Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в совершенствовании сложившейся системы делового общения в ОАО «Связной».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы делового общения: понятие, сущность, функции, особенности, а также этапы и фазы делового общения.
2. Определить место делового общения в профессиональной деятельности менеджера, условия и принципы формирования эффективной системы делового общения с подчиненными.
3. Рассмотреть систему делового общения конкретной организации.
4. Проанализировать систему делового общения и ее влияние на эффективность управленческой деятельности.
5. Определить пути оптимизации системы делового общения в исследуемой организации.
6. Сформулировать выводы.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы делового общения 5
1.1. Понятие, сущность и функции делового общения 5
1.2.Особенности делового общения и его разновидности 10
1.3. Этапы и фазы делового общения 12
Глава 2 Значение делового общения в профессиональной деятельности менеджера 15
2.1. Профессиональная деятельность менеджера: сущность, принципы, цели, задачи и функции 15
2.2. Роль делового общения в профессиональной деятельности руководителя 20
2.3 Условия и принципы формирования эффективной системы делового общения руководителя с подчиненными. 23
Глава 3. Совершенствование системы делового общения (на примере ОАО «Связной») 29
3.1 Общая характеристика организации 29
3.2 Анализ системы делового общения и ее влияние на эффективность управленческой деятельности 33
3.3 Оптимизация системы делового общения в исследуемой 36
организации 36
Заключение 40
Список литературы 4
2.2. Роль делового общения в профессиональной деятельности руководителя
Успех любого дела зависит от того объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение.
Всякое управление представляет собой процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации для трансформации ее в управленческие решения. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результат от их реализации.
Важно не просто получить информацию, но иметь ее в таком виде, который обеспечивал ее однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией и поэтому необходим ее обмен, или коммуникации.
Коммуникация – это:
1.
Процесс социального
2. Процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знание, установку или явное поведение.
3. Передача информации от лица к лицу.
4. Линия или канал соединяющий участников обмена информацией.
По статистике от 50% до 90% всего своего времени руководители тратят на коммуникации, обеспечиваемые посредством делового общения. Они являются основным и связующим процессом в осуществелении управленческой деятельности.
От того насколько грамотно руководитель построит общение, зависит не мало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работниками организации своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами.19
В процессе делового общения менеджер должен, прежде всего, достигать двух основных целей:
Деловое общение формирует общность взглядов на принципиальные вопросы, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая способствует уровню компетентности каждого члена коллектива.
Но для того, чтобы установилось сотрудничество, нужна полная и всесторонняя информация об условиях, задачах и способах их разрешения. Полная информация об условиях деятельности активизирует деловое общение, стимулирует желание сотрудничать, при этом руководителю необходимо учитывать личностные качества, интересы и мнения сотрудников.
Итак, в деловом общении необходимы:
При этом руководитель стремится:
На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает различное психолого-педагогическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчиненных; разрабатывая план совместных действий, получая сведения о ходе выполнения задания, взаимодействует с ними.20
Успешность делового общения с персоналом в значительной степени обеспечивается тем фактором, что руководитель должен проводить в жизнь собственную политику, быть независимым в суждениях, иметь свою принципиальную позицию по различным вопросам, творчески подходить к решению проблем, накапливать опыт, стремиться быть авторитетным, но не авторитарным, а также обладать прогрессивными взглядами в отношении нововведений, должными знаниями в области психологии и педагогики как базовых наук о сущности личности, ее становлении и развитии.
Помимо перечисленных характеристик, необходимо упомянуть о таких качествах руководителя, как личная организованность, самодисциплина, эмоционально-волевой потенциал, то есть умение управлять самим собой.
Чтобы эффективно осуществлять управление, руководитель должен уметь взаимодействовать с людьми разного уровня, устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами, умело использовать навыки владения устной и письменной речью для воздействия на партнеров по общению, стремиться к взаимопониманию, следовательно, владеть коммуникативной техникой, уровень которой составляет один из основных критериев профессиональной пригодности. Таким образом, коммуникативная профессиограмма управленца должна быть представлена следующими умениями:
Менеджер,
не обладающий должной чувствительностью,
как правило, много времени и энергии
тратит впустую, усиливая недовольство
подчиненных. Поэтому руководитель должен
понимать, что умение общаться – не менее
значимый элемент его профессиональной
деятельности, чем специальные знания
и навыки работы.21
2.3 Условия и принципы формирования эффективной системы делового общения руководителя с подчиненными.
Прежде чем приступать к рассмотрению условий и принципов формирования эффективной системы делового общения руководителя с подчиненным, необходимо ввести понятие управленческое общение. В общении руководителя и подчиненного ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
Таким образом, управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Основными этапами делового управленческого общения являются:
• выдача руководителем распоряжений, советов подчиненным;
•
получение руководителем «
• оценка выполнения задания подчиненными.
На этих этапах делового управленческого общения реализуются три его основные функции: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
В процессе делового общения выделяют следующие этапы:
• установление контакта;
• ориентация в ситуации;
• обсуждение вопроса, проблемы;
• принятие решения;
• выход из контакта.22
Управленческое общение неразрывно связано с коммуникациями в организации.
Организационные коммуникации – это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя, выступают отдельные элементы, подразделения организации.23
Неэффективные коммуникации – одна из главных причин возникновения проблем в управлении. Во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным.
Основная цель коммуникационного процесса, а, следовательно, и делового общения – обеспечить понимание передаваемой информации.
Однако определенные шумы, все то, что искажает смысл информации, присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла.
Источники
шума, которые могут создавать
преграды на пути обмена информацией,
снижающие эффективность
Заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, обратная связь – ответная реакция получателя на сообщение, позволяя обеим сторонам подавлять шум.
Организационные коммуникации – это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя, выступают отдельные элементы, подразделения организации. Руководитель должен иметь четкое представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмен.
К числу преград
в организационных
- непреднамеренностью в силу затруднений в межличностных контактах;
- из-за несогласия
с сообщением руководитель
- в результате
фильтрации, что делается для
того, что бы с одного уровня
управления на другой уровень
шли только те сообщения,
- в силу
разных статусов уровней
Пути совершенствования коммуникаций в организации:
- представлять потребности в информации свои, своих начальников, коллег и подчиненных;
- научится оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации;
Отношение руководителя к
Информация о работе Совершенствование системы делового общения