично ответственным за результаты выполняемой им работы. Знание результатов - это степень, с которой работник знает и понимает насколько эффективно он работает.

Косвенным материальным стимулированием могут выступать самые различные факторы, разнообразие которых определяется возможностями организации и потребностями работников.

К косвенным  формам мотивации обычно относят:

  • социальный пакет
  • творческое стимулирование;
  • организационное стимулирование;
  • корпоративная культура;
  • моральное стимулирование;
  • стимулирование свободным временем;
  • стимулирование обучением.

Социологи считают, что косвенное стимулирование способствует «коллективному эффекту» - сплоченности коллектива, уменьшая текучесть кадров. Более того, такой вид мотивации обходится компании дешевле, чем прямое материальное стимулирование.

Создавая систему мотивации, необходимо учитывать, что она должна касаться всех структурных подразделений предприятия, что обуславливает помимо специалиста по кадрам, участие руководителей всех подразделений.[7] Это объясняется тем, что выработка методов стимулирования варьируется в зависимости от статуса (ранга), который занимает сотрудник в должностной иерархии, а так же напрямую зависит от мотивационной направленности. Например, одного работника наилучшим образом будут мотивировать косвенные материальные стимулы, подчеркивающие его статус (служебный автомобиль, телефон и др.), то для другого более ценными будут стимулы, направленные на его развитие (например, оплата обучения), третий будет более заинтересован в медицинской страховке и оплате абонемента в спортивный клуб или бассейн.

Разработка методов мотивации эффективности работы сотрудников предприятия относится непосредственно к компетентности специалиста по кадровому консалтингу и аудиту, который согласовывает выработанную систему с финансовым директором предприятия.

Оценка эффективности внедрённой новой мотивационной системы может быть выявлена не сразу, что объясняется чаще всего консервативностью человеческих взглядов. Эффективнее всего проводить апробацию следующим образом: использовать метод «скрытого внедрения», позволяющий избежать многих серьезных ошибок и еще на этапе разработки системы мотивации скорректировать возможные недочёты и неточности. Суть данного метода такова: расчет оплаты труда делается исходя из разрабатываемой мотивационной системы, но оплата идёт по старым методам начисления заработной платы. То есть сотрудники продолжают получать вознаграждение по уже опробованной схеме, но параллельно менеджеры рассчитывают премию по «новой» — мотивационной схеме. В таких случаях не рекомендуется сообщать сотрудникам о внедрении новой системы начисления вознаграждения до того, как она будет окончательно разработана и утверждена, иначе это может негативно отразиться на качестве их труда.

По данным исследования, проведенного американским ученым Эдвином Локком,, социологом, профессором бизнес-школы Университета штата Мэриленд, автором целевой теории мотивации, создание на предприятии эффективной системы мотивации позволяет повысить производительность труда в среднем на 30% (при этом 10% повышения производительности труда добились 90% всех предприятий, принявших участие в исследовании) [3].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 «Консалтинговый проект по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала ООО «Максима-А»

2.1 Анализ организационно-экономической характеристики ООО «Максима-А»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Максима-А», зарегистрировано 5 апреля 2006 года по адресу 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 43, ОГРН: 1062540022291, ИНН: 2540119639. Регистрирующая организация – Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов на доход и других расходов, поступает в полное распоряжение учредителей, которую они направляют на развитие предприятия. Предприятие осуществляет внутриэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ. Деятельность компании ориентирована в нескольких направлениях: основная деятельность - розничная и оптовая торговля.

Основная цель организации бизнеса - сохранение устойчивого положения на рынке указанных услуг, а в перспективе наращивание оборотов и завоевание всего рынка. Главной задачей на сегодняшний день является – обеспечение максимально возможной отдачи при минимизации затрат и наименьшем риске. Предприятие имеет постоянный круг клиентов.

Предметом деятельности ООО «Максима-А» являются:

Информация о работе Система мотивации персонала ООО «Максима-А»