Совершенствование мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ». Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- изучить мотивацию: теоретические аспекты, основные теории;
- изучить теории мотивации персонала, используемые в организации;
- изучить управление структурой системы мотивации персонала;
- рассмотрение оценки действующей системы мотивации персонала предприятия;
- составление общей характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- составление организационной характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- проведение анализа трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования;
- исследование мотивации работников Первоуральского почтамта;
- предложить и обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала……………… .8
1.1. Мотивация: теоретические аспекты, основные теории……………….. ….8
1.2. Теории мотивации персонала, используемые в организации.……….. …14
1.3. Управление структурой системы мотивации персонала…………………19
2. Оценка действующей системы мотивации персонала предприятия. ………26
2.1. Общая характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………………26
2.2. Организационная характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………29
2.3. Анализ трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования……………………34
2.4. Исследование мотивации работников Первоуральского почтамта………50
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в системе управления Первоуральского почтамте…………………….……….62
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом предприятия.. ……………….62
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала.. ……………………..………………72
Заключение…………………………………………………………………………86
Список использованной литературы ……………………………..………………90

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 738.00 Кб (Скачать файл)

Структура Первоуральского почтамта линейно-функциональная, централизованная. Структуру можно охарактеризовать разделением зон ответственности и единоначалием. Такая структура позволяет быстро реагировать в ответ на прямые приказания, согласовывать действия исполнителей, оперативно принимать решения. Существующая структура достаточно хорошо подходит для рассматриваемой организации, так как для обеспечения функционирования предприятия требуется решение стандартных управленческих задач. При объективности принимаемых управленческих решений организация способна адаптироваться к происходящим изменениям. Но при такой структуре выполнение сотрудниками своих задач строго регламентируется правилами, процедурами, нормами и инструкциями, что вполне приемлемо и отчасти необходимо при ориентации на постоянное повышение качества услуг связи. Однако чрезмерная регламентация не позволяет спонтанно и адекватно реагировать на неожиданные изменения во внешней среде, что ведет к отсутствию гибкости и препятствует введению новых элементов в деятельности предприятия.

На предприятии преобладают  авторитарные управленческие формы. Схемы передачи информации и схемы обратной связи носят трансляционный характер. Нормы в области внутрифирменной коммуникации формализованы. Традиционно в организации вырабатываются реактивные решения, принимаемые в ответ на изменение ситуации, после изменений, требующих вмешательства руководства, и ситуационные, максимально ориентированные на сегодняшний день решения. Стиль руководства - смешанный, но в нём преобладают элементы авторитарного характера управления: в работе коллектива используются стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы; подчинённым предоставляются исполнительские функции; коллектив работает в условиях принудительного режима (по типу конвейерного), задаваемого общей организацией трудового процесса.

Таким образом, способность  персонала оказывать влияние  на принятие управленческих решений  разного уровня производна от оценки персонала как объекта управленческих воздействий. С позиций известных доктрин "X", "У", "Z" эта оценка может сильно различаться, и, конечно, в условиях современных организаций вряд ли можно исходить из однозначной приверженности одной из этих доктрин. Результаты, наблюдений позволили выявить, что, с одной стороны, формы управления, схемы передачи информации, нормы внутрифирменной коммуникации, диктуют жёсткое управление работникам, но, с другой стороны, предприятие не может себе позволить легко заменить одного сотрудника другим, так как требуются подчас большие затраты на поиски работника нужной квалификации и необходимы значительные средства на его адаптацию, обучение.

Создаются необходимые  условия эффективной работы людей, они обеспечиваются средствами защиты, предусмотрены комнаты отдыха, раздевалки, сушилки для одежды и обуви, банкетный зал. Периодически производятся медицинские осмотры, предусматривается всё необходимое для обеспечения комфортных условий деятельности управленцев.

Хотя человеческий потенциал  и провозглашён одним из важнейших  факторов стратегии предпринимательства, на предприятии это не вполне подтверждается с позиции кадровой работы, в том смысле, что отсутствуют программы кадрового планирования, оценки и развития кадрового потенциала предприятия. Кадровые мероприятия проводятся, в большинстве своем, в ответ на жёсткую необходимость, вызванную создавшимися событиями, что соответствует реактивному типу кадровой политики.

Изучение типа кадровой политики Первоуральского почтамта с позиций влияния факторов внутренней и внешней среды на основе матрицы комплексного анализа условий и факторов формирования кадровой политики, позволяет охарактеризовать кадровую политику, реализуемую на предприятии, как кадровую политику закрытого типа.

В период производственной практики было проведено исследование, которое включало в себя анкетирование и устный опрос сотрудников предприятия на предмет исследования степени влияния различных групп стимулов на повышение мотивации работников Первоуральского почтамта. В исследовании принимали участие 60 сотрудников отделения связи (40 женщин и 20 мужчин). Целью проведения опроса является определение факторов, наиболее сильно влияющих на мотивацию работников Первоуральского почтамта и повышающих производительность труда.

