Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:17, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию коммуникационных процессов в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, функции и виды коммуникаций в организации;
рассмотреть элементы и этапы коммуникационного процесса;
изучить коммуникационные барьеры;
проанализировать организационную, кадровую характеристику и содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
дать оценку финансового положения и эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
предложить пути повышения эффективности коммуникационных процессов в организации и определить их экономическую эффективность.
Введение ……………………………………………………………………….... .. . 4
Глава 1. Место и роль коммуникационных процессов в управлении организацией.
1.1. Сущность, функции и виды коммуникаций ……………………………….. 9
1.2. Коммуникационный процесс ………………………………………………. 23
1.3. Коммуникационные барьеры ………………………………………………. 27
Глава 2. Анализ эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»
2.1. Организационная и кадровая характеристика ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………...……....... 32
2.2. Содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………………....... 41
2.3. Анализ информационного обеспечения системы управления ………....... 49
2.4. Оценка финансового положения и эффективности управления ………… 51
Глава 3. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса в
ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени
И.С.Ефанова»
3.1. Современные требования к повышению эффективности
коммуникации ………………………………………………………………. 60
3.2. Предложения и рекомендации по усовершенствованию
коммуникативной политики организации………………………………. .. 64
Заключение ……………………………………………………………………….. 70
Список литературы ……………………………………………………………. … 75
Рассмотрим эти составляющие более подробно.
Разработка стратегии
эффективности организации. Практика
менеджмента рассматривает
Формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура выступает в качестве нематериального актива организации и фактора создания добавленной стоимости. При определенных условиях культура может выступать в форме капитала. Если говорить об измерении капитала в культуре, то обладатель культурных потребительных стоимостей (образования, творческих способностей, литературного дара и т. п.) становится обладателем культурного капитала, когда он включает эти стоимости в процесс рыночного обмена, преобразует их в стоимость и в результате обмена приобретает большую экономическую власть, или больший капитал [18, с.136].
Элементы культуры (квалификация, опыт, произведение искусства или изобретение) становятся культурным капиталом, когда они начинают приносить их обладателю прибыль или усиливать его экономическую власть. Это происходит в том случае, когда обладатель данного элемента культуры имеет возможность присваивать себе весь или значительную часть произведенного прибавочного продукта. Культурный капитал не отделен непроходимой стеной от других форм капитала [8, с.96].
С другой стороны, корпоративная культура является частью организационного капитала фирмы, который, в свою очередь, является составляющей интеллектуального капитала организации. Обе стороны феномена корпоративной культуры актуальны, если учитывать конечную цель формирования корпоративной культуры [8, с.98].
Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) – это совокупность организационных, управленческих, технологических, информационных и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний [8, с.99].
Зачастую руководители организации оказываются не в состоянии реализовать свою стратегию и требуемые перемены не потому, что они не аргументированы или неверны, а из-за недооценки значения культуры своей организации. Радикальные перемены оказываются возможными только в ситуации, когда все участвующие в этом процессе верят в них и их поддерживают [9, с.212].
Формирование каналов коммуникации внутри организации. Типичной проблемой внутрикорпоративной коммуникации является недостаточная информированность персонала. Как следствие – отсутствие взаимопонимания в коллективе, конфликты и сопротивление политике руководства. Дело даже не в недостатке информации вообще, а в ее несоответствии значимым для человека факторам. В число таких факторов можно включить цели фирмы, востребованность инициативы с мест, возможности профессионального роста в организации. В организации с высоким корпоративным IQ (по определению Гейтса) взаимный обмен информацией наиболее эффективен, все сотрудники хорошо информированы по поводу корпоративных целей [10, с.87].
С внутрикорпоративной коммуникацией связана еще одна весьма серьезная проблема, имеющая непосредственное отношение к интеллектуальной собственности. Коммуникация, в соответствии с ранее данным определением, есть обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность – это не просто патенты и торговые марки. За ними стоит человек, его разум, интеллект. Интеллект не похож ни на какой другой вид собственности. И как собственность он ставит перед бизнесом новые проблемы, решать которые можно с помощью внутрифирменной коммуникации [18, с.186].
К умным людям – тем, кто создает и поддерживает интеллектуальную собственность организации, надо относиться как к ценности. Но, в отличие от других нематериальных активов, которые тоже составляют корпоративную ценность, люди могут покинуть организацию. Чтобы у них не возникало такого желания, одного материального стимулирования недостаточно. Предложить реальным и потенциальным «биллам гейтсам» систему участия в прибылях и приобретении акций, наделить их некоторыми правами собственности, гарантировать им постоянную востребованность и окружить их неформальной заботой и вниманием – все это в состоянии обеспечить внутриорганизационная коммуникация и грамотное управление ею [10, с.93].
Не случайно к сфере
внутрикорпоративной
Формирование каналов коммуникации внутри организации определяется рядом принципов, достигается конкретными методами и инструментами. К ним относят: внутрифирменные издания (газеты, журналы); листовки; аудио – и визуальные средства; «горячий телефон»; доски объявлений; каналы межличностного (делового и неофициального) общения.
