Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:17, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию коммуникационных процессов в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, функции и виды коммуникаций в организации;
рассмотреть элементы и этапы коммуникационного процесса;
изучить коммуникационные барьеры;
проанализировать организационную, кадровую характеристику и содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
дать оценку финансового положения и эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
предложить пути повышения эффективности коммуникационных процессов в организации и определить их экономическую эффективность.
Введение ……………………………………………………………………….... .. . 4
Глава 1. Место и роль коммуникационных процессов в управлении организацией.
1.1. Сущность, функции и виды коммуникаций ……………………………….. 9
1.2. Коммуникационный процесс ………………………………………………. 23
1.3. Коммуникационные барьеры ………………………………………………. 27
Глава 2. Анализ эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»
2.1. Организационная и кадровая характеристика ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………...……....... 32
2.2. Содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………………....... 41
2.3. Анализ информационного обеспечения системы управления ………....... 49
2.4. Оценка финансового положения и эффективности управления ………… 51
Глава 3. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса в
ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени
И.С.Ефанова»
3.1. Современные требования к повышению эффективности
коммуникации ………………………………………………………………. 60
3.2. Предложения и рекомендации по усовершенствованию
коммуникативной политики организации………………………………. .. 64
Заключение ……………………………………………………………………….. 70
Список литературы ……………………………………………………………. … 75
Основным элементом коммуникационного процесса колледжа является директор. Всю сферу коммуникативного поведения руководителя в ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» можно разделить на несколько основных видов: параллельные коммуникации, сопровождающие выполнение всех иных функций и задач; беседы (индивидуальные и коллективные) и переговоры; организация и проведение деловых совещаний; публичные выступления руководителя; речевые исполнительские действия как форма непосредственного воздействия на подчиненных с целью организации их деятельности. Помимо этого, существуют и иные формы коммуникации – невербальные (мимика, пантомимика), а также письменные коммуникации. В последнем случае также сформулированы специальные требования: например правила составления деловых писем. Каждый из этих видов коммуникации наряду с общими предъявляет и специфические требования к речевому поведению руководителя.
Таким образом, созданную руководителем колледжа сеть можно отнести к типу "колесо", в которой представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре "колеса", имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.
Сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между заведующими отделений, между подчиненными. Диагональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.
2.3. Анализ информационного
обеспечения системы
В процессе анализа потоков информации необходимо определить степень её сбора, обработки и хранения. Такой анализ проводится с целью обеспечения однозначности и однородности концентрации информации, тождества её отражения на разных носителях.
При анализе информационных потоков в ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» будем рассматривать движение информации по иерархическим уровням системы управления и в рамках одного уровня (горизонтальное).
Анализ существующих процессов управления может быть осуществлен прежде всего на базе исследования информационной системы ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова», которая характеризуется наличием существующей схемы документооборота, системы экономических показателей деятельности организации, структурным составом подразделений, участвующих в процессе управления, и интенсивностью потоков данных, циркулирующих между ними.
Обработанные материалы обследования позволяют провести анализ системы планирования и управления, как в отдельных подразделениях управляющей системы, так и в организации в целом.
Деятельность любого подразделения, связанная с управлением, выражается в создании различных форм документов и показателей.
Получение необходимых материалов для анализа информационных потоков весьма трудоемкий процесс и требует для облегчения и ускорения этих работ использования различных вычислительных средств. Однако даже при использовании персональных компьютеров сложно спроектировать и проанализировать информационную систему ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова», ввиду специфики отрасли, в которой действует организация.
Определим общий перечень циркулирующих на предприятии документов. В результате обработки материалов обследования было выявлено, что в подразделениях ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова», для осуществления деятельности циркулирует около 270 форм документов.
На данной стадии анализа важно отметить, что создаваемые и циркулирующие внутри организации формы документов могут быть подвергнуты изменениям по виду, содержанию и маршрутам движения.
Наиболее загруженными являются следующие функциональные подразделения:
Таким образом, результаты анализа информационного обеспечения системы управления ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» оказывают непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих процессов (технологии управления), распределению состава работ по уровням и подразделениям аппарата управления, а в ряде случаев – по совершенствованию организационных структур управления. Видно, что на входе в отделы информационные потоки более загружены, чем на выходе. Это свидетельствует о том, что функциональные подразделения перерабатывают входящую информацию, возможно, упрощая ее.
2.4. Оценка финансового положения и эффективности управления.
Анализ финансового
состояния начинается с общей
оценки структуры средств
Данные таблиц показывают, что общий оборот нефинансовых активов увеличился на 12 175 597 руб. в 2012 году по сравнению с 2011 годам все нефинансовые активы в общей стоимости активов стали занимать 99,1 % , то есть увеличились по сравнению с 2011 годам на 3,8 %, а финансовые активы соответственно сократились на 3,8 %.
Доля собственного капитала в общем объеме источников покрытия составляла 93,8%, заемного – 6,2 %. Таким образом, за весь исследуемый период ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» обходится преимущественно собственными средствами.