Опрашиваемым предлагалось оценить предложенные мероприятия  по степени значимости в баллах от 1 до 10. Затем баллы по каждому пункту по всем опросным листам складывались и делились на 60. Таким образом, в таблице 10 приведен пример опросного листа, а в таблице 9 средние баллы значимости по каждому фактору мотивации (см. приложение 9).

Сформируем суммы средних  баллов по каждой группе в таблице 10 и представим данные в виде таблице 11.(Приложение 10)

Таблица 11. Оценка силы влияния способов мотивации

Методы

Сумма средних баллов по виду мотивации

Материальное стимулирование

29,82

Нематериальное стимулирование

15,1

Вовлечение в процесс  управления

14,2

Развитие трудовой карьеры

16,95

Улучшение качества рабочей  силы

13,3


Для большей наглядности  представим данные таблицы 12 в виде диаграммы. При проведении анкетирования была разработана анкета, представленная в приложении 11.

 

Рис. 12. Влияние различных способов мотивации

Так как данная анкета конфиденциальна я не могу ее приложить  к диплому. На основании проведенного опроса, приведем некоторые данные которые свидетельствуют, что в полной мере реализуют свои способности 34,63% работников предприятия. Каждый третий работник использует в своей работе менее 50% потенциала.

Практически треть работников Первоуральского почтамта не полностью удовлетворена своей работой, 23,58% сотрудников не устраивают условия труда. Отчасти это связано с социально-психологическим климатом в коллективе, который 48,59% работников оценивают всего лишь как "удовлетворительный", а 10,9% работников склоняются к отрицательной оценке климата.

На степень удовлетворенности работой сильное влияние оказывает размер заработка. Больше 50% работников Первоуральского почтамта не устраивает размер получаемой заработной платы, причем 2/3 из них – рядовые работники и специалисты. Полностью устраивает размер заработной платы 70% руководителей. Этот факт подтверждает сформулированный выше вывод об отрицательном влиянии дифференциации заработной платы на психологический климат в коллективе и степень мотивированности.

Более того, проблема, по мнению половины респондентов, не столько в том, какую сумму в денежном выражении они получают, сколько в отсутствии связи заработной платы с фактическими результатами труда – у 55% работников Первоуральского почтамта твердо фиксированный размер заработка, что также отрицательно влияет на их мотивацию к труду.

Условия для дальнейшего  продвижения оценивают как хорошие  лишь 11,3% опрошенных. Ситуация наиболее неблагоприятна среди рядовых работников Первоуральского почтамта. Они в большей степени не удовлетворены сложившейся системой продвижения (63,48%). Далее выделим отношение работников к возможным улучшениям условий труда. К созданию комнаты отдыха положительное отношение высказали 38,44% работников Первоуральского почтамта. Причем большую часть из них (48,27%) составляют непосредственно рабочие и специалисты (41,19 %). Также 49,65% сотрудников одобрительно отозвались о возможности использования служебного транспорта для проезда на работу. Порядка 70% руководителей отнеслись к предложению холодно.

При рассмотрении оценок респондентов относительно удовлетворенности жизнью и работой необходимо учитывать, что эти две категории взаимосвязаны. Большую часть жизни человек проводит на работе. Именно работа служит для удовлетворения его разнообразных потребностей. С одной стороны, низкая удовлетворенность жизнью может негативно повлиять на качество выполняемой работы. С другой стороны, неудовлетворенность жизнью может быть вызвана тем, что человек не может в полной мере реализовать свои способности и удовлетворить потребности за счет работы. Поэтому необходимо учитывать различия потребностей персонала, повышать его заинтересованность в результатах труда, совершенствовать условия и организацию труда на предприятии.

При определении удовлетворённости  нынешней работой были получены результаты:

- чуть меньше половины опрошенных (43,8%) скорее не удовлетворенны своей работой;

- примерно равное количество  опрошенных совершенно не удовлетворенны  своей работой (23,4%) и не дали  определённого ответа на вопрос (20,3%) опрошенных;

- скорее удовлетворены  работой (10,9%) опрошенных.

В процедуре многофакторного  дисперсионного анализа выявлены следующие  факторы: гендерные различия; возрастные группы; образовательный уровень; профессиональные роли; семейное положение.

По результатам анализа  выявлены различия в удовлетворённости сотрудников (мужчин и женщин) жизнью и работой. Так можно сказать, что в наибольшей степени удовлетворены работой респонденты - женщины из числа "вполне удовлетворённых" жизнью. Для мужчин из этой группы удовлетворённость работой в два раза ниже. Следует изучать и учитывать воздействие гендерных различий работников при решении задач их мотивации к трудовой деятельности и оценке труда.