Формирование каналов коммуникации во внешней среде организации. Это чрезвычайно важное направление коммуникационного менеджмента обеспечивает ряд технологий, которые будут рассмотрены далее.
Надо отметить, что использование коммуникативного ресурса в менеджменте знаний, как и сам менеджмент знаний, порождает возрастающую полезность самого коммуникативного ресурса и его возрастающую предельную производительность: чем больше участников коммуникационного процесса, тем больше ценность каждого контакта; чем больше коммуникационных контактов, тем больше полезность и, соответственно, экономический эффект от каждого отдельного контакта [15, с.289].
Эффект сетевого взаимодействия выражается в использовании выработанных коммуникацией стандартов. Допустим, выгоды от использования английского языка как нематериального актива компании возрастают именно потому, что этим языком пользуются контрагенты, клиенты, инвесторы и множество других людей, входящих в круг интересов компании. А заниматься созданием, поддержанием и защитой репутации выгодно потому, что это оборачивается ростом капитализации [9, с.332].
К стандартам, выработанным коммуникацией, можно отнести связь производителей брендов со своими потребителями. Каждый потребитель брендированного товара заранее убежден, что качество продукции безупречно; что дизайн служит отражением корпоративной мудрости изготовителей этой продукции; что обладание этими изделиями повышает общественный статус потребителя, переводя его на более высокий социальный уровень [11, с.436].
Наконец, при управлении коммуникацией мы также сталкиваемся с экстерналией. Заботясь о своей репутации, о прозрачности своего бизнеса, совершенствуя бренд и т. п., собственники и менеджмент компании обеспечивают себе таким образом стабильный инвестиционный климат, приток квалифицированных кадров, завоевывают расположение потребителей.
Внешний сетевой эффект
особенно заметен при решении
экономических задач
Важно, чтобы руководители организации осознавали важность свободного обмена знаниями, то есть поддерживали самые различные способы коммуникации. И в этой связи можно сделать однозначный вывод: лидер должен участвовать в управлении знаниями посредством эффективной коммуникации. Б.Гейтс в своей известной книге «Бизнес со скоростью мысли» приводит в пример президента автомобильного производства корпорации Ford Жака Нассера, который раз в неделю рассылает электронные почтовые послания 89 тысячам своих подчиненных по всему миру. В них он делится с людьми новостями – как хорошими, так и плохими. Кроме отправителя, никто эти письма не редактирует, мало того, он сам читает ответы, которых ежемесячно приходит несколько сотен. Президент сам дает поручения своим помощникам, если требуется продолжить переписку [10, с.102].
«Я не рассылаю таких еженедельных отчетов, – пишет Гейтс, – но тоже обращаюсь к служащим Microsoft по всему миру с электронными посланиями по важнейшим вопросам. Как и Жак Нассер, я сам читаю адресованные мне письма работников компании и даю такие же поручения. Почтовые обращения сотрудников, предпринимаемые ими по собственной инициативе, чрезвычайно для меня полезны – таким образом я получаю возможность быть постоянно в курсе того, какие проблемы их волнуют и что они на этот счет думают». Таким образом, руководитель Microsoft формирует внутреннюю коммуникацию, обеспечивая сотрудничество в рамках конкретных проектов [10, с.45].
Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью («паблик рнлейшнз»), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию. Компания через коммуникационную стратегию воздействует на свои основные целевые аудитории посредством специальных технологий, методов, инструментов. Понять и познать клиента – задача public relations. PR – это особая функция управления, которая [12, с.138]:
PR эффективно «обслуживает» различные части интеллектуального капитала, напрямую и опосредованно влияя на компетенцию сотрудников, системы сетевого взаимодействия, организационные структуры, корпоративную культуру организации, а также на финансовое благосостояние.
Выделим следующие критерии вклада коммуникации в финансовое благосостояние организации [5, с.138]:
1. Продвижение имиджа
организации открывает пути
2. Внутренняя мотивация работников способствует созданию здорового морального климата в организации, готовности к инновациям.
3. Исключение двойственного
толкования политики
4. Поддержка истинных ценностей организации ее сотрудниками помогает ей сохранить достигнутое знание в период кризисов.
5. Обмен информацией
дает возможность руководству
понять, что происходит в
6. Связи с работниками
организации помогают
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми» – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Совершенно ясно, что, если люди не смогут обмениваться информацией, они просто не сумеют работать вместе [11, с.451].
Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Короче говоря, обмен информацией – важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени менеджеры всех уровней тратят на коммуникации [17, с.452].
В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии – осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям [12, с.77].
Можно утверждать, что эффективность работы менеджера зависит, прежде всего, от эффективности его коммуникаций и навыков делового общения: умения вести личную беседу и разговаривать по телефону, читать и составлять деловые записки, письма и отчеты, участвовать в совещаниях и т.п.
Коммуникации в организации – это сложная, многоуровневая система, охватывающая, как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение. Рассмотрим эту систему подробнее. Коммуникации классифицируют (см. Приложение1):
Информация о работе Совершенствование коммуникационных процессов в организации