Колледж может привлечь
в порядке, установленном
ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» получает доход от аренды помещений, от платной образовательной деятельности. Динамика доходов от предпринимательской деятельности ГОУ СПО «ТСК им.И.С.Ефанова» отражена в таблице 7.
Таблица 7
Динамика доходов от
предпринимательской
ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» за 2010-20012 гг.
Наименования показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Аренда, руб. |
12203 |
0,18 |
- |
- |
- |
- |
Поступления от платной образовательной деятельности |
8451611 |
97,82 |
9456485 |
88,34 |
2316753 |
92,8 |
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов |
- |
- |
527243 |
4,9 |
- |
- |
Доходы от операций с активами |
- |
- |
4558 |
0,42 |
- |
- |
Прочие доходы |
175267 |
2,0 |
716164 |
6,34 |
181819 |
7,2 |
ВСЕГО |
8639081 |
100 |
10704450 |
100 |
2498572 |
100 |
Колледж ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Доходы и расходы отражаются в следующих документах учета:
Привлечение накопительных
средств не влечет за собой снижение
нормативов бюджетного финансирования.
Доходы, полученные Учреждением от
разрешенной Уставом
Обеспечение эффективного функционирования учреждения требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Важнейшим показателем, отражающим эффективность деятельности образовательного учреждения является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в учреждение и иные финансовые операции, все эти показатели можно наглядно рассмотреть в таблице 8.
Таблица 8
Анализ рентабельности деятельности ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» за 2010-20012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темпы изменений, % | ||
2010/2009 |
2011/2010 |
2012/2011 | ||||
Коммерческие расходы |
1106 |
788 |
398 |
71,2 |
36 |
50,5 |
Прибыль от реализации услуг |
2855 |
1179 |
2245 |
41,3 |
79 |
190,4 |
Рентабельность основной деятельности, % |
26,8 |
6,7 |
15,5 |
16,8 |
43,1 |
141,1 |
Рентабельность |
21,1 |
6,3 |
13,4 |
29,9 |
63,7 |
212,3 |
Анализируя показатели, приведенные в таблице 8, отмечается, что рентабельность основной деятельности в 2012 году составляет 15,5%, а в 2011 году этот показатель составил 6,7 %, то есть происходит увеличение рентабельности.
Показатели рентабельности предоставления услуг в 2012 году по сравнению с 2011 годом также сопровождается динамикой роста и составил 13,4 %. Данный показатель положительно характеризует деятельность ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» в 2012 году. Можно сделать вывод, что ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» рентабельно.
За исследуемый период с 2010-2012 гг. в структуре основных средств произошли существенные изменения. Стоимость зданий и сооружений в отчетном году по сравнению с базисным не изменилось. В отчете о движении основных средств (форма 5) отражена стоимость основных средств колледжа, в том числе, зданий, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств. И т.д. На основании данных отчетов о движении основных средств составим наглядно таблицу 9, которая отражает динамику стоимости основных средств ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» за период с 2010-2012 г.г. в разрезе по показателям.
Таблица 9
Динамика стоимости основных средств ГОУ СПО ТО «ТСК им.И.С.Ефанова» за 2010-2012 гг.
Наименование Показателя, руб. |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. | |||||||||
бюджет |
внебюджет |
всего |
% |
бюджет |
внебюджет |
всего |
% |
бюджет |
внебюджет |
всего |
% | |
Здания (010) |
9717,9 |
- |
9718 |
- |
9717,9 |
- |
9718 |
- |
18659 |
- |
18659 |
92,0 |
Из них: Жилые здания |
7214,5 |
- |
7215 |
- |
7144,5 |
- |
7145 |
-0,97 |
13718 |
- |
13718 |
92,0 |
Сооружения (011) |
37,3 |
- |
37,3 |
- |
37,3 |
- |
37,3 |
0 |
71,7 |
- |
71,7 |
92,2 |
Передаточ. устройтво (012) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Машины и оборудование (013) |
188,9 |
115,8 |
304,7 |
- |
213,4 |
156,9 |
370,3 |
22 |
573,2 |
493,4 |
1067 |
188,0 |
Транспортные средства |
4,8 |
- |
4,8 |
- |
47,7 |
20 |
67,7 |
1310 |
127,8 |
66,4 |
194,2 |
186,9 |
Инструмент производственный (010) |
10,2 |
53,8 |
16 |
- |
10 |
10,9 |
20,9 |
31 |
26,7 |
20,3 |
47 |
124,9 |
Библиотечный фонд (018) |
33,5 |
1 |
34,5 |
- |
31,8 |
11,7 |
43,5 |
26 |
79,4 |
17,3 |
96,7 |
122,3 |
ВСЕГО |
9992,6 |
122,6 |
10115 |
- |
10058 |
199,5 |
10258 |
1,4 |
19538 |
597,4 |
20135 |
96,3 |
Информация о работе Совершенствование коммуникационных процессов в организации