При проведении оценочных  мероприятий целесообразно разработать  процедуры ранжирования, дающие возможность  установить различия между работниками-мужчинами и работниками-женщинами. С учетом этих различий выстроить систему мотивации, способную удовлетворять дифференцированные потребности женщин и мужчин, что поможет повысить их удовлетворенность работой.

Среди работников в категории "совершенно не удовлетворены" работой самый низкий показатель у лиц до 29 лет - 29,41% опрошенных. Наиболее удовлетворены работой в этой категории респонденты от 50 лет и старше - 18,18% опрошенных. Наименьшая удовлетворенность работой в категории "скорее не удовлетворены" работой у лиц от 40 до 49 лет - 57,89% опрошенных. Испытывают низкую удовлетворенность работой лица от 50 лет и старше - 45,45% опрошенных. В категории "скорее удовлетворены" работой больше всего людей в возрасте до 29 лет - 23,53% опрошенных в данной возрастной группе. Следует обратить внимание на тот факт, что респонденты возрастной категории до 29 лет разделились равномерно на тех, кто "скорее удовлетворен" работой, "скорее не удовлетворен" работой и "совершенно не удовлетворен" работой. Среди опрошенных данной возрастной группы отсутствуют лица, которые "совершенно удовлетворены" работой. Именно эта возрастная категория может увеличить процент текучести кадров на предприятии.

Необходимо обратить внимание на многочисленный персонал в возрасте от 40 до 49 лет, скорее не удовлетворенный работой. Возможно, такое положение дел связано с тем, что люди, достигшие возраста 45 лет, накопили достаточно опыта и знаний и вступают в стадию "продвижения". Они способны занимать более высокую должность и выполнять более сложную работу. Руководству управления персоналом следует учитывать этот факт и уделять внимание планированию карьеры сотрудников, ведь использование кадрового потенциала более выгодно, чем привлечение персонал извне. Карьера может быть горизонтальной, что поможет востребовать достигнутую компетентность работника.

Ещё один аспект, который  необходимо учитывать при формировании кадровой политики предприятия в  связи с качеством человеческого  ресурса, выявлен на основе оценки удовлетворённости работой и жизнью. Это фактор образования работника.

Минимальная удовлетворённость - "совершенно не удовлетворён" у  лиц со средним образованием, в  их возрастной группе - 66,67% и ещё 33,33% скорее не удовлетворенны работой. Также  не вполне удовлетворенна группа лиц со средним специальным образованием - 38%. Скорее удовлетворенны работой лица с высшим образованием 18,18%. Полностью удовлетворенны работой только 14,29% лиц с неполным высшим образованием.

Есть основания полагать, что повышение уровня образования может стать существенным мотивирующим фактором для лиц со средним специальным образованием. Они смогут удовлетворить свои потребности в самореализации, самоуважении и саморазвитии. В то же время повышение уровня образования будет способствовать продвижению по карьерной лестнице, что позволит получить более сложную и интересную работу, а значит, реализовать потребность в творчестве. Таким образом, повысится удовлетворенность работой данной категории персонала. Для претворения в жизнь подобного проекта отделу управления персоналом необходимо учитывать потребности предприятия в кадрах в перспективе и учитывать появление новых типов работ. Целесообразно оценить результаты труда претендентов при разработке программ повышения квалификации и привлечь к обучению наиболее эффективных сотрудников. Данное направление деятельности актуально для предприятия, так как оно ведет закрытую кадровую политику.

Оказывает влияние на удовлетворённость работой и  взаимодействие признаков возраст  и профессия, образование и семейное положение.

На этапе от 29 до 39 лет  у ИТР возрастает удовлетворённость  трудом, а линейные менеджеры от 30 до 50 лет "снижают" удовлетворённость  работой. На возрастном этапе от 40-49 лет обнаружено снижение удовлетворённости  работой у инженерно-технических работников (ИТР) и возрастание удовлетворённости работой у линейных менеджеров. Обоснованно перевести ряд ИТР из этой возрастной группы в число линейных менеджеров, чтобы повысить их удовлетворенность трудом. Наименее удовлетворены работой лица со средним образованием, имеющие семью и детей, а также со средним образованием, имеющие семью, но без детей. Наиболее удовлетворенны работой лица, получающие высшее образование и имеющие семью и детей.

Примерно одинаково  удовлетворены работой лица с высшим образованием, имеющие различный семейно-ролевой статус. Руководству необходимо обратить внимание на возможность повышения уровня удовлетворённостью работой лиц со средним образованием, имеющих семью и детей. Целесообразно предусмотреть социальную поддержку для данных категорий работников и предоставить возможность в повышении квалификации. Но при этом необходимо учитывать ценность работника для предприятия, его эффективность.

Информация о работе Совершенствование мